Сергей Бондаренко, главный редактор газеты «Украинский футбол», убежден, что не все еще пропало для газетчиков.
Сергей БОНДАРЕНКО, главный редактор газеты «Украинский футбол», убежден, что не все еще пропало для газетчиков.
— Согласитесь ли вы с тем, что именно интернет-журналистика, делая новости и обрастая все большим эксклюзивным контентом, сейчас пошла дальше, чем печатные СМИ?
— Безусловно, ведь если говорить о вчерашнем дне, то это была банальная репрезентация журнальных и газетных материалов. Сейчас немножко иначе. Но давайте обратим внимание, сколько таких сайтов, которые могут себе позволить держать в штате хотя бы 10-12 работников.
— Кажется, не меньше, чем газет…
— Начнем с того, что количество периодики уменьшилось. Большинство сайтов все равно продолжает работать по той же системе…
— Остановимся на качественной журналистике, хотя вопрос качества тоже дискуссионный.
— Я не считаю интернет-журналистику качественной. По крайней мере, сегодня.
— ?
— Да, ведь много журналистов-аналитиков остается в печатных СМИ, в толстых еженедельниках («Корреспондент», «Фокус», «Комментарии»), и ежедневных общественно-политических изданиях («Сегодня», «Факты»). В Интернете же работают люди, которые, ну… я не знаю, имеют ли они право учить кого-то жизни, анализировать…
— То есть вы считаете, что в печатной журналистике сохраняется мощный кадровый пласт?
— Да. И на телевидении тоже. В интернет-журналистику идут отдельные люди, но вы не забывайте, что сеть постоянно поглощает и, возможно, через год будем говорить, что все лучшие акулы пера уже обитают в Интернете.
— А в Украине, на ваш взгляд, вообще есть журналисты, ради которых вы и покупаете те же «Команду», «Спорт-Экспресс», «Футбол»…
— Есть такие.
— О ком речь?
— С интересом читаю Новобранца, Спиваковского, Греся, Кудырка, реже — Ильченка, Франкова, Сая. Должен заметить, в Интернете появилось несколько человек, которые лично у меня ассоциировались исключительно с печатными СМИ: тот же Линник, Корзаченко. Это уже повышение качества интернет-контента, но этих зубров еще не так много. Заметьте для себя, кто работает на сайтах! Но не на больших порталах, а помельче… Вчерашние десятиклассники, сегодняшние первокурсники…
— Вам, случайно, не кажется, что газета в формате «по-украински» — это вчерашний день?
— …С этим можно соглашаться частично, в частности, в плане оперативности. Думаю, очень многие издания переформатируются в аналитические. …Кстати, а вы никогда не думали о том, что некоторым людям просто нравится держать в руках бумагу, улавливать запах типографской краски, получать какие-то тактильные ощущения, родные для их поколения? Я не согласен с тем, что газеты в Украине не читают: нет, их читают. Посмотрите на тиражи «Сегодня», «Факты», «Бульвар Гордона», те же «Сельские вести»…
— Но говорим о спортивной журналистике!
— Спортивная? Да, я согласен, не все гладко. В то же время прокатитесь в метро и понаблюдайте кого больше: людей с электронными носителями или с печатной периодикой и книгами? Сегодня — с книгами и газетами.
— А завтра?
— Завтра будет завтра, мы говорим о сегодняшнем дне. Конечно, все изживает себя, когда-то начинали писать на каменных плитах… Рано или поздно все отживет. Вы не думали о том, что впоследствии и сайты в их сегодняшнем виде отживут, — человеку будет в облом все это читать?
— Уверен в этом.
— Останется аудио.
— И только представьте: вы мне говорите об аудио, пропуская звено интернет-СМИ, одновременно издавая газету. Поинтересуюсь: сколько себе отводите времени на переформатирование?
— В 80-х в Америке печати давали максимум 12 лет, но, как вчера, так и сегодня «Нью-Йорк Таймс» успешна, в Европе и России газеты популярны, хотя там гораздо раньше появился Интернет… Действительно, испанская Marca издается не тем тиражом, что 20 лет назад…
— А какой у вас тираж?
— У нас?..
— Ну, реальный, понятно.
— …(После паузы). Ровно столько, сколько нас покупают и выписывают.
— Football.ua— 200-250 тысяч хостов в сутки. Это идет в сравнение с вашими цифрами?
—Хм,. 25 лет назад газета «Молодь України» издавалась тиражем 800 тысяч экземпляров и половину этого тиража составляли подписчики. Упомянутые Вами 200-250 тысяч хостов можно с этим сравнить? А если по существу, как делаются хосты? Проснулся — включил в сети Football.ua, в транспорте зашел на портал через мобильный телефон, приехал в офис — снова Football.ua, приехал вечером домой — сделал то же самое. И таких как я — 20-30 тысяч. А если к этому еще добавить специально обученных людей, работа которых оплачивается за определенное количество «кликов»…Так это вы говорите о реальном рейтинге? Рейтинг элементарно покупается, «делается» и на ТВ и в Интернете. Что не сделаешь ради рекламодателя?..
— Ну, газетные тиражи тоже многие «накручивают» в исходных данных…
— И у нас та же «математика». Но с нами все проще: есть типография, заказ, тираж. Но в каком-то селе или небольшом городке экземпляр может прочитать 20 человек, целая футбольная команда. Это к тому, что любые цифры абсолютные некорректны… У нас, конечно, меньше тиражи, чем 20 лет назад, это объясняется объективной реальностью: во-первых, мировые тенденции, во-вторых, издание планомерно много лет убивали…
— Кто?
— А те , кто его издавал.
— Кто же ваш инвестор сегодня?
— … («Мягкая» пауза). Спросите меня что-то полегче.
— Хорошо. Кого считаете главным конкурентом: коллег-газетчиков или Интернет?
— В любом случае, меряемся силами с соплеменниками: нет смысла что-то делить с Интернетом.
— Сколько ваши журналисты зарабатывают?
— Достаточно…
— Средняя зарплата по Киеву или…
— А какая она?
— По правде говоря, тяжело назвать сумму, помню разве 5-6 тысяч гривен несколько лет назад, кажется.
— Тогда будем говорить приблизительно о средней зарплате по Киеву.
— Итак, какие ваши следующие шаги в газетном бизнесе?
— Саму по себе газету переформатировать нет смысла, ее нужно делать полноценным СМИ, который есть и в принте, и в электронном варианте.
— У вас, кстати, когда планируется запуск сайта?
— Думаю, до конца года решим все наши вопросы.
— Русскоязычный выпуск?
— Этот вариант тоже не исключается. Сейчас его реализация требует дополнительных финансовых затрат. Возможно, к концу 2013-го этот вопрос тоже будет решен. Мы понимаем, что на Востоке и Юге проигрываем русскоязычным конкурентам, хотя содержательный контент «Украинского футбола» — не хочу никого обидеть — отличается. Не говорю, что он лучше, но отличается.
— Чем?
— Достигли практически всего, что планировали два года назад, когда отсоединялись от госиздательства «Пресса Украины». Во-первых, идем в ногу со временем, а иногда даже опережаем его. Во-вторых, на 90 процентов «Украинский футбол» сегодня состоит из эксклюзивных публикаций.
— Чего вам не хватает, чтобы стать лидером рынка?
— Планы амбициозные, но под эти планы нужны хорошие инвестиции. Нам сегодня не хватает пиара, варимся в собственном соку. Знаете, иногда приезжаешь в регионы, представляешься, что ты из «Украинского футбола», а в ответ слышишь: «А что, такая газета еще издается?». «Да, она существует», — говорю, на что получаю следующее: «А мы думали, что вас уже нет». Мы можем двигаться вперед. Для этого нужны желание, финансы, понимание и знание рынка…
— И кадры, наверное.
— И кадры. Сталинское «кадры решают всё» никто не отменял.
— Сергей Владимирович, если бы у меня был миллион долларов, вы бы посоветовали мне вложить его в спортивную печатную периодику? Понятно, что с перспективой заработать, а не прогореть.
— Миллион? На достойный проект этого всё равно не хватит (хитро улыбается). А вообще…Если бы у вас был миллион долларов, я бы посоветовал вам их вложить в «Украинский футбол». Но не в том расчете, что завтра вы эти деньги удвоите, или утроите. Это — перспектива.
— Два, четыре, пять лет?
— Ну, два минимум.
— Нет, не для меня это.
— (Смеется). Хорошо, что у Вас его нет. Не так обидно будет.
Комментарии