Tribuna/Футбол/Блоги/Игра В. Пас/Футбол завтрашнего дня. Как меняются сборные

Футбол завтрашнего дня. Как меняются сборные

Всё-таки это чертовски показательно. «Лаллана пропустит матчи сборной Англии из-за травмы» «Диего Коста не сыграет против Украины» «Лукаку пропустит ближайшие матчи сборной Бельгии в квалификации Евро-2016» «Конте: Отсутствие Пирло и Де Росси может стать шансом для Верратти» «Гибсон не сыграет с Польшей» «Митроглу не сыграет против Венгрии» «Дэнни Роуз покинул расположение сборной Англии из-за травмы» «Стерлинг не сыграет с Италией» «Нойер пропустит матч с Австралией» «Капитан...

Блог — Игра В. Пас
31 марта 2015, 18:28

Всё-таки это чертовски показательно.

«Лаллана пропустит матчи сборной Англии из-за травмы»

«Диего Коста не сыграет против Украины»

«Лукаку пропустит ближайшие матчи сборной Бельгии в квалификации Евро-2016»

«Конте: Отсутствие Пирло и Де Росси может стать шансом для Верратти»

«Гибсон не сыграет с Польшей»

«Митроглу не сыграет против Венгрии»

«Дэнни Роуз покинул расположение сборной Англии из-за травмы»

«Стерлинг не сыграет с Италией»

«Нойер пропустит матч с Австралией»

«Капитан сборной Фарерских островов не смог отпроситься с работы на матч отбора Евро-2016»...

И в качестве вишенки на торте – история с конфликтом «Днепра» и сборной. Я уже говорил, что экстремальные ситуации (вроде переноса матча из-за угрозы теракта) позволяют делать открытия и отслеживать закономерности. Так вот, ситуация, когда федерация футбола поставила матч даже не чемпионата, а Кубка через считанные часы после матча сборной, а Михаил Фоменко мирно прокомментировал это «встреча с Латвией товарищеская», лучше всего отображает дух времени. И место в этом времени национальных сборных.

Почему звёзды клубов один за другим выбывают перед играми сборных? Почему «Днепр» не может сыграть кубковый матч с аутсайдером без Ротаня? Да просто потому, что клубы давно стали важнее и престижнее национальных команд.

Когда-то давно футболист мог получить Золотой Мяч только за выступления в сборной. В национальные команды тогда приезжали с травмами, тщательно их скрывали, рискуя карьерой – только бы сыграть за главную команду страны. Футбольные клубы гордились, когда из их составов вызывались игроки, считали это однозначным успехом: игрок растёт в цене, клуб становится статуснее... Обычным делом были футболисты, которые играли за мировые гранды, но не вызывались в сборную. Да сборные и были сильнейшими командами мира: тренер «фурии рохи» выбирал трёх лучших испанцев из «Реала», четверых из «Барселоны» и парочку из «Атлетика с «Атлетиком».

Йозеф Масопуст получает Золотой Мяч-1962. Тогда он не был признан лучшим игроком даже в Чехии, но великолепно провёл ЧМ в Чили.

Сейчас, если какой-то англичанин и называет «трёх львов» главной командой страны, то является редким позером. Из сильнейших клубов мира вроде «Реала», «Барсы» и «Баварии» в сборные едут все, кто хочет – по сути, не вызываются только те, кто закончил международную карьеру. Даже резервисты суперклуба могут не только выходить в основе сборной, но и быть её капитанами (Хедира, Варан, Кейлор Навас, да и у нас был многолетний прецедент с Шевченко), а лучшие из лучших всё чаще «заболевают» прямо перед товарищескими/малозначительными матчами отбора.

Полуторавековое развитие футбола сделало своё дело. Само нахождение игроков и тренеров в одной команде по 35-40 недель в году позволяет до совершенства развить сыгранность, раскрыть в подопечных новые игровые качества, определить оптимальную тактику. Тотальный футбол мог быть изобретён для сборной и прославиться на ЧМ, но именно в клубах он получил развитие и был доведён до совершенства. А трансферы в клубы могут элементарно выровнять картину: если в Англии не растут вменяемые вратари, можно пригласить легионера. Или двух. Или десять...

Вы уже догадались, к чему я клоню. Если 50 лет назад сборные выбирали лучших игроков из клубов, то сейчас клубы выбирают игроков согласно своим желаниям и толщине кошелька. Сборные служат одним из многих, далеко не первостепенным критерием качества игроков. Вряд ли кто-то будет спорить с мнением, что в «Реале» сейчас собраны лучшие футболисты Португалии, Коста-Рики, Колумбии, Уэльса – и, скажем так, немало претендентов на звание лучшего испанца. Клубы сами стали сборными, причём более богатыми и развитыми.

Составы с последнего класико. Сравните с финалом ЧМ - и увидите, что сильнейшие клубы собрали сливки из топ-сборных (не только немецкой и аргентинской), а на остальные позиции собрали игроков сильнее Крамера и Рохо

Клубный футбол растёт и совершенствуется каждое десятилетие. Возможности собирать команды звёзд очень помогло дело Босмана. Леннарт Юханссон, организовав Лигу Чемпионов, дал возможность грандам из разных стран встречаться чаще. Сам статус турнира, который идёт 8 месяцев в году, привлекает больше зрителей и спонсоров. В турнирах под эгидой ФИФА, меж тем, Германия и Испания до сих пор зачем-то встречаются с Андоррой и Сан-Марино. Топовые встречи – с интервалами в два года, летом, после изматывающего сезона. Рейтинг ФИФА более чем спорен; распределение по корзинам на турнирах порой просто бредово; вследствие этого сборная России в последний раз играла с топовым соперником в 2009-м (!) году.

Ну и нельзя не сказать, что само руководство сборных понизило престиж своей неорганизованностью (а порой и неадекватностью). Клубный футбол разделён на лиги и дивизионы: команда с плохим руководством вылетит из зоны ЛЧ, а возможно, и из элиты. Национальной федерации не грозит ничего, кроме отставки (а зачастую не грозит и она) – поэтому твориться в ней могут какие угодно странности и махинации (и даже пресловутый колбасный ларек вовсе не кажется дном - ред.). Папа Гуйе открыто говорил, что в Сенегале за вызов в сборную с него требовали деньги. Во многие национальные команды в обязательном порядке вызываются клиенты близких к сборной агентов; тренер зачастую обязан вызывать и ставить в старт «нужных» игроков; а уж о том, какого уровня в иных сборных врачи и физиотерапевты, лучше даже не думать.

Газон на матче Кот-д’Ивуара и Анголы. Наверное, Яя Туре и Бони вспоминают, что поля бывают и такими, только в дни ФИФА

У данности, что отдельные игроки откровенно косят от рядовых матчей отбора, есть и обратная сторона. Даниэль Старридж провёл превосходный клубный сезон в «Ливерпуле», но этот сезон по сути пропускает из-за травм в сборной. Дважды подряд он получал повреждения, приезжая к Рою Ходжсону – и в сумме вылетел на 5 месяцев. Вирус ФИФА ломает «Реалу» второй сезон подряд: Модрич, а годом ранее Хедира снижали качество игры «бланкос», травмируясь в матчах сборных. И это английские и немецкие медики – что уж говорить о коновалах, которые работали с Дрогба, Это’о и другими звёздами стран третьего мира.

Если клубный футбол продуман и систематизирован, то сборные представляют собой организованный хаос. Лучший игрок рано или поздно окажется в лучшей команде, с лучшими партнёрами, соперниками и обслуживающим персоналом. Сборные же никакого карьерного роста не гарантируют: пример Гиггза давно набил оскомину, но ему мог бы позавидовать Массимо Бонини. Разумеется, от этого страдает качество продукта – и на федерации, честно говоря, сваливать вину можно только до определённой поры. Игроки закреплены за теми государствами, в которых родились... А, стоп. Самое время переходить к проблеме, которая для сборных может сыграть роль чумы.

Родину не выбирают, но подходящую сборную в наше время вполне можно выбрать. Сборная Испании даже в золотое время не отказывается от возможности закрывать проблемные позиции топовыми бразильцами: Маркосом Сенной и Диего Костой. В Италии вообще стал общеизвестным термин «ориунди»: легионеры из Южной Америки, причастные, кажется, ко всем крупным победам «скуадры адзурры». В немецкой и французской сборных чуть ли не большинство составляют дети эмигрантов, воспитанные немецкой футбольной системой. И их, родившихся и выросших в Европе, еще можно считать настоящими немцами и французами (хотя тема это очень спорная и щепетильная)... Вот только сборные Турции, Боснии, Алжира, Марокко набирают целые команды таких воспитанников систем!

Маховик натурализации набирает обороты. Уже понятно, что костяк сборной Катара к домашнему ЧМ будет состоять из натурализованных бразильцев – тех, которые никогда не будут интересны селесао, но способны за нескромное вознаграждение принести немалую пользу многим сборным. Сборная Суринама прямо сейчас работает над квалификацией на ЧМ-2018: все голландские игроки с суринамскими корнями сейчас получают приглашения поиграть на международном уровне. Экваториальная Гвинея привозит в сборную десятки игроков из Испании, в текущей заявке Алжира 13 (!!!) человек родились во Франции...

В XXI веке можно быть плохим, гадким, вредным, но нельзя быть вторичным. Сборные с набирающей обороты натурализацией превращаются в подобие клубов, причём подобие хилое и слабое. Топ-сборные усиливаются игроками уровня Диего Косты, команды послабее «приобретают» футболистов вроде Бельханда (вряд ли он хоть раз посетил Марокко до натурализации). Но если в клубах с ними работают профессионалы высочайшего уровня – лучшие физиотерапевты, лучшие селекционеры, лучшие менеджеры – то в сборных даже уровня бразильской и аргентинской организация хромает.

Вторичность убивает. Тяжело, да и не хочется переключаться с выступлений за одну из лучших команд мира, матчей против команд-звёзд, продуманных и великих турниров на «борьбу за третье место в группе», матчи с Лихтенштейном, тренера-ретрограда и взбалмошных руководителей федерации. Неудивительно, что ширится и растёт список отказников.

Франк Рибери, видимо, так и не сыграет официальные матчи за «ле блё» после стыков с Украиной – лидерству в сборной он предпочёл лидерство в Баварии. Филипп Лам покинул бундестим, когда еще мог оставаться в ней капитаном и лучшим игроком. Со сборной Испании «Челси» в своё время «договаривался» не вызывать в запас Хуана Мату, после ЧМ за неё просто не собирается играть тот же Коста... Если взглянуть на уровень пониже, то примеры будут еще показательнее: Штефан Раду в 26 лет расхотел играть за румын, Карлос Вела сам отказался от ЧМ в составе Мексики, а Димитар Бербатов еще пять лет назад прекратил тратить силы на сборную Болгарии.

Каждый уик-энд клубного футбола дарит свои сенсации, героев, топовые противостояния. За столетия чемпионатов естественным образом образовались великие дерби, у клубов выросли легенды и символы, а соперничество лучших с лучшими привлекает внимание по всему миру. Чем, помимо игры в Севилье, запомнился вам последний тур сборных? Файером, который балканский юноша бросил в Акинфеева? Бесконечными избиениями карликов (крупным счётом закончилась едва ли не половина игр)? Легкоатлетическими чудесами Бэйла на фоне соперников уровня Сегунды? Да честное слово, прощальный матч Джеррарда превзошёл все эти «пиршества» по зрелищности и драматичности.

Едва ли не лучше, чем игроки, снизившуюся значимость сборной понимают зрители. На прошлой неделе мне достался матч Шотландия - Северная Ирландия: пусть товарищеский, но с огромной историей противостояния. На игру, в которой футболисты Чемпионшипа и ШПЛ долго-долго бодались и в итоге сообразили один гол с углового, шотландцы не заполнили «Хэмпден Парк». Еще раз: в Великобритании на матч двух британских сборных не заполнился 50-тысячный стадион. В Глазго – городе, который встречал «Рейнджерс» аншлагами даже на матчах четвёртого дивизиона! И, надо сказать, всё справедливо: спрос в данном случае соответствовал предложению.

Значит ли это, что чемпионаты мира скоро отменят? Нет, их будут смотреть даже наши внуки. Спустя неделю читайте, как изменятся сборные и во что превратятся игрища от ФИФА.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Топы Копы
9 июля 2019, 07:03
1
На вольных хлебах
4 июля 2019, 08:17
4
Клинки наточены
2 июля 2019, 10:14
7
Из Кореи с любовью
1 марта 2018, 17:50
Все посты