Tribuna/Футбол/Блоги/Футбол, который я смотрю/Анатолий Бышовец. Правила жизни

Анатолий Бышовец. Правила жизни

Самые сочные высказывания, мысли и изречения Анатолия Бышовца, в избытке накопившиеся за 70 лет его примечательной жизни

24 марта 2017, 18:30
3
Анатолий Бышовец. Правила жизни

Выдающийся форвард киевского "Динамо" и сборной Союза, рано завязавший из-за травмы.

Неоднозначный тренер, главного успеха на этом попроще добившийся в возрасте 42 лет (олимпийское золото Сеула).

Наконец, просто весьма интересный человек, неординарная личность, эрудит, интеллектуал, полиглот, философ и рассказчик, обожаемый журналистской братией.

Вашему вниманию предлагаются самые сочные высказывания, мысли и изречения Анатолия Бышовца, в избытке накопившиеся за 70 лет его примечательной жизни.

О журналистах

В среде журналистов отсутствует конкуренция, так что многие журналисты со временем начинают себя переоценивать и позволять себе давать безосновательные оценки.

Надо ли удивляться качеству написанного, когда нет культуры у большинства газетчиков?

Я даю интервью не для журналистов, а для тех, кто читает. Да, есть те, кто раньше плохо обо мне писали. К счастью, есть. Человека надо судить не по тому, кто у него друг, а кто у него враг. Любые проблемы не так страшны, когда у тебя есть враги. Проблемы в том, какие у тебя друзья…

О том, за что его любят журналисты

Нужно быть полным идиотом, чтобы верить всему тому, что происходит.

О клевете, правде и компромиссах

Чуть-чуть меня обидеть может клевета. Когда перевирают. И больше ничего.

Клевещут на меня много. Но хочу заметить, что клевета не прилипает к посредственностям. Только к людям, чего-то стоящим.

Чтобы быть счастливым, достаточно быть успешным и правдивым.

Характер изменить невозможно. Но можно многому научиться, ты постигаешь истину, находишь компромиссы. Хотя за пределы собственной ментальности не выйдешь, и главное здесь – не изменять себе.

Компромисс – не слабость, а мудрость. Сохраняешь себя во имя чего-то. Каждый должен в чем-то уступить.

Я очень стараюсь не врать. Но если человек что-то сделал, и меня спросят, было ли, а я знаю, что это может человеку навредить и будет несправедливо, скажу – нет. Не могу по-другому.

О сущности тренера

Тренер – не профессия, не ремесло, а призвание.

Работа тренера благодатная, но и неблагодарная тоже.

Тренер – тот человек, который не знает, а ищет.

Тренер должен обладать опытом и характером.

Футбольный тренер, во-первых, обязан знать больше, чем подопечные, во-вторых, его внутренний мир должен быть, безусловно, богат, и третье: черпать вдохновение в работе можно только у великих, обогащая себя культурой.

Нельзя достичь невозможного без духовности, нравственности; поэзия и искусство вдохновляют, возвышают. Раскрыть возможности, личность игрока – самая трудная задача тренера, педагога.

У меня есть один критерий – польза и честь. Не могу играть по чужим правилам, руководя командой.

Тренер – профессия творческая. Ты готовишься к тренировке, тебе могут прийти на ум новые упражнения, розыгрыши стандартных положений, тактические ходы. Все это – плоды вдохновения в том числе. Все тренерские идеи имеют силу действия – если они игрока увлекают, он начинает сам осваивать их и начинает не просто работать, а творить.

Разница между хорошим тренером и посредственным только в одном: посредственный тренер считает до десяти, а хороший – до ста и дальше.

Сегодняшних тренеров не надо обучать. C ними надо дружить и обсуждать. Потому что непрошеная услуга и непрошеный совет – не честь, не польза и не заслуга.

О сущности футбола

Футбол – те же шахматы, в которых ты за короткое время должен просчитать варианты действий своих, партнеров и соперников. Делать это надо не только быстро, так еще и качественно. И в борьбе.

Футбол – игра, в которой нужно проявлять мужество.Футбол – осмысленное преодоление пространства с мячом и без мяча. Осмысленное, как шахматы.

Футбол – это вдохновение, и создают его именно болельщики своей поддержкой.

Футбол для многих – это зрелище. Его воспринимают эмоционально. Для меня футбол – работа, которую я воспринимаю разумом.

Что вообще важно для футбола? Техника, понимание игры, физика – без этого, конечно, не обойтись. Но я все же считаю, что важнее всего способность к обучению.

Если нет благоприятной среды в коллективе – то нет команды. Все равно, что лишить растение солнца, не поливать его...

Футбол испортили не деньги, а то, какими средствами они получены.

Классный футболист, настоящий чемпион по сути своей альтруист. Он не за деньги играет – выходит побеждать и ни о каких премиях и гонорарах не думает.

Считать нужно не деньги, не благополучие, а операции, переломы, отсутствие нормальной семейной жизни, временность профессии…

Нужно не цену знать, а ценность. В этом смысл.

О профессионализме

Профессионализм, прежде всего – сознательное отношение к делу, болельщикам и стране, не из-под палки выполнение своих обязанностей.

Большая проблема – иметь дело с непрофессионалами, которые не то чтобы не знают футбол и процесс, а, наоборот, думаю, что знают все.

Нет большей проблемы, чем бытовые мелочи и чиновники-любители. Проблема нашего футбола в том, что в профессиональной лиге мало профессионалов, а в федерации много любителей.

О славе и известности

Есть популярность, а есть слава. И определить ее можно только уровнем и качеством тех, кто тебя понимает и ценит.

Известность хороша тем, что дает тебе право на общение. Ведь жизнь прожить – это значит что-то накопить: добро, общение…

Слава блестит, как золото, но ржавеет, как железо.

О величии

Я так давно в футболе, что многих нынешних великих помню совсем не великими…

Для меня первый признак величия человека – это умение держать слово.

Я благодарен судьбе, что по-настоящему великих людей в моей жизни было много.

О зависти

Пушкин считал, что это исключительно прекрасное качество, которое мотивирует, помогает человеку реализовывать амбиции. Но я считаю, что зависть – страшное качество. И никому стараюсь не завидовать. Только если белой завистью, и то очень редко.

О чести, совести, порядочности, достоинстве и предательстве

Быть жалким на расплату – свойство крайне низкое, недостойное человека. Уходить надо с честью, точно так же, как и воспринимать поражения.

У меня нет контракта с собственной совестью.

Цена победы для меня дороже денег и наград, была бы польза и честь.

Отношение к учителям, к тренерам во все времена схематичное – сначала тебя обожают, потом критикуют, а потом забывают. От этого никуда не деться. Бывает, что и предают. А как же? И это в порядке вещей.

Ни в одной энциклопедии, ни в одном травнике нет рецепта борьбы против предательства. Есть пределы человеческому уважению и доброте, а человеческой мерзости пределов нет!

Сегодня для того, чтобы оставаться порядочным, необходимо быть отважным. Удивительное чувство, когда ты имеешь право. Ведь демократия – это прежде всего право и есть.

О нравственности, культуре, духовности

Отбор игроков должен происходить не только по профессиональным качествам, но и по нравственным. Отсутствие духовности перечеркивает все благие начинания. Если в команде присутствует стяжательство, и у всех мысли только о том, чтобы заработать, урвать, – эти люди могут перечеркнуть все.

В беседах с игроками я обращаюсь к истории: древней, античной, современной.

Если слово не помогает, то и палка не спасет.

Именно культура и воспитание дистанцируют тебя от дураков и непорядочных людей.

О жизни, о прошлом и настоящем, о старости

Если человек не умеет слушать тишину, то как он узнает, чего хочет от жизни?

Жизнь – это совсем не то, что мы о ней думаем; это – борьба человека с человеком.

Жизнь для человека – постоянная трансформация, переход из одного возраста в другой. В футболе это переход из молодежной команды в дублирующий состав, из дублеров – в основной, потом в национальную сборную. Ты постоянно должен переходить из одного качества в другое.

В молодости мы живем настоящим. С возрастом думаем о будущем. В старости обращаемся в прошлое. И вот это прошлое – как вторая молодость. Однако я себе говорю: «Вторая молодость –это хорошо. Но как бы на следующем этапе не впасть в детство!» Хорошо сохранять мечту, продолжать дело, которому ты посвятил всю свою жизнь.

Забудь заумные мечты, и ты увидишь: мир прекрасен

Воспоминания приукрашены, преувеличены, а настоящее выглядит настоящим.

Живу сегодняшним днем, потому что прошлое ушло, а будущее еще не наступило.

Каждый оценивает жизнь в силу соревнований и своих возможностей. Но когда речь идет о прошлом, то нет ничего более ложного, чем автобиографии. Я сомневаюсь даже в Плутархе с Тацитом. А уж в рассказах о недавних событиях…

В прошлое нельзя стрелять из пистолета, потому что оттуда грохнет пушкой.

К концу жизни приходишь к пониманию того, что любая победа выше наград и денег. Что власть и роскошь ниже свежести и чистоты утренней росы.

Я практически сохранил весь динамический стереотип, который позволяет мне считать себя молодым человеком.

У меня нет ощущения, что меня покинула молодость. Это когда ты готов быть полезным, у тебя есть видение, знания, опыт, но ты – наблюдатель. И это мучительная вещь. Я не хочу быть выброшенным из действительности

70 лет – вторая молодость. Но только при отсутствии эйфории, иначе эта молодость может быстро впасть в детство.

Когда твой разум не поник, / И волю не сломили годы, / Ты только сед, но не старик, / Смирившийся с законами природы.

О себе

Лично для меня футбол никогда не был просто увлечением. То было некое предначертание судьбы.

Я вообще хорошо чувствую футбол, это мне, наверное, дано свыше.

Когда приходишь в мир большого футбола, пропускаешь через внутреннее сито все многообразие красок своего психологического состояния. Футбол учил серьезному отношению к жизни. Именно игра в кожаный мяч дала импульс учебе в школе, желанию совершенствоваться.

Важно знать дорогу, а не цель. Я ее знаю.

Могу сказать, что я человек независимый. А главное условие независимости – отсутствие реакции на давление общественного мнения, умение абстрагироваться от большинства. Для меня достаточно мнения отдельных людей, тем более что поклонников тоже всегда хватало. И хватает.

Я никогда не находился в большинстве. Большинство – это сила, но не справедливость. Меня не интересует мнение толпы – важна только своя собственная оценка самого себя. Спрашивать с самого себя я умею, и хотя в чем-то, безусловно, слаб, благодарным быть не боюсь.

Я думаю, что был в оппозиции с первых шагов, которые сделал на этой земле.

Быть диссидентом – это достойно.

У меня вообще есть внутренняя сопротивляемость силовому давлению. Со мной легче договориться, чем заставить.

Со мной происходили ситуации, которые могли бы выбить из колеи любого. Взять хотя бы тот факт, что я трижды уходил из команд, претендовавших на первое место. Поверьте, это не так просто, но я к этому отношусь философски: как к вызову или борьбе. Конечно, в ней можно уступить, но главное – себя не потерять.

Сильный – так повелось – ищет всегда справедливость и правду, а сегодня, если ищешь правду – ищешь и работу.

Руководителям клубов сегодня не нужен такой, как я. Сегодня лучшие наблюдают, а худшие прислушиваются. Потому что хорошо прислуживаются.

Мои правила жизни не вписываются в чужие схемы и системы, а я не вписываюсь в сегодняшние правила.

Моя жизнь состоялась – я самодостаточен. Есть дело, которое принесло мне положение в обществе и большую аудиторию почитателей. Я доволен их качеством – это люди, любящие футбол. Их отношение придает мне уверенность и силы.

Я был Бышовцем, есть Бышовец, так Бышовцем и останусь. И в истории сохранятся и мое отношение к футболу, и мои принципы жизни.

По материалам изданий и ресурсов: "Спорт-Экспресс", "Советский спорт", "Чемпионат", "Динамо Киев от Шурика", "Зеркало недели. Украина", Sports.ru, "Р-Спорт", Sportbox.ru; а также книги А. Бышовца "Не упасть за финишем"

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

А если так и закончат?
19 октября 2018, 14:13
2
АПЛ. Завязка. Карл Икеме
8 августа 2018, 09:44
6
Двадцать лет спустя
23 июня 2018, 05:46
1
Проклятие лузера
21 июня 2018, 10:05
12
Хитрые часовщики
18 июня 2018, 00:00
Гримаса Психа
15 июня 2018, 15:03
1
Все посты