Если бы не та рука Суареса, именно он стал бы героем целого континента. История Доминика Адийи
А вы помнили, кто тогда бил по воротам?
Как только защитник Ганы Джон Пэйнтсил на 120+1-й минуте совершил подачу в штрафную Уругвая, концовка того четвертьфинала ЧМ-2010 была просто обречена стать исторической.
Все мы помним и знаем, чем все в итоге закончилось, но дело в том, что альтернативные сценарии были бы не менее грандиозными и значимыми. Это был первый в истории Чемпионат мира в Африке, африканские команды никогда не пробивались в полуфинал мирового первенства - и вот, Гана, последний представитель Черного континента на том ЧМ, такой уникальный шанс.. Самое очевидное "если бы" - это если бы удар Асамоа Гьяна с того пенальти прошел на пару сантиметров ниже. Как бы штамповано это не звучало, но тогда Гьян вписал бы свое имя золотыми буквами в историю ганского и африканского футбола. Чуть менее очевидное "если бы" - это если бы Суарес не остановил руками летящий в пустые ворота мяч. Кто бил тогда по воротам, вспоминают нечасто, а это был Доминик Адийя.
Поскольку этот эпизод был слишком уж легендарным, никогда не будет лишним его пересмотреть - тем более, с уругвайскими комментариями:
Адийя стал бы героем нации и целого континента в 999 случаях из 1000, однако это был тот самый тысячный. А эпизод так и остался вершиной его карьеры, к которой он после и близко не подбирался. Сейчас об этом можно говорить уже с уверенностью.
До того вечера: Лучший игрок ЧМ U-20, контракт с "Миланом"
Начинал свой путь на Родине Адийя в ганской академии "Фейеноорда", которая на тот момент так и называлась - "Фейеноорд Гана" - потом был еще один клуб под названием "Харт оф Лайонз" и переезд в Европу, в норвежский "Фредрикстад", в 2008-м году, в возрасте 18 лет. Перед тем он успел получить звание Самого перспективного игрока в ганской лиге (в оригинале Most Exciting Player of the league).
Но самое интересное последовало потом.
За норвежцев Доминик в итоге провел с десяток матчей, в которых ничем особым не отметился, зато очень сильно в этот период отметился в составе юношеской сборной. 2009-й оказался и для него лично, и для Ганы настоящим прорывом. Сначала они выиграли юношеский чемпионат Африки, а затем в октябре - и чемпионат мира U-20 в Египте. А Адийя поучаствовал в этом непосредственно: 8 голов в 7 матчах, Золотая бутса и приз MVP турнира.
В финале по пенальти тогда обыграли Бразилию, и в составах команд было много знакомых нам сегодня лиц: Самюэль Инкум, Андре Айю, Дуглас Коста, Алекс Тейшейра, Джулиано. Иронично, что спустя несколько лет почти все из них пересекутся в УПЛ - и у Адийи на тот момент будет самый низкий статус из всех.
Однако это мы немного забежали вперед, а тогда Доминик был на вершине. После столь успешного турнира было неудивительно, что вскоре его подписал топ-клуб - и этим топ-клубом стал "Милан". Контракт оформили 2 января 2010, после чего Адийя сразу же уехал на Кубок Африки. По возвращению оттуда он был доступен для игры, но так и не дебютировал за "россо-нери" до конца того сезона - более того, Леонардо (тогдашний тренер) даже ни разу не включил его в заявку. Практику же он время от времени получал в Примавере.
ЧМ в Южноафриканской республике: два выхода на замену, тот самый момент и решающий промах в серии
После того успеха на юношеском уровне дебют в первой сборной был делом времени - так что было неудивительно, что главный тренер сборной Милован Раевац вызвал его сначала на ноябрьские матчи отбора на ЧМ, а затем на Кубок Африки в январе.
Но вызовы не означали автоматическую игру в основе - хоть Адийя получил серебрянные медали того КАНа, но в сумме тогда провел всего 20 минут. Хотя 5 из них - в концовке проигранного финала с Египтом (0:1).
Несмотря на отсутствие практики в "Милане", сербский наставник вызвал Доминика и на ЧМ, где ему была уготована примерно такая же эпизодическая роль. До встречи с Уругваем Адийя провел на поле только компенсированное время последнего матча группы с Германией. А, собственно, с Уругваем Адийя вышел в концовке основного времени. Он проигрывал конкуренцию своим бывшим партнерам по молодежке - Инкуму и Андре Айю - и Салли Мунтари вместе с ними.
Про тот-самый-эпизод-в-концовке-овертайма, в принципе, уже сказано выше. Тут можно лишь добавить, что и тот штрафной, с которого "все началось", тоже заработал Доминик.
Однако на том моменте его персональная - а не только командная - драма в тот вечер не закончилась.
Он должен был стать героем нации, а в итоге стал антигероем, пускай в Гане его вряд ли кто-либо так классифицировал. Однако формально это так - именно Доминик допустил решающий промах в последовавшей серии пенальти. И африканская мечта умерла.
И хоть с того матча прошло уже больше 12 лет, Адийя, кажется, все никак не может отпустить тот эпизод - по крайне мере, если судить по профилю его Инстаграма. А там на аватарке - фото именно того удара по уругвайским воротам и именно того "сейва" Луиса Суареса:
Впрочем, особых альтернатив - с футбольной точки зрения - у него для титульного фото и не было.
Что было после (1): аренды, киевский "Арсенал", исчезновение клуба
Тяжело судить, как сложилась бы дальнейшая карьера Доминика, если бы не та рука Суареса - слишком уж невзрачной она была, да и слишком много времени прошло. Однако в краткосрочной перспективе это, вероятно, что-то бы, да все же поменяло. Не факт, что Массимилиано Аллегри дал бы ему шанс в "Милане", однако также трудно представить, что герой целого континента отправился бы в аренду в Серию В, в "Реджину".
Однако в реальности он не просто туда отправился, а и еще играл там - даже там! - не так и много, преимущественно появляясь на замену. Примерно то же самое повторилось в следующих арендах - в сербском "Партизане" и турецкой "Каршияке" из второго (!) турецкого дивизиона. Причем "Реджина" и "Каршияка" возвращали его из аренды раньше срока, а "Партизан" не воспользовался правом выкупа.
Ну а дальше наступил период, который мы с вами лучше всего помним - киевский "Арсенал".
Он тогда мог оказаться также в рПЛ, но - хоть тут ему повезло - все же выбрал Киев. "Арсенал" сначала его тоже взял в аренду, а потом и выкупил его контракт у "Милана". Что, на самом деле, тоже было странно, потому что за полгода в качестве арендованного Адийя сыграл всего 5 раз, не отметившись результативными действиями.
На удивление, в Киеве Доминик задержался аж до самого исчезновения "Арсенала" осенью 2013-го - и даже играл в последнем поединке в истории клуба! Хотя серьезные проблемы с деньгами у "канониров" начались еще в начале того года. Из других любопытных моментов того периода: в одном из интервью Адийя назвал Леонида Кучука "лучшим тренером, с которым когда-либо работал".
Что было после (2): мог умереть в Казахстане от малярии
Насколько карьера Адийи в тот момент зашла не туда, можно понять по следующему факту - новый клуб он нашел себе лишь через полгода. Несмотря на статус этого свободного агента. Этим клубом стал казахский "Атырау". И там все могло закончиться совсем плохо - и речь даже не про футбол. Дальше - воспоминания тогдашнего пресс-офицера клуба Нуркена Мирзагалиева:
"... после приезда с парнем происходили странные вещи. После тренировки африканец засыпал, а после сна его сильно лихорадило. Он лежал в потной кровати абсолютно без сил. (...)Доминик начал говорить мне, что подозревает у себя симптомы малярии, потому что ранее он уже болел этим недугом. (...)
На следующий день, после утренней индивидуальной тренировки, Адийя окончательно слег в кровати. Его очень сильно лихорадило. Я спросил у него: насколько все плохо? В ответ он еле прошептал: «Твой народ меня убьет, Нуркен… » Сказать, что я был в шоке — ничего не сказать! Сразу побежал гуглить, что такое малярия, и понял — дела плохи. Оказалось, что при некоторых формах малярии через 10 дней человек может умереть. А Доминик на тот момент болел около 8-9 дней.
Руководство отреагировало быстро: попросили главного врача области созвать консилиум чтобы помочь африканскому футболисту. Благо собирать лучших врачей области не пришлось, оказалось, что в город для обмена опытом прибыл квалифицированный врач из Великобритании.(...) Доктор помог Доминику и попросил клуб отправить игрока на лечение домой как можно скорей.
Жил Адийя с женой в Лондоне. Кстати, о жене. Связь с ней держал я, поэтому именно мне пришлось почувствовать по телефону настоящий женский гнев и услышать все прелести британского мата. В те минуты проскользнула мысль, хорошо, что мой английский слабый и смысл половины того, что она мне сказала, я не понял.
История закончилась хэппи эндом. На следующий день после госпитализации в Атырау Адийя отправили домой, там он лечился около двух недель, присылая нам фотографии из своей палаты. Позже он вернулся в Атырау и непросто доиграл сезон (14 игр, 1 забитый гол), а стал настоящим любимцем жителей поселка Балыкшы (часть города, где расположена база)...".
Несмотря на скромную статистику, пресс-офицер считал, что потенциал тогда у Адийи был сумасшедший. Однако в Атырау ганец задержался всего на полгода, после чего отправился в еще более экзотическое место - Таиланд.
Что было после (3): второй дивизион Таиланда, уже почти два года без клуба
Впрочем, и тут не обошлось без приключений. Причем они начались сразу: ганские ресурсы стали сообщать о том, что "Накхонратчасима" расторгла с ним контракт всего через две недели после заключения соглашения - мол, из-за недостаточной готовности и слишком высокой зарплаты. Частично это подтверждает немного странная история его трансферов на Трансфермаркете, согласно которой он 29 января пришел в клуб, 1 февраля его покинул, а 5 марта снова вернулся:
Но безоговорочным является тот факт, что следующие 3,5 года он таки отыграл за "Накхонратчасиму" - и один из сезонов (2017) даже вполне успешно, отличившись десять раз. Клуб решил продлить с ним контракт на два года, однако уже через несколько месяцев расторг это соглашение, потому что Адийя потерял ту "взрывную" форму и слишком дорого обходился.
Далее - опять полгода без футбола, две команды во втором (!) тайском дивизионе и, наконец, снова период без клуба. Который длится уже почти два года.
Выше уже было упоминание про жену и Лондон и, судя по Инстаграму, Адийя именно там сейчас и живет. Пару дней назад ему исполнилось всего-то 33. О завершении карьеры пока не объявлял.
Если в начале карьеры он в 999 случаях из 1000 стал бы героем континента, но случился тот самый тысячный, то сейчас можно сказать, что в 999 случаях из 1000 он вряд ли еще оставит свой след в истории в качестве игрока. Разве что снова случится "тот самый тысячный".
Ну а масштаб разницы между тем, кем бы он стал, если бы не та рука Суареса, и кем он стал в итоге - невероятный.
P.S. Я помню, что писал о нем и не раз в статусах, но сейчас я даже скопипастить те тексты не мог, да и инфы здесь в разы больше.

