Tribuna/Футбол/Блоги/Герой финала КЕЧ-86: без подготовки отбил четыре подряд пенальти в серии, но больше почти не играл на высоком уровне

Герой финала КЕЧ-86: без подготовки отбил четыре подряд пенальти в серии, но больше почти не играл на высоком уровне

Автор — Эшли_Коул
28 жовтня 2022, 04:14
1
Герой финала КЕЧ-86:  без подготовки отбил четыре подряд пенальти в серии, но больше почти не играл на высоком уровне

История голкипера "Стяуа" Хельмута Дукадама.

Изначальная задумка этого поста была другая - подборка вратарей, которые отбили три или четыре пенальти подряд. Повод появился на этой неделе - вратарь "Порту" Диогу Кошта и его подвиги в Лиге чемпионов. Однако при поиске персонажей для такой подборки наткнулся на историю, которая сама по себе достойна отдельного поста - и именно ей эта статья и будет посвящена.

Речь про румынского вратаря Хельмута Дукадама и его геройства в финале Кубка европейский чемпионов (тогда еще не ЛЧ)1986-го года.

Путь к финалу: помощь диктаторского режима, наводнение в Бухаресте

Сейчас представить победу "Стяуа" в главном европейском турнире нереально, но и тогда это была задача не из простых. В предыдущих шести сезонах, предшествующих триумфу, клуб из Бухареста не мог преодолеть даже первый раунд.

Но в тот год все изменилось. В первых раундах они прошли оппонентов, которые тоже выглядят экзотически по нынешним меркам - датский "Вейле", венгерский "Гонвед", финский "Лахти".

Однако даже когда "Стяуа" дошел до четвертьфинала, в самой команде веры в успех или какие-то великие свершения, все еще не было. И только Валентин Чаушеску - сын диктатора Николаэ и неофициальный владелец команды - тогда им сказал, что они пройдут весь путь. "Когда он ушел из комнаты, все взорвались хохотом. Это по-прежнему казалось невозможным" - писал позднее Дукадам для FourFourTwo (оттуда, собственно, вся информация для поста).

Сын диктатора сыграл свою немалую роль в успехе. Он организовал команде зимний тренировочный лагерь в горах - и это помогло набрать физическую форму к весне. Благодаря ему игроки могли тренироваться при прожекторах дома в Румынии - иначе это было бы невозможно из-за строгих ограничений употребления электроэнергии коммунистическим режимом. А когда УЕФА сообщила клубу, что им необходимо сыграть финал в сменной форме из-за совпадения цветов с "Барселоной", Чаушеску достал материалы - и у нас появилась специально сделанная новая красно-белая форма. Последнее может показаться странной подробностью, но ее выделяет сам герой материала.

Отдельно нужно вспомнить матчи против "Лахти" - потому что эта дуэль была богата на яркие подробности:

  • в Бухаресте играли на фоне наводнения по всей стране. Порой высота воды на поле "Стяуа" достигала 60 см в высоту. Провести матч удалось благодаря армии, которая высушила поле с помощью двух вертолетов;
  • ответный матч в Финляндии проходил под другую стихию - снег, высота которого достигала почти метра на кромке поля.

В финале Дукадам не был готов к серии пенальти - он не изучил соперника

После 120 минут в решающем на табло были 0:0 - и Хельмут немалую роль в этом отводит их физике на тот момент. А дальше наступило время для серии пенальти.

"Я отбивал пенальти в прошлом, против "Ромы" и некоторых очень хороших футболистов в Румынии. Полагаю, можно даже сказать, что это была моя специальность. Я оставался после тренировок на часок-другой со своими партнерами, делая ставки, сколько пенальти я могу отбить. И вся та практика крайне пригодилась".

Самое интересное при этом то, что он не был готов к серии пенальти против "Барсы" - в том смысле, что он не видел одиннадцатиметровые в исполнении каталонских футболистов до этого. "У нас было два журналиста, которые помогали получать видео наших соперников от людей, работавших в иностранных посольствах в Румынии. По иронии, единственный матч, который я не смог увидеть, был их полуфинал против "Гетерборга", который они впоследствии выиграли по пенальти".

"Это означало, что я не знал, как Анхель Педраса, Пичи Алонсо и другие пробивали свои пенальти. Но, возможно, это в итоге как раз сыграло мне на руку. Они, вероятно, думали, что я знал, как они били в предыдущий раз - и это делало все более неопределенным для них".

Сама серия: игры разума, логика, как результат - все отбитые удары

Пенальти "Стяуа" Хельмут даже не смотрел - просто наблюдал за реакцией трибун (матч проходил в Севилье). Он был на 100% сфокусирован на своей работе.

Первый (пенальти "Барсы"): "Их первый пенальти в исполнении Хосе Рамона Алеханко отбить было сложнее всего. Я угадал и прыгнул в правильный угол. Это был из тех ударов, которые голкиперы любят: не слишком высоко и не слишком сильно. Если бы я прыгнул в другой угол, все бы сказали об его хладнокровии, но, к несчастью для него, я угадал направление. Был ли это вопрос удачи? Послушайте, вы можете прыгнуть в правый угол 10 раз подряд, но если у вас нет достаточных силы и атлетизма, ни про какие отбитые пенальти речи идти не будет".

Второй: "Давление нарастало, ибо наши первые два удара были отбиты вратарем "Барселоны" Уррути. Но я также пробовал себя и в качестве пробивающего пенальти на тренировках - и это помогло мне залезть в голову их бьющим.

Со вторым ударом я попробовал применить более логический подход. Педраса был следующим у "Барселоны" - и я подумал: что я бы сделал, будь я на его месте? Уррути прыгнул влево на первый раз и вправо на второй. Я же и во второй раз прыгнул вправо. Вероятно, Педраса подумал, что на второй удар я отправлюсь в другой угол - как это сделал Уррути. Я был в хорошем состоянии. Хорошие, сильные ноги - и я напрягся до предела, чтобы остановить мяч".

Третий: "Мариус Лакатус [игрок Стяуа - прим.] забил свой пенальти от перекладины - и мы наконец вышли вперед.

Сейв после третьего удара "Барсы" был самым простым. Алонсо наверняка подумал: "Он прыгал вправо первые два раза, но не будет же он это делать и в третий раз. Ударю-ка я туда". Но я, естественно, снова пошел вправо - и когда мяч достиг ворот, уверенно забрал его".

Четвертый: "Гаврил Балинт спокойно отправил мяч в нижний угол - и мы повели 2:0. Следующий пенальти "Барселоны" был решающим - Маркос должен был забивать, чтобы они оставались в игре [Маркос Алонсо, отец Маркоса Алонсо и сын Маркоса Алонсо - прим.].

Для меня это был вопрос вдохновения. Если вы внимательно посмотрите повтор его удара, то увидите мои игры разума. Сначала, я показал ему, будто я иду влево. Когда он начал приближаться, я слегка двинулся вправо, после чего внезапно прыгнул влево! Он увидел, как я меняю направление; решил, что я уже собрался прыгать вправо - и не сильно ударил влево (от вратаря). Когда вы это так объясняете, то звучит едва ли не легко, но когда на вас смотрят 70 000 зрителей в финале Кубка европейских чемпионов, все намного сложнее".

После матча: пиво от местных и поношенные джипы как подарок

Футболисты "Стяуа" никак такого не ожидали - и никак не были готовы к празднованиям. Но следующий день в Севилье оказался для команды, по словам Дукадама, "экстраординарным". Фаны "Бетиса" и "Севильи" тоже были рады поражению "Барселоны" - поэтому предлагали румынам бесплатное пиво и просили расписаться на деньгах и салфетках. Для футболистов после закрытой коммунистической страны это было чем-то невероятным.

В самой же Румынии тогда - до игры - каким-то образом появились слухи о том, что "Стяуа" собирается сдать матч. "Понятия не имею, откуда поползли эти слухи. Но если что, то обещания коммунистов нас мотивировали только больше. Правда, не то, чтобы они их выполнили..."

Футболисты в итоге получили обещанные джипы ARO 4x4. Вот только обещали им новые экземпляры - а достались им старые, которые ранее использовала армия. Капитану Стефану Иовану - так вообще дали собранную из отдельных запчастей других автомобилей. Хотя остальные футболисты в итоге остались довольны. Правда, сами ARO продали пастухам.

Жизнь после финала: отказ участвовать в договорняке, слушание, аневризма

"Через пару недель моя жизнь изменилась в худшую сторону - и в значительной степени. Через пару недель после финала я должен был играть в матче, который должен был стать договорным. Замысел был в том, чтобы обеспечить нашему нападающему звание лучшего бомбардира - но я не хотел участвовать в этом.

Наш игрок в итоге забил трижды, но паренек из "Спортула" забил больше в последнем матче - и закончил кампанию с 31 голом. Звали того паренька Георге Хаджи".

После этого Дукадама ждала череда событий - и каждое следующее было хуже предыдущего:

  • за отказ участвовать в договорняке ему запретили посещать базу клуба в течении двух недель;
  • на поле даже было проведено слушание - под руководством Ильи Чаушеску, брата Николаэ. В результате Хельмут был оштрафован на двухмесячную зарплату;
  • но кошмар на этом не закончился - в его правой руке обнаружили аневризму. Голкипер отправился с командой в Японию на Межконтинентальный кубок и там даже попадал в объективы местных репортеров на тренировках\разминках, однако ему необходимо было следить, чтобы приземляться на левую руку;
  • очень быстро доктора решили, что продолжать играть может быть для Дукадама слишком опасно. В придачу к этому, его еще и вышвырнули из армии - так как Чаушеску сказал, что если не можешь играть в футбол, то должен покинуть службу. "Я не мог поверять - от таких высот до таких низов так быстро".

Жизнь после карьеры: якобы подстрелен Чаушеску, пограничная полиция, участие в освобождении Румынии в 1990-м

Такое быстрое развитие событий породило в Румынии другую версию: мол, Нику Чаушеску - самый младший сын - подстрелил Дукадама, потому что то ли не хотел быть в тени его славы, то ли потому, что тот его раздражал. Но Хельмут говорит, что уже устал отрицать эти слухи каждый раз. И добавляет, что ненависть к режиму в Бухаресте в то время была огромной.

После финала команда, кстати, виделась с Чаушеску - в этот раз речь про того самого. "Был прием, он смешался с нами, чего никак нельзя было ожидать. Его слова не были ни дружескими, ни комплиментарными - он был холоден. Он даже сказал, что будь мы лучше готовы - мы бы выиграли в основное время!"

Дальнейшая судьба Дукадама сложилась разнообразно: тут и участие в Фронте национального освобождения и, собственно, освобождение Румынии в 1990; тут и семь лет работы в пограничной полиции; тут и десять лет деятельности амбассадора "Стяуа". Сейчас ему 63.

***

Удивительная история. С одной стороны,1986-й год - это не так и давно. С другой, читая про все эти события, кажется, что это было в совсем другую эпоху. Сам Дукадам говорит, что это был уникальный финал, его уникальная история в серии пенальти - которая вряд ли когда-то повторится. И тут ему нечем возразить.

Найкраще у блогах
Більше цікавих постів

Інші пости користувача

Всі пости