Tribuna/Футбол/Блоги/Трибуна-Л/Он – Блохин. На юбилей главной игровой легенды «Динамо»

Он – Блохин. На юбилей главной игровой легенды «Динамо»

Cегодня ему 70 лет.

Блог — Трибуна-Л
5 листопада 2022, 23:55
25
Он – Блохин. На юбилей главной игровой легенды «Динамо»

У меня есть очень хороший друг, болельщик «Динамо» со стажем в 40+ лет. Уже давно и последовательно он критиковал сначала приглашение Луческу в клуб, а затем ту игру, что демонстрирует команда. Противопоставление идет былинным золотым временам, когда и трава была зеленее, и игра ламповее и теплее.

И вот не так давно, после очередного неудачного матча Луческу, зашло обсуждение, кто же худший тренер в истории клуба. По мнению моего друга, конечно, Мирча, а на возражение, что даже в XXI веке минимум трое (Буряк, Блохин и Хацкевич, не считая Газзаева) были слабее, он ответил, что при Блохине хотя бы в еврокубках играли намного лучше.

При Олеге Блохине, напомню, у «Динамо» пара человек стоила примерно как весь нынешний состав вместе взятый – и это с учетом инфляции цен на футбольном рынке, когда те, кто сейчас, априори стоят дороже. При Блохине в чемпионате два года подряд опускались ниже второго места, впервые в истории первенства Украины. При Блохине в первом сезоне в Лигу чемпионов попали сквозь отбор с Семиным, и есть сомнения, что ОВБ протащил бы команду через «Фейеноорд» и гладбахскую «Боруссию».

При Блохине в той Лиге чемпионов набрали 4 очка с очень слабым загребским «Динамо», а в 3 матчах с грандами (ПСЖ проиграли первый раз до смены тренеров) взяли еще аж очко с «Порту». При Блохине на следующий год с ним команда мучилась с «Генком» и «Рапидом», а все же вскарабкавшись в плей-офф, как и за год до того, без шансов отлетела в первом же раунде.

Перечитайте, кстати, все эти «При Блохине» из предыдущего абзаца голосом Дмитрия Гордона с интонацией из его песни про былого кумира. И правда без придыхания вспомнить выступления того «Динамо» непросто (нет).

И вот несмотря на все это – «Блохин лучше, чем Луческу». Вспоминается тип анекдота со схемой из вопроса «чем А лучше В?» и ответом «чем В». Иначе логически эту веру не объяснить.

Зато легко объяснить эмоционально – мой друг, как и многие болельщики со стажем, в обычной жизни человек весьма рациональный, тонко разбирающийся в футболе. Но в деле симпатий к любимому клубу – на первый план выходят эмоции. А эмоции у болельщиков «Динамо» по отношению к Блохину – каким бы тренером он ни был – это история о воспоминаниях про игровое величие, тесно связанное с величием клуба. То, что нельзя не оценить, даже если не видел ни единой игры Блохина-игрока. А уж если видел, то нет шансов быть равнодушным и не отстаивать величие любимцев детства и юности.

Так было бы даже без того самого «Золотого мяча» и двух побед в Кубках кубков, между которыми было 11 лет – срок немыслимый для игроков в системе Лобановского. Тренера, который говорил, что срок жизни футбольной команды 3-4 года в лучшем случае, дальше состав надо обновлять.

Выходит, что Блохин в «Динамо» при одном только Валерии Васильевиче провел несколько жизней, а ведь он дебютировал в клубе задолго до прихода тренера в команду, еще осенью 1969-го, всего в 17 лет. Пусть та игра осталась единственной в том сезоне, а за два следующих юный форвард добавил к ним еще одну, но футбольное долголетие Блохина поражает и по сегодняшним меркам. Что уж говорить про тогдашние, когда в норме вещей было заканчивать на рубеже четвертого десятка, а то и не доходя до него.

Он 15 лет был основным в «Динамо», начав, когда в конкурентах за место в составе были Пузач (1941 года рождения) и Хмельницкий (1943-й), и уйдя, когда в первую команду пришел Протасов (1964-й) и уже вызывался Юран (1969-й). «Динамо» всегда – хорошо, всегда до появления Беседина – было славно своими форвардами, кто-то из которых стабильно был среди лидеров сезона по результативности.

Здесь список будет длиннее перечня кораблей у Гомера, но даже в этой компании Блохин на 100 с лишним голов опережает ближайшего преследователя Реброва. 266 против 163 голов – больше этой разницы в 103 мяча в «Динамо» забили-то, кроме этой пары, лишь Шацких, Ярмоленко и Шевченко. И не из-за низкого уровня игроков, а потому что были и высочайшая конкуренция, и жесткие требования как минимум со времен Виктора Маслова, при котором Блохин и дебютировал в том ноябре в Тбилиси.

И все эти годы он держал марку, каждый сезон выбивая 10+ голов во всех турнирах за год в не самом открытом советском футболе. Конечно, нужно и стоит сказать спасибо генетике – мама Олега Владимировича была многократной чемпионкой Украины в разных видах легкой атлетики. Но и без отношения к делу, характера, той упертости и веры в себя, что так бесила в нем как в тренере, этих голов на поле не было бы.

И, думаю, что те, кто рос с «Динамо» в 1970-80-х, как тот мой друг, будут до последнего отстаивать Блохина. Потому что в нем воплощалась попытка хотя бы на поле обрести относительную свободу действий. Талант, который был в состоянии реализовать себя даже в самой жесткой системе.

Да, не стоит делать диссидента из Блохина. Вне поля он был, как кажется, довольно советским человеком, который был и членом партии, и майором МВД, где «служил», как и все динамовцы, дойдя до звания майора к моменту отъезда в Австрию в 1988-м. Погоны тогда, кстати, пришлось сдать, чтобы отпустили хоть в заурядный второлиговый «Форвертс». Про отъезд в «Реал», который интересовался им в начале 1980-х, когда игрок все еще был в силе (5-е место в опросе на «Золотой мяч»-1981) и речи быть не могло, что уж говорить про еще более закрытые 70-е.

Потому и во вступлении во фракцию КПУ в начале 2000-х, как и в скачках до и после в другие фракции и списки кандидатов в Раду, он наверняка не видел ничего такого. Продукт советской среды – высококачественный в своем деле, элитный на мировом уровне. И, да, давайте проговорю для тех, кто дочитал до этого места, что этот текст показалось органичным написать именно на русском, как более привычном для героя, да и для многих из тех, кто рос на его подвигах. «Я вырос на той системе, она мне близка. А придут коммунисты к власти, или кто другой – отдельный вопрос. Для меня главное, чтобы система работала», – его слова из начала 2000-х.

Вот так и на поле он был частью системы – и в то же время противопоставлял себя ей, отстаивая свое право на хотя бы минимальную индивидуальную свободу. На падения, более частые, чем допускалось неписаным кодексом поведения советских футболистов. На попытку решать все самому – на киевских трибунах нередко негодовали из-за того, что «Блоха опять на себя тянет». На споры с судьями – этого он не стеснялся ни дома, ни на международной арене. Особенно на играх ЧМ-1982, где это вызывало еще больше негодования на фоне чисто игрового провала: 1 гол в 5 матчах, да и тот всего лишь Новой Зеландии.

Даже на споры с тренерами – в том знаменитом бунте «динамовцев» 1976-го, когда выигравшая все, но уставшая от тандема Лобановский-Базилевич команда выступила против молодых специалистов, Блохин считался одним из заводил. И не зря по отзывам игроков «Динамо» Олег Владимирович любил комментировать действия тренера, который в ответ отправлял того с тренировки. Интересно, как часто вспоминал он это свое поведение уже после работы в «Динамо», когда самые разные игроки говорили, что Блохин слишком часто апеллировал к своему игровому опыту…

Но, кажется, без этого «я», самолюбия, переходящего в себялюбие, без того, что столько лет держало его среди топ-игроков, он не мог работать и тренером. Как, наверное, и многие другие легенды, ставшие тренерами.

Иногда это помогало – ярче всего, конечно, в первый заход в сборную Украины, которую он пообещал вывести на чемпионат мира с первого места – и вывел. Да и на самом турнире, сколько не говори про удобный жребий и на групповом этапе (Саудовская Аравия и Тунис), и в ⅛ финала (Швейцария, неожиданно обставившая в группе французов), дошел до четвертьфинала. Кстати, можете попробовать угадать, сколько обладателей «Золотого мяча» как тренеры сборных бывали в четвертьфинале чемпионата мира.

Подумали?

Правильный ответ – двое. Блохин и Франц Беккенбауэр. Может, к ним присоединится вскоре Зинедин Зидан, если слухи не врут и именно он примет Францию после чемпионата мира. Да, многие просто не видели себя тренерами, но пытались так или иначе почти все.

Со сборными работало не так мало народу – Суарес, Масопуст, Симонсен, Киган, Платини, ван Бастен, Маттеус, Стоичков. Ладно у Симонсена с его Фарерами и Люксембургом не было шансов, но остальные-то… Кто не выходил на сам турнир, кто не доживал до него в этом статусе, а кто проваливался и на самом турнире. А вышло вот лишь у Блохина да Кайзера Франца.

Почему? Как кажется, самым большим звездам футбола трудно убить в себе это внутреннее непонимание. Что люди, которых они тренируют, не могут исполнить то, что им самим давалось заметно легче. Отсюда и пресловутое «Я играл, я забивал». И если на людей, что пацанами фанатели от Блохина, а затем уже как сборники попали к нему в 2004-м, эта магия действовала – они и правда видели, как играл и забивал – то на тех, кто моложе, уже не особо, а на иностранцев совсем уж не действовала. Потому Блохин и не идет никуда после той отставки из «Динамо».

Знатный французский род баронов де Роган имел девиз «Королем быть не могу, до герцога не снисхожу, я - Роган». Наверное, Олег Владимирович оценил бы – после двух последних записей в трудовой книжке он для себя внутренне и правда, видимо, не видит нового места работы. Но и правда, зачем оно ему? Тренером сборной или «Динамо» он быть не может, до прочих клубов не снисходит.

Он – Блохин. И сегодня ему 70 лет.

На прощальном матче в Киеве когда-то Тамара Гвердцители исполнила песню со строками «Ты так играл, ты был король - и вот теперь вакантна роль».

И правда вакантна – другого Блохина нет и не будет. А его рекорды с нынешним уровнем клубной подготовки, а также с открытием рынка трансферов на Запад, будут держаться вечно. Не вернется и он сам – и, может, к лучшему: нового разочарования в кумире мой друг, успевший позабыть его последнее пришествие, может и не перенести.

Фото: «Динамо»; Global Look Press/SVEN SIMON

Найкраще у блогах
Більше цікавих постів

Інші пости блогу

Всі пости