Что такое Косово и почему Украина его не признает
Много истории и немного футбола – текст Александра Ткача о нашем сегодняшнем сопернике.
Много истории и немного футбола – поднимаем текст Александра Ткача о нашем сегодняшнем сопернике.
Почему Косово – спорная территория?
На Балканах и в Югославии всегда хватало проблемных регионов, но даже по местным меркам Косово – особый случай. Здесь, в отличие от остальных горячих точек, межэтническая напряженность по сути существует в последние сто лет без перерывов.
В нынешнем виде Косово досталось Сербии в 1913 году при распаде Османской империи. К тому времени это было отсталое захолустье, где албанцы уже стали многочисленнее сербов, – но за 500 лет до этого здесь существовало раннее сербское государство, после краха которого от рук турков сербы начали массово мигрировать на север, в Австро-Венгрию. Ирония в том, что для албанцев Косово тоже было символически важно: в конце XIX века именно тут зародилась идея о том, что албанцы – это отдельный народ, который достоин большего, чем место в длинном ряду лояльных подданных-мусульман. Отбившись от Османской империи, примерно половина албанцев оказалась в еще более чуждом им государстве.
Почему дело закончилось войной?
После Второй мировой войны югославское руководство в отношениях с этническими албанцами пробовало самые разные методы. Сначала был кнут: на ключевые посты в Косово назначались сербы, за сепаратизм активно преследовали. В 1970-х пришла очередь пряника: в депрессивном регионе начали активно развивать промышленность, его де-факто приравняли в статусе к остальным республикам Югославии, а в столице края Приштине открылся университет и массовое высшее образование на албанском. Тем не менее, албанцам этих уступок все еще было мало, а сербам – уже слишком много.
Пришедший к власти после смерти Тито Слободан Милошевич гайки опять закрутил, но стало только хуже. Албанцы, составлявшие к тому времени 90 процентов населения Косово, “ушли в отказ”. Они бойкотировали все сербские органы власти, создали собственное параллельное теневое образование, здравоохранение и налогообложение, перестали ходить на выборы и объявили о создании независимой Республики Косово.
В 1995 году после войны от Югославии откололись Хорватия с Боснией, но в итоговых соглашениях о Косово не оказалось ни слова – Запад признал право на самоопределение республик, а Косово этого статуса не имело. Разочарованные косовары перешли от тактики Махатмы Ганди к тактике ОУН-УПА. В регионе набрала вес вооруженная повстанческая организация “Армия освобождения Косово” (АОК), которая нападала на сербских полицейских, проводила акции устрашения и этнические чистки против местного сербского населения и не брезговала террором тех албанцев, кто продолжал “сотрудничать” с югославскими властями.
В ответ Милошевич начал собственную АТО, она затянулась и превратилась в полномасштабную партизанскую войну. Стороны конфликта пытались установить нужный этнический баланс в регионе, соревнуясь друг с другом в жестокости к мирному населению “не той” национальности. Югославская армия, полиция и добробаты с одной стороны и АОК с другой проводили операции устрашения и этнические чистки, которые унесли жизни не менее 8 тысяч албанцев и по меньшей мере 2 тысяч сербов.
Как Косово стало независимым?
Наблюдавший за войной Запад требовал от Милошевича прекратить операцию в Косово и пойти на компромисс с албанцами. Тот упорно отказывался, и спустя полтора года НАТО начала бомбардировки Сербии. Милошевич сдался, согласившись вывести из Косово силовиков. Следующие десять лет прошли в попытках найти какой-то вариант существования Косово, устраивающий и албанцев, и сербов. Процесс зашел в тупик, и в 2008 году Республика Косово в одностороннем порядке объявила о независимости.
В первый же год она была признана 55 странами мира, включая США, Великобританию, Германию и Францию. Сейчас таких стран уже 110 – это больше половины стран-членов ООН, в том числе 23 из 28 участниц ЕС.
Позиция Запада заключается в следующем: Косово – это не албанское, а многонациональное государство всех живущих там народов, потому что по конституции оба языка – государственные, на флаге страны очертания ее границ, а в парламенте есть квота для сербов. Создание таких государств “нового типа” (предыдущим была Босния и Герцеговина) – единственный оставшийся способ не допустить новой войны на Балканах.
Однако на практике албанцы составляют 92% населения Косово, а сербы – всего 1,5%, да и опыт существования Боснии сложно назвать успешным. В итоге низкий уровень жизни и недовольство “искусственностью” Косово привел к тому, что в 2015 году оно уступило по количеству кандидатов в беженцы в ЕС только Сирии, Ираку и Афганистану. Заявки на предоставление убежища подало 4% населения двухмиллионной страны, 70% из них хотели в Германию, 98% обработанных заявок получили отказ.
Почему Украина не признает Косово?
Помимо Сербии и традиционно покровительствующей ей России, а также Китая, признавать независимость Косово отказались страны, представившие себя на месте Сербии. В первую очередь это Испания – для мадридских властей прецедент Косово выглядит как совет баскским террористам из ЭТА: “Были б вы настойчивее, добились бы уже своего”. Также в Европе новое государство не признают Греция (потому что тоже традиционный союзник Сербии), Румыния и Словакия (потому что опасаются венгерского сепаратизма), Босния (там правом вето пользуются местные сербы) и страны бывшего СССР.
Украина поначалу, скорее, воздерживалась от признания независимости Косово, чем возмущалась им. Крыму тогда ничего страшного не грозило, ссориться с европейскими партнерами, массово признавшими новое государство, не хотелось – но на всякий случай было решено подстраховаться. Потому, как ни парадоксально, официальная позиция Украины по Косово эволюционировала постепенно – от уклончивого “надо подумать” при Ющенко к вполне определенному “не будем признавать” уже при Януковиче.
Почему их вообще приняли в УЕФА и ФИФА?
Косово начали принимать в международные спортивные федерации с 2008 года (а в настольном теннисе, по давней традиции, это сделали даже раньше). В 2014 году страну приняли в МОК, в 2015-м – в легкоатлетическую ИААФ. На Летней Олимпиаде-2016 в Рио-де-Жанейро – хоть Бразилия официально и не признала Косово – выступила сборная из 8 спортсменов, которая завоевала одну медаль – золото дзюдоистки Майлинды Кельменди.
Процесс футбольного признания Косово был куда более медленным и неоднозначным. Первую заявку на вступление ФИФА в 2008 году отвергла – мол, мы не принимаем в свои ряды тех, кто не признан мировым сообществом. В 2012 году Косово все же разрешили играть товарищеские матчи со сборными стран ФИФА, а не только Абхазии и Курдистана. После протестов Сербии разрешение отменили, но в 2014 году восстановили – с условием, что на форме команды не будет никакой государственной символики и гимн страны исполняться не будет. Даже майское голосование на конгрессе УЕФА закончилось с очень конкурентным результатом – 28 на 24. Против голосовали все не признающие Косово страны – помимо Украины, это Испания, Греция, Кипр, Румыния, Словакия, Сербия, Босния и Герцеговина, Израиль, Россия, Белоруссия, Казахстан, Молдова, Азербайджан, Армения и Грузия.
Косово сильно помогло то, что его попытки добиться вступления совпали по времени с попытками Гибралтара. Пиренейцам УЕФА и ФИФА в свое время отказали под давлением Испании, угрожавшей лишить еврокубки “Реала” и “Барселоны”. Однако Гибралтар обратился в Лозаннский спортивный арбитражный суд (CAS), который обязал принять их. В итоге голосование на конгрессе ФИФА получилось однозначным: 172 на 12.
Можно ли было играть первый домашний матч с Косово в Украине?
Все зависит от желания политического руководства страны. Дело в том, что признание независимости страны и действительности ее паспортов для пересечения границы – это, на самом деле, не одно и то же. Не признающие Косово (и голосовавшие против нее на конгрессе УЕФА) соседи Греция, Румыния, Словакия и Босния, тем не менее разрешают въезд граждан по косовским паспортам.
Даже Россия готова пускать косовских спортсменов в страну – правда, в особом порядке. В 2014 году посольство РФ в Сербии уже дало официальное объяснение по этому поводу: исключение делается для тех, кто едет в страну с косовским паспортом на международные соревнования и другие мероприятия с аналогичным статусом. Через год после этого сборная Косово даже приняла участие в чемпионате мира по водным видам спорта в Казани. В общем, если футбольное Косово вдруг выйдет из группы I, на ЧМ-2018 его сборную пустят.
Сама Украина тоже допускает граждан из непризнанных официально стран. Например, обладатели паспортов Тайваня, признание которого чревато проблемами с Китаем, получают визы и въезжают в Украину, как любые другие иностранцы. За день изменение правил для косоваров, конечно, не делается – но таких проблем и хаоса, как возникли при проведении матча в Кракове, вероятнее всего, можно было избежать. Эта мера пригодилась бы и украинским баскетболистам: в рамках отбора на Евробаскет-2017 им пришлось играть с косоварами в Вильнюсе.
Как скоро мы столкнемся с этой проблемой в будущем, неизвестно. Пока что ФИФА и УЕФА планируют разводить косоваров при жеребьевке только со сборной Сербии. Все остальные страны, даже не признающие Косово, должны будут провести с ними матчи наравне с теми, кто признает их независимость. Однако в еврокубках сезона-2016/2017 косовских клубов не будет: ни чемпион страны, ни обладатель кубка не смогли пройти лицензирование.
Фото: neweurope.eu, a.fssta.com, wikipedia.org.