Tribuna/Футбол/Блоги/Спортивное право/Почему нельзя не натурализировать Мораеса? Что говорит право

Почему нельзя не натурализировать Мораеса? Что говорит право

Разбираемся почему Мораеса обязаны вызывать в сборную и что такое дискриминация в футболе

19 марта 2019, 15:23
10
Почему нельзя не натурализировать Мораеса? Что говорит право

Информация о принятии Жуниором Мораесом украинского гражданства или так называемой натурализации и новость о вызове футболиста в сборную вызвала массу рассуждений в среде экспертов, футболистов и болельщиков. Вопрос заключается в том, хорошо это или плохо и в том стоит ли вообще натурализовать футболистов. Однако если посмотреть на этот вопрос с точки зрения права, а точнее с точки зрения права прав человека, то станет понятно, что фактически никакого выбора быть не может, и вопрос вообще не стоит. Кратко – невызов в сборную Мораеса/Марлоса/любого другого объективно сильного футболиста будет являться дискриминацией. 

Более того, такая дискриминация действительно имеет место быть. Чего стоит хотя бы вчерашнее высказывание Богдана Шершуна о том, что «Он (Мораес) может забрать место в сборной у украинского футболиста», не говоря уже о сотнях подобных, а то и более явно дискриминационных комментариях болельщиков о том, что они не хотят, чтоб в сборной играли «не наши». Однако важно понимать, что приняв гражданство Мораес становится таким же гражданином Украины как и Петренко или Иваненко, и отказ ему в игре за сборную будет таким же проявлением дискриминации как и, например, запрет участия в выборах женщинам в Саудовской Аравии или гипотетический отказ одного «всем известного клуба» подписывать контракт с футболистом из-за его сексуальной ориентации. Говоря о таком понятии как дискриминация, стоит уточнить, что основания для дискриминации могут быть самые разные: национальность, пол, возраст, цвет кожи, религиозные или политические убеждения (привет из Санкт-Петербурга) и т. д. Под дискриминацией понимается негативное или предвзятое отношение, а также отказ в каких-либо правах человеку ввиду его принадлежности к определенной социальной группе. В свою очередь дискриминация может нарушать самые разные права человека и широкий круг международных договоров. Так, существуют международные договора, запрещающие дискриминацию в целом. Это такие базовые документы в сфере прав человека как Всеобщая декларация прав человека (статья 7), Международный пакт о гражданских и политических правах (статья 26), Протокол N 12 к Европейской конвенции о правах человека. Говоря о вышеперечисленных международных договорах, важно учитывать то, что их подписантом является Украина, и у болельщика может возникнуть вопрос: «А какое отношение это имеет к решению Шевченко/штаба сборной/ФФУ, если все они не являются служащими или органами государства (особенно учитывая требования ФИФА о невмешательстве государств в дела национальных федераций)?» Ответ на этот вопрос состоит в том, что у государства есть позитивное обязательство защитить право своего гражданина от любых посягательств. То есть, даже если какой-то частный футбольный клуб или любое другое частное предприятие проводит дискриминационную политику, например, при приеме на работу, то это тоже проблемы Украины, которая на своей территории это допускает. 

Помимо общего запрета дискриминации существуют и специальные запреты, которые, как правило, содержатся в специальных международных договорах, регулирующих какие-то узкие сферы. В сфере спорта это такие документы как Олимпийская хартия, Резолюция о терпимости в спорте, Международная конвенция против апартеида в спорте. Также в ситуации с Мораесом заслуживает внимания такой документ как Конвенция Международной организации труда относительно дискриминации в области труда и занятий. И хотя игра за сборную сама по себе не является трудовой деятельностью, и футболисты не получают за это зарплату, тем не менее, игра за сборную приносит доход в виде премиальных и рекламных контрактов. Кроме того, необходимость выступления в национальной сборной своей страны может быть условием для получения права работать в той или иной стране, как, например, в Англии, где для игры в Премьер-лиге и получения права на работу в стране необходимо провести определенный процент матчей за сборную.

Таким образом, отказ от вызова в сборную в ситуации с Мораесом был бы не только нарушением заперта дискриминации, но и его трудовых прав. Фактически получается, что любой, объективно сильный легионер, соответствующий требованиям о получении гражданства и требованиям ФИФА сам решает играть ему за сборную или нет, и в данной ситуации от мнения болельщиков или даже тренерского штаба мало что зависит. Более того, даже попадание или непопадание в основной состав может быть рассмотрено под таким же углом. Так, если, например, желая обойти антидискриминационные нормы, такой футболист будет вызываться в сборную, но совсем не будет выходить на поле, то дискриминация все равно будет иметь место. В сфере прав человека такая ситуация будет рассматриваться с точки зрения иллюзорности права, то есть, когда формально право человека не нарушается, и он может его реализовать, но фактически право нарушается.

В данном ключе особенную значимость приобретает критерий силы футболиста, и может возникнуть вопрос о том является ли тот или иной футболист жертвой дискриминации или он  не попадает (не вызывается) в состав сборной из-за своего уровня мастерства. Здесь нужно отметить, что в ситуации с Мораесом, будь такая ситуация предметом разбирательства какой-либо международной судебной институции, суд с большой долей вероятности смог бы самостоятельно оценить уровень игры футболиста – лучший бомбардир чемпионата Украины, основной игрок Шахтера и т. д. А даже если у суда и будут сомнения, он всегда может привлечь экспертов для оценки тех или иных обстоятельств дела. Таким образом, даже если какой-либо тренер какой-либо сборной следую своему или желанию болельщиков не привлекать футболиста определенной национальности, расы и т. д., сошлется на достаточный/недостаточный, по его мнению, уровень игры (в разрез с объективной реальностью), то такое заявление не будет считаться весомым. 

Пожалуй, самое важное в данной ситуации то, что изменить такой подход к натурализации практически невозможно, так как данные нормы закреплены не на уровне футбольных федераций или даже законодательства страны, а на международном уровне. Грубо говоря, из-за нежелания болельщика Иваненко видеть в составе национальной сборной темнокожего игрока никто не будет собираться и вносить правки в Европейскую конвенцию по правам человека или во Всеобщую декларацию, тем более что такое видение противоречит видению всего цивилизованного мира. Также любая дискриминация в футболе несовместима с политиками ФИФА и УЕФА. Таким образом, болельщикам, выражающим протест против натурализации, стоит перестать обвинять тренерский штаб или федерацию футбола – от них по большому счету ничего не зависит. Попытайся сейчас ФФУ отказать в вызове в сборную Жуниору Мораесу, она неизбежно наткнется на бан со стороны ФИФА и УЕФА и иски со стороны футболиста за нарушения запрета дискриминации и возможно права на труд, не говоря уже о репутационных потерях и разрыве контрактов со спонсорами. 

Лучшее в блогах
Больше интересных постов