Tribuna/Футбол/Блоги/Його Величність Футбол/«За первый Кубок Кубков получили по 500 долларов». Блохин – о сексе в СССР, звездной болезни и Лобановском

«За первый Кубок Кубков получили по 500 долларов». Блохин – о сексе в СССР, звездной болезни и Лобановском

Легенда в гостях у Виктора Вацко.

13 апреля 2019, 23:23
17
«За первый Кубок Кубков получили по 500 долларов». Блохин – о сексе в СССР, звездной болезни и Лобановском

В гости к известному футбольному комментатору Виктору Вацко в его программу Вацко Light пришел легендарный Олег Блохин. 

О том, что не узнают

Жизнь бежит вперед. Поколение, которое растет сейчас, нас знает меньше. Старшее поколение узнает.

Ведь кроме Блохина, есть Шевченко и Беланов – три обладателя Золотого мяча. Не знаю, было ли такое, чтобы в одном клубе было три обладателя Золотого мяча? На этой истории, не только Блохина, но и Шевченко с Белановым, нужно учить молодежь.

Пройдет какое-то время, и, наверное, действительно забудут. Я не жалуюсь, просто хочу сказать, что без истории будущего не будет. Нужно показывать игры. Это зависит и от тренеров, которые работают с детьми. 

Мне тяжело было бы работать тренером с детьми, а вот пообщаться – с удовольствием. Интересно, чем дети живут. Понимаю, что сейчас у них в приоритете Роналду и Месси, но есть и наши.

Самое неприятное, когда подгулявшая компания начинает просить автограф непонятно на чем. И ты объясняешь: «Пришел с семьей, тоже хочу отдохнуть». Но нет – ты обязательно должен дать автограф, иначе не отстанут. Говорят, что звезда. Хорошо хоть иногда салфетку дают.

Вообще приятно, когда тебя узнают. Если культурно подойдут, открытка будет – спокойно все. Это раньше я бы отказал. Сейчас понимаю – людей тоже надо уважать и ценить. Они ходили на твой футбол. 

О тренировках Лобановского

Потом уже начинаются проблемы со здоровьем, в молодости об этом не думаешь. Раньше никто никого не спрашивал – выгнал с тренировки и все. Ты никому не нужен. Сейчас если выгонят, футболист пойдет к менеджеру, менеджер к президенту. А тот будет тебе на мозги капать. У нас было упражнение – делали забегание с игроком на плечах. Не можешь – выгоняли. По 60 человек за 2 года могли через команду пройти. Беланов два раза сбегал – спросите, как он выдерживал.

По тесту Купера я не попадал в сборную. Максимум мог пробежать 2900, а надо было 3200. Когда Лобановский говорил: «В лес», я крестился и думал: «Как бы добежать». Не любил кроссы. Легче – на рывки, скорость. Мне нудно было. 

Хотелось играть и все. Не было такого – ножка болит. Нужно попасть в состав и все. Разве, что очень серьезная травма была. Когда я забил «Селтику» в 34 года и отдал две передачи, кайфовал еще как. У меня был День рождения – сразу после игры прям на стадионе на капоте открыли шампанское. Не было разницы, что люди ходят – кайф был невероятный. 

О звездной болезни

В 23 крыша немного поехала. Даже говорили – зачем что-то делать, если ты все равно лучший. У тебя все и так будет.

Когда только начинал играть, ставили на место очень жестко. В шутку, не в шутку, но говорили: «Мы сыграли 0:0, ты не забил пару мячей. Мы потеряли премиальные. Принесешь свои». Могли и по голове дать в раздевалке.

Даже когда был в основном составе, мячи или форму носил в самолет. А как иначе? Пацану 19 лет. Сабо, Хмельницкий, Пузач, Бышовец. Я прошел эту школу. Мы тогда зарабатывали хорошие деньги. По этим временам это были копейки. Помню, «Ростову» пенальти не забыл. Подошел Коман после игры и говорит: «Ты зачем, говнюк, пошел быть? Я тебе сейчас камнем лицо разобью». Он жестко работал.

О давлении

Московские газеты нас прилично ругали. Меня, например, обвинили в том, что я проиграли чемпионат мира в Испании и Олимпиаду в Монреале. После 82-го я вообще хотел бутсы на гвоздь повесить – а москвичи все молодцами были. С меня снимали заслуженного мастера спорта, потому что не забивал. Это другое время было, система ломала. 

О деньгах

За Золотой мяч мне ничего не заплатили. Ни страна, ни клуб. Поздравили, конечно, но не более. Помню, когда с «Баварией» играли, я пришел к ним в гостиницу. Дал Беккенбауэру самовар и занес два ящика шампанского. Просто – за уважение. А Франц мне подарил бутсы.  

За первый Кубок Кубков получили по 500 долларов. Помню, мы с Буряком тогда купили два воздушных пистолета. Для чего? А черт его знает. Тогда хорошо погуляли, утром тяжело быть идти в магазин. Там мы их и купили.

За второй кубок получили по 750 долларов. Или нам разрешалось «Волгу» покупать вне очереди. Она стоила 9 тысяч. Мы одалживали еще, покупали ее и потом грузинам в два раза дороже продавали. Что-то зарабатывали.

Разрешали вот такие аферы делать. Закрывали на это глаза. У меня в Киеве было 2 квартиры. А зарплата была 320 рублей, плюс за игры давали – рублей 500 в месяц было. За Кубок Союза, например, давали по 300 рублей. Но где их тратить? На книжку ставили, у меня тысяч 30 или 60 сгорело.  Радиолу могли разве что купить – это модно. Раньше собирали диски: Стинг, «Роллинг Стоунз», «Битлз». 

О таланте

30 процентов – талант, 70 – трудолюбие. Если я бы не укладывался в тестирование, не понимал игру, филонил на тренировках, то не играл бы у Лобановского так долго. 

И чем старше становишься, тем больше надо работать. Мы уже знали тренировки и на опыте искали себе поблажки. Ведь невозможно все время быть в таком тонусе. Бывало, выигрываем 1:0, становимся сзади и катаем мяч. Помню, к 20-й минуте выигрывали 3:0. 100 тысяч сидит, а мы катаем мяч – уже не надо бежать, уже наигрались. Народ свистел, но мы за счет опыта брали паузу. Лобановский все понимал. 

О голе «Баварии»

Когда бутсы в Мюнхене надевал, ноги дрожали, не мог шнурки завязать. Мандраж был колоссальный, ведь половина «Баварии» – чемпионы мира.

Но когда вышел на поле, мандраж прошел. Я пробежал метров 60, остановился, развел руками – никого из наших не было. Обыграю или не обыграю – ничего страшного не случится, вся команда позади. Немцы тоже оторопели – мальчик какой-то бежит. Наглость пацана сыграла свою роль. После этого гола понял, что можно играть против всех.

Сейчас так не играют у нас. Я не знаю, как вообще можно выиграть, если ты не обыгрываешь один в один. Месси одного человека пройдет, и начинаются проблемы, оборона рушится. А у нас нападающий ждет, пока свои прибегут. Это же нужно на тренировках отрабатывать. 

У нас был Степа Решко – ты попробуй его обыграй. Он двумя ногами сзади рубил сразу. А я пытался и переносил это на поле. С «Баварией» – автомат. Раз, два, три – удар. Я даже не задумывался. 

Об интересе «Реала»

В 1973-м приглашали в «Реал», когда мы с ними играли в Одессе и уступили 0:3. Слухи были, что и «Нью-Йорк Космос» хотел меня купить.

А конкретика была в 1982 году в Испании. «Реал» давал 4 миллиона долларов. Мне было 30 лет. Сидел Колосков, сидел представитель «Реала». Мне сказали, что это даже не обсуждается. Разве что бежать и там оставаться... Другого варианта не было. Но я даже такой мысли не допускал, ведь думал о родителях. Представляете, если бы я остался там, что было бы с ними? «Казнили» бы. А как мне их вывезти? 

При той системе я не допускал, что могу играть в иностранном клубе. Даже когда уехал в Австрию, то жил в поездах. Постоянно ездил из Киева в Москву – меня не отпускали. Как майор МВД может уехать заграницу? Думали, что я все с потрохами сдам. Каждый год два человека из «Динамо» должны были вступить в партию – хотел ты этого, или не хотел. Приходилось три процента партвзносов платить. Но вдруг разрешили уехать. Мне посольство платило 1000 долларов.

Об алкоголе

После матчей в Австрии шатры стояли – пиво, сосиски. Футболисты туда ходили. Я тоже мог себе позволить.

В «Динамо» такого не было. Если уже вырывались, то не пиво пили, а шампанское. Это было престижно. В Киеве было ресторанов пять, попробуй туда попасть. Разве что даешь швейцару 5 рублей, тогда он дверь открывал. А когда уже попадали внутрь, могли зал закрывать – чтобы отдельно.

На свадьбах заливали водку в самовар или чайник и оттуда пили, ведь был сухой закон. Иногда Лобановский понимал – надо выпустить пар. Невозможно же все время на базе и на тренировках. 

Если все собирались и пили, то отговорок, что не можешь играть или тренироваться не можешь, не было. 

О загранице

Мы не понимали, то там выше уровень жизни. Мы видели только магазины, аэропорты и стадионы. Понимали, что там другие вещи, питание, машины. Если бы ты привез оттуда журнал Playboy, то уже срок – заграницу года два бы не выпускали. Я как-то диск привез – на нем девочка лежит и сверху капает мед. Ничего такого, никакого секса. И то хотели забрать, я не отдавал. Так я говорю: «Обложку заберите, диск отдайте». 

О сексе

В Советском Союзе не только секса, но и детей не было – аисты приносили. Было закрытое общество, не было где познакомиться. Но мне девочки много писали – мешки с письмами, потом читал на сборах. Но природа есть – как-то справлялись. 

Фото: скриншот программы Вацко Light

Другие посты блога

Все посты