Tribuna/Футбол/Блоги/Футбол. Прошлое и настоящее/1987. Шмоточники из московского «Спартака»

1987. Шмоточники из московского «Спартака»

К 30-летнему юбилею самого позорного поражения московского «Спартака» в еврокубках

Автор — koaal
4 ноября 2017, 11:09
1987. Шмоточники из московского «Спартака»

В богатой истории московского «Спартака» были как славные страницы, так и те, которые «мясным» вспоминать ну никак не хочется. Например, ровно 46 лет назад «народная команда России» в рамках 1/16 финала новообразованного Кубка УЕФА 1971/1972 годов после домашних нулей была без вопросов бита в Португалии «Виторией» из Сетубала – 0:4. Спустя ровно десять лет подобную экзекуцию на той же стадии этого же турнира повторил западногерманский «Кайзерслаутерн». Только теперь «красно-белые» дома выиграли – 2:1, но в гостях снова влетели по полной программе – 0:4. Как видим, сегодня сплошные юбилеи разгромов московского «Спартака» в советские времена. Был еще позорный провал в Лиге чемпионов 2002/2003, когда на первом групповом этапе подопечные Олега Романцева в компании с испанской «Валенсией», швейцарским «Базелем» и английским «Ливерпулем» проиграли все шесть матчей с общим счетом 1 – 18, что являлось новым антирекордом самого престижного клубного турнира мира. А про влеты в квалификациях от словацкого «Кошице»-1997, польской «Легии»-2011,  швейцарского «Сенкт-Галлена»-2013 и АЕКа из Кипра-2016 вообще лучше долго не распространятся. Все они были сенсационными, и больно ударили по амбициям как самих футболистов клуба, так и его болельщиков.

Но сегодня я хочу вспомнить поражение, которое со стопроцентной уверенностью можно назвать самым позорным в истории московского «Спартака». И произошло это 3 ноября 1987 года в Бремене. Вчера как раз была круглая дата, ровно 30 лет назад во время ответного поединка 1/16 финала Кубка УЕФА команда Константина Ивановича Бескова была разгромлена лидером Бундеслиги, «Вердером» Отто Рехагеля с неприличными 2:6. Правда, в дополнительное время.

Почему же это поражение самое позорное, спросите? Да потому что «Спартак» осенью 1987 года был на ходу и шел на «золотые» медали чемпионата СССР. Днепропетровский «Днепр» Евгения Кучеревского изо всех сил преследовал спартачей, но безуспешно. «Красно-белые», демонстрируя очень качественный футбол, который, признаюсь, радовал глаз, уверенно лидировали с первого тура (!), и никому не позволяли подняться выше себя в турнирной таблице советского первенства. Правда, вот перед вылетом в ФРГ было поражение в Ереване от местного «Арарата» - 2:3. Но задел прочности по очкам с «Спартака» в чемпионате был, и лидерства клуб не потерял.

По Кубку УЕФА «Спартак» шел так же уверенно, как и во внутреннем чемпионате. Без особых проблем был пройден могильщик советских клубов (скальпы московских «Динамо» и «Торпедо», ленинградского «Зенита») дрезденское «Динамо» - 3:0 и 0:1. А в первом матче 1/16 финала был сокрушен лидер западногерманской Бундеслиги, бременский «Вердер» - 4:1. «Советский спорт» выходил под заголовками «Вердер» в нокдауне». И, пожалуй, не было в Союзе болельщика, который бы сомневался в конечном успехе лидера советского чемпионата. Ведь забить «Спартаку» три-четыре гола, при этом не пропустить в свои ворота ни одного, было делом очень хлопотным. Да чего уж там, почти нереальным. А провалы, как вот в матче против «Жальгириса» в Вильнюсе, где команда Бескова проиграла 2:5, это исключение из правил. И раз в году палка стреляет. Тем более что дома «Спартак» сполна отыгрался на литовской команде – 3:0, и больше себе не позволял подобных расслабонов. Так что «народная команда России» по любому должна проходить «Вердер». Так мы, любители футбола, тогда считали.

Первые зёрнышки сомнений посеял «Арарат», который трижды поразил ворота Рината Дасаева. Правда, в Ереване была нервная игра с тремя предупреждениями. Спартаковцы дважды вели, но в итоге проиграли – 2:3. Что привело в бешенную радость 35 700 зрителей на «Раздане». Точно так же, как и 35 000 болельщиков уже на «Везерштадионе», когда три дня спустя их любимцы разнесли «Спартак» буквально в щепки.

Вообще-то во всех трех еврокубках поединки проводились по средам. И только по договоренности сторон могли состояться либо во вторник, либо в четверг. Спартаковское руководство пошло навстречу просьбе своих коллег из «Вердера» перенести ответный матч их клубов со среды, 4 ноября, на вторник, 3 ноября. Что потом дало повод говорить, что «Спартак» не смог восстановиться после тяжелейшего матча в Ереване и сплошных перелетов. Слово главному тренеру «народной команды России», Константину Ивановичу Бескову:

- Почему мы так проиграли? Полагаю, есть две главные причины. Во-первых, у нас не было возможности целенаправленно готовиться к этому матчу. Пять игроков были в первой сборной (в решающем матче отбора на Евро-1988 против Исландии – 2:0, играли Ринат Дасаев, Вагиз Хидиятуллин и Александр Бубнов – К.А.), Женя Кузнецов - в олимпийской. Вернулись - надо лететь в Ереван. Оттуда в Москву, на следующий день в Бремен. Мы не сумели даже провести вместе две тренировки. А они были необходимы как воздух. Во-вторых, московский счет 4:1 все же повлиял на настрой наших футболистов. Успокоил их. Зато слышали бы вы, как готовились к игре соперники. Именно слышали. Их громкие голоса доносились из-за закрытой двери раздевалки. И эмоциональный внутренний подъем, помноженный на умение играть, на самоотверженность, предрешил исход борьбы.

- О чем вы говорили игрокам в перерыве?

- Я стремился доказать им, что не все потеряно. Я напомнил им, как московское «Динамо» вело в счете 3:0 у ростовского СКА, но гости забили четыре мяча и победили. Я сказал, что теперь настала наша очередь забивать. Надо только очень сильно постараться...

 

Футболисты «Вердера» вышли на поединок против «Спартака», как на самый решающий в своей жизни, и уже к 25 минуте вел с нужным ему счетом – 3:0. Во втором тайме лучший в составе гостей, Федор Черенков красивейшим ударом в верхний угол вернул лучик надежды своей команды на благоприятный исход. Но недолго музыка играла, и за десять минут до окончания основного времени Гуннар Зауэр головой перевел матч в овертайм. Карл-Хайнц Ридле и Манфред Бургсмюллер в дополнительные полчаса сделали свое черное для «Спартака» дело. И красивый гол одессита Виктора Пасулько не помог избежать вселенского позора – 2:6! «Я не думал, что так случится, - плакался уже в Москве корреспонденту «Советского спорта» Трахтенбергу голкипер «Спартака» и сборной СССР Ринат Дасаев, -  Хотя ни перед одной игрой так не нервничал, как перед матчем в Бремене. Пытался успокоиться, в автобусе - не получилось. Видно, сказалась усталость, накопившаяся в осенних играх за клуб и за сборную, когда каждый пропущенный мяч мог стать решающим. А два пенальти и желтая карточка в Ереване просто вывели из равновесия. Да, «Вердер» здорово сыграл впереди. А я должен был выручить. Но это был не наш, да и не мой день. Наверное, вратари поймут меня. Словно какой-то злой рок преследовал, понимаете. Все было как в тумане, как в кошмарном сне, который врезается в память на всю жизнь».

И все бы ничего. Проиграли. Да, позорно. В спорте всё бывает. Если бы не одно большущее НО. Как оказалось, у бременского поражения есть еще и чисто бытовые причины. Слово участнику того поединка, игроку сборной СССР Вагизу Хидиятуллину, вместо которого на 58 минуте вступил в игру Пасулько. В 1987 году после того поражения Хидиятуллин говорил следующее: «Вроде бы ребята все делай ли правильно. Но на полтемпа медленнее, чем обычно. Бесконечные перелеты дали о себе знать, хотя это не оправдание. «Вердер» побаивался нас, но отступать ему было некуда, и он сумел нас наказать за ошибки, которые мы допустили, прежде всего, в обороне. Но, поверьте, мы были и остаемся командой». А вот что он поведал уже в третьем тысячелетии, я так понял, совсем недавно, корреспондентам «Спорт-Экспресса»:

– После того фиаско Константин Бесков несколько раз подчеркивал, что не чувствует своей вины, переложив всю ответственность на игроков…

– Обычно именно тренер отвечает за результат. Но в той ситуации я в какой-то мере вынужден согласиться с Константином Ивановичем… Должен признать: мы, футболисты, ментально оказались не готовы к игре. Более того, тогда мы предали футбол!

– Предали?!

– Константин Иванович всегда нам говорил: думайте о деле. И когда мы были сосредоточены только на футболе, горы могли свернуть. Надо было просто следовать именно этому правилу. Вы меня понимаете?

– Не совсем.

– Как только начинали думать о быте, каких-то еще вещах (мы же не железные), все начинало валиться… Правильно тренер про нас говорил: «Шмоточники»! То есть, мы предавали игру, а она нас за это наказывала. Матч в Бремене яркое тому подтверждение.

– В первой, домашней, игре «Спартак» крупно выиграл – 4:1. Когда летели в Германию на ответный матч, думали, что можно уже и не напрягаться?

– Нет, дело даже не в этом. Немцы попросили перенести игру на день раньше в интересах своего телевидения. Мы пошли им навстречу.

– Но почему? У вас же до этого был выездной матч с "Араратом" в Ереване. И, получается, вы лишались одного дня на восстановление…

– Нет, дело не в восстановлении. Мы могли спокойно сыграть и во вторник, а не в среду. Особой разницы не вижу, сил бы, думаю, хватило. А немцы за перенос матча нам пообещали еще и по тысяче марок. Представляете, что тогда начало твориться в наших головах? Каждый стал считать эти деньги и мечтать, что сможет на них купить. Ну какой футбол может быть в такой ситуации? Дальше – больше.

– Вы о чем?

– Да просто смех! В день игры, повторяю – в день игры – после завтрака немцы к нам приехали и предложили померить костюмы!

– Какие еще костюмы?

– Они хотели подарить нам цивильные, гражданские костюмы. Начали мерить. После обеда они нам привезли уже готовые костюмы. После обеда – понимаете? Когда всем нужно отдыхать непосредственно перед игрой… Бесков, когда это увидел, просто ужаснулся!

– Как же он все это не пресек заранее?

– Да как-то это все прошло поначалу мимо него. Он уже потом увидел в коридоре, всех повыгонял. Но было уже поздно. Примерка после завтрака, после обеда привозят тебе уже готовые костюмы. Как можно думать об игре? Все тогда из головы повылетало.

– По 1000 марок за перенос игры вы в итоге получили?

– Да какие деньги? Ничего мы не получили. Бесков все запретил. Но все эти мысли нас, конечно, выбили из колеи.

– Начало игры команда провалила…

– Да. Ну там и у Рината черный день был. Три штуки ему быстро завалили… Эх. Так бывает. Нас просто облили грязью на поле. Нет, даже не так! Точнее мы сами себя облили! Надо жить футболом, анализировать свои действия на поле, готовиться серьезно к матчам. А у нас какой-то шайтан в голове тогда поселился…

– Немцы, выходит, сыграли на менталитете советских игроков – мол, дорвались до другой жизни и «опьянели»?

– Да. Соглашусь с вами. Допускаю, что они сыграли на нашем менталитете. Мы увидели Германию, другую жизнь, где все цивильно. Почувствовали разницу. Тяжело сейчас об этом говорить…Обидно. Мы ведь понимали, что вполне можем обыгрывать этот Бремен. Но как только прилетели туда, все мысли куда-то улетучились. Немцы сработали на нашей психологии просто отлично. Костюмы, шмотки…

– Помимо костюмов еще что-то предлагали?

-– Нет-нет. Но и костюмов хватило, чтобы нас обезоружить. Хорошо спланированная акция с их стороны. Просто убили нас ментально! Хотя нужно отдать должное и их команде. В «Вердере» были сильные футболисты. Их же Отто Рейхагель тренировал. Великолепный специалист. И команда-бомба!

– Как же вы их тогда дома разнесли – 4:1?

– Ну… Может быть, они нас недооценили в первой встрече. Плюс в Москве была мерзкая погода. После такого счета мы, помню, впали в эйфорию.

– В Бремене после гола Черенкова при 0:3 поверили, что еще можно все спасти?

– Надежда забрезжила. Но сил не хватило. К сожалению, итог справедлив. Так и должно было быть при таком отношении к футболу. Из той встречи нужно извлечь урок всем футболистам на будущее. Потом я всегда вспоминал слова Бескова о том, что мы должны думать о болельщиках, а о не о себе. Поверьте, сейчас говорю не пафосные слова. Футбол реально наказывает…

– И все-таки в Бремене все решалось уже в дополнительное время. Кто-то считает, что злую шутку со «Спартаком» сыграл еще и туман, опустившийся на поле.

– Да не нужно искать никаких оправданий! Туман или еще там что-то… Ничего нового я вам уже не скажу.

 

Зато теперь мы можем сделать однозначные выводы. Спартаковцы оказались на поверку обыкновенными советскими обывателями. У которых, при попадании на «загнивающий» Запад, кроме как шопинга по магазинам ничего больше в голове не задерживалось. Главное, чтобы было за что покупать фирменные шмотки, видики-шмидики, двухкассетные «Панасоники», да «Шанели №5» своим женам и подругам. А соревнования, или вот фестивали, ради чего и приехали в капиталистические страны представители СССР, выступали как антураж, и часто становились делом второстепенным. Тем более, когда каждому футболисту предложили за перенос матча на день раньше по тысячу западногерманских дойчмарок! Невиданная сумма для обыкновенных совков. Да и еще костюмы на дурняка предлагают. Вот крыша у спартачей и поехала. Так что недаром своих подопечных Бесков называл «шмоточниками». Ох, недаром.

 Просто поколение Бескова прошло лишения Великой Отечественной войны и последующего восстановления страны. Для этого поколения были иные приоритеты, чем у тех, кто родился в 1950-1960-е годы. Люди, прошедшие в 1940-1950-е Крым и Рим, огонь и воду, были настоящими патриотами своей Родины, готовыми всем пожертвовать ради её величия и процветания. А вот те, кто родился уже спустя 15-20 лет после страшной войны, интересовались уже больше бытом. Как лучше устроиться в жизни. На первое место вышел комфорт. И выделялись уже не успехами в труде, а кто как лучше упакован. В смысле, одет в фирму. Крутая бытовая техника с записями модных западных исполнителей. Особенно, официально запрещенных в СССР. Личный автотранспорт. А если еще и «Мерседес», или «Вольво», так вообще ты властелин жизни. Хотя, и «Жигули» тоже были предметом зависти простых советских граждан к их обладателям. Люди в СССР стали существовать по принципам «Хочешь жить – умей вертеться» и «Ты мне – я тебе». То есть, так же, как и сейчас. Только вот в Союзе, в отличие от теперешнего времени, были свои ограничения в обогащении. Поэтому достать что-то иностранное, с пометкой MadeIn… было очень престижным. На этом менталитете советских граждан и сыграли представители «Вердера», когда предложили спартаковцам за перенос матча по тысяче дойчмарок и по бесплатному костюму. Нужно признать, в бременском клубе работали очень грамотные психологи, раз смогли вывести из душевного равновесия спартаковцев и смогли отвлечь их мысли от предстоящего поединка. За что им честь и хвала. Ну, а спартаковцев созыва-1987 всю жизнь теперь преследует позор поражения в Бремене, 30-летие которого было вчера.

 

Вердер (Бремен, ФРГ) - Спартак (Москва, СССР) - 6:2 (3:0). доп. вр.

Кубок УЕФА. 1/16 финала. 2-й матч.

03 ноября 1987. Бремен. Везерштадион. Туман. 6 градусов. 35000 зрителей.

Судьи: Жорж Сандоз, Мик Диспленд, Генри Морекс (все - Бельгия).

 Вердер (Бремен): Оливер Рек, Томас Шааф, Гюнтер Херман (Манфред Бургсмюллер, 76), Руне Братсет (Нор), Гуннар Зауэр, Ульрих Боровка, Франк Орденевиц (Джонни Оттен, 65), Мирослав "Мирко" Вотава, Карл-Хайнц Ридле, Франк Нойбарт, Норберт Майер.

 Гл.тренер - Отто Рехагель.

Спартак (Москва): Ринат Дасаев (к), Борис Кузнецов, Юрий Суслопаров, Вагиз Хидиятуллин (Виктор Пасулько, 58), Александр Бубнов (Владимир Капустин, 91), Александр Мостовой, Евгений Кузнецов, Александр Бокий, Валерий Шмаров, Фёдор Черенков, Сергей Родинов.

Гл.тренер - Константин Бесков.

 

Голы: 1:0 Нойбарт (3), 2:0 Нойбарт (10), 3:0 Орденевиц (25), 3:1 Черенков (71), 4:1 Зауэр (80), 5:1 Ридле (101), 6:1 Бургсмюллер (109), 6:2 Пасулько (110).

P.S. Похожая шмоточная история в истории «Спартака» не единственная. 1991 год. Команда уже Олега Романцева, сенсационно обыграв в четвертьфинале Кубка европейских чемпионов мадридский «Реал» на «Сантьяго Бернабеу» - 3:1, впервые в своей истории выходит в полуфинал самого престижного клубного турнира «старого света». Только вот вместо того, чтобы усиленно готовиться к противостояниям против марсельского «Олимпика», спартачи всей командой двинули в коммерческое турне по Японии, где затарились под самую завязку. Я точно не помню, было это до противостояния с «Олимпиком», или между первым и ответным матчем. Но факт остается фактом. Спартаковцы футболу предпочли зашибание валюты в стране восходящего солнца, и здорово прибарахлились. Потом весь Союз облетели фото, где спартаковцы после прилета в Москву катят по аэропорту полные тележки, набитые фирменными шмотками, видеоаппаратурой, и вообще бытовой техникой. Увы, Перестройка Михаила Сергеевича Горбачева вскрыла в советских людях потребительское отношение к жизни, когда на первое место выходит «дай» и «хочу», а отдавать взамен что-то государству в виде ударного труда, или вот налогов за свое «хочу», это извините – подвиньтесь…

 

Только вот не нужно думать, что только спартачи были шмоточниками. Футболисты ВСЕХ без исключения советских команд являлись таковыми. 

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты