Tribuna/Футбол/Блоги/Bundesrebublik/Даже игроки «Шахтера» жалуются на свою оборону: нет баланса, лень, провалы в зонах завершения

Даже игроки «Шахтера» жалуются на свою оборону: нет баланса, лень, провалы в зонах завершения

После крупного поражения от «Динамо» в Суперкубке Тарас Степаненко высказал очевидную, но важную для понимания ситуации мысль: «У нас огромные проблемы в обороне. Это показал «Интер» и сегодняшний матч. Соперник пару раз дошел до ворот – забил три гола.В современном футболе есть команды, которые хорошо держат мяч, но ничего не выигрывают. У нас футболисты заточены на атакующий футбол. В современном футболе оборона играет решающую роль. Как только серьезный соперник – у нас возникают такие проблемы. Кто-то не дорабатывает, кто-то не добегает».Свой спич Степаненко направляет сразу и Палкину,...

Блог — Bundesrebublik
1 сентября 2020, 13:50
123
Даже игроки «Шахтера» жалуются на свою оборону: нет баланса, лень, провалы в зонах завершения

Разбор Дмитрия Курпаса.

 

После поражения от «Динамо» в Суперкубке Тарас Степаненко высказал очевидную, но важную для понимания ситуации мысль: «У нас огромные проблемы в обороне. Это показал «Интер» и сегодняшний матч. Соперник пару раз дошел до ворот – забил три гола.

В современном футболе есть команды, которые хорошо держат мяч, но ничего не выигрывают. У нас футболисты заточены на атакующий футбол. В современном футболе оборона играет решающую роль. Как только серьезный соперник – у нас возникают такие проблемы. Кто-то не дорабатывает, кто-то не добегает».

Свой спич Степаненко направляет сразу и Палкину, и Каштру: «Шахтеру» необходимо точечно усилиться, качественно поработать над позиционной обороной и перераспределить акценты в балансе оборона-атака. 

Нужно понимать: приход одного толкового центрдефа не сделает разницу. Комплексные проблемы можно решить только комплексно.

Защите «Шахтера» не хватает гибкости в начале атаки. Тут все заточено под короткий розыгрыш

Новое правило ввода мяча от ворот, принятое прошлым летом, дало «Шахтеру» еще больше контроля в начальной фазе атаки. Большинство клубов УПЛ просто не рисковало оказывать прессинг прямо у ворот Пятова – это чревато серьезными разрывами между линиями. Да и общий уровень организации давления (ставим за скобки «Зарю» и, с натяжкой, «Динамо») редко приносил горнякам серьезные проблемы – обычно хватало простого подключения кого-то из центрхавов, чтобы перекусить прессинг и моментально выйти в финальную треть.

«Шахтер» настолько привык беспрепятственно проходить середину поля, что решил играть по тому же принципу и в Европе. Команды, умеющие в прессинг, быстро поняли, как заблокировать атаку горняков еще на раннем этапе – достаточно просто заставить центрдефов или фулбеков играть лонгболами.

На этом этапе у команды возникает две проблемы. 

Первая проблема – индивидуальная. Она касается в первую очередь центра защиты. Кривцов и Хочолава – далеко не эксперты по диагоналям и качеству ведения игры из глубины, а более конструктивный в продвижении Матвиенко часто теряется под давлением и не может показать осмысленную игру лонгболами (хотя шикарно это делает, когда есть время для решения).

Кривцов еще в ноябре 2019-го жаловался, что в команде нет игрока, способного сделать радиоуправляемую передачу: «Все знают, что Ракицкий может давать идеальные пасы, я бы даже сказал уникальные. Игрока с такими способностями выдать точный и своевременный пас действительно не хватает».

Ракицкий – крутейшая опция, если комбинационная игра в первой трети не ладится. И современному «Шахтеру» очень этого не хватает.

Вторая проблема – концептуальная. Она больше про подбор исполнителей под философию игры. В среднем «Шахтер» делает около 38 длинных передач за матч – это 7% от общего числа пасов (на уровне с «Барсой» и «Манчестер Сити»). И это вполне объяснимо: 

  • «Шахтер» – про владение и контроль. Любой лонгбол – потенциальная возможность потерять мяч и поставить себя в неудобное положение;
  • борьба (особенно верховая) – точно не для креативных исполнителей горняков. Длинные передачи только на свободное пространство – утопия, в большинстве случаев атакующей группе придется принимать мяч уже под давлением. И часто его терять;
  • структура Каштру подразумевает узкие позиции для инвертированных вингеров. Это позволяет всей команде быть более конструктивной, действовать компактно и насыщать зоны в центре. Длинные передачи банально некому отдавать:

Чтобы не быть удобной мишенью для команд, которые высоко прессингуют, горнякам обязательно нужно иметь план Б. Игра лонгболами – не отход от философии, а мера, позволяющая адаптироваться под новые условия.

У «Шахтера» нет баланса между защитой и нападением. Почти весь ростер – ультраатака

Фактический отказ от высокого прессинга позволяет горнякам увереннее чувствовать себя в позиционной защите: наличие дополнительных игроков позволяет качественнее перекрывать пространства и вынуждать соперника действовать более вертикально. В УПЛ такой подход почти всегда работает – мало команд рискует атаковать «Шахтер» большим числом исполнителей.

Зато в переходных фазах у Каштру регулярно возникают трудности – это побочный эффект доминации во владении. Португалец выбрал в качестве основной формации 4-1-4-1, где есть всего 3 сугубо оборонительных игрока: два центрдефа (Кривцов, Матвиенко) и опорник (Степаненко). Все остальные гораздо больше нацелены на атаку.

Если Марлос с Мораесом в меру своих сил стараются быть полезными в защите, то, например, Тайсон часто имитирует возвращение в оборону, нервничает и ходит по полю пешком, не вступая в отбор после потери.

Алан Патрик и Маркос Антонио топово раскрылись в роли инсайдов, но когда дело доходит до контроля зон в обороне, сразу же начинаются вопросы. Та же история и с фулбеками. Бразильцы зажигают в атаке, а про защиту думают уже во вторую очередь.

Не добавляет оптимизма и лавка горняков. Там хватает качественных игроков атакующего профайла (Тете, Соломон, Коноплянка, Коваленко), зато явный дефицит уровня в защите (Майкон, Болбат, Пихаленок, Сиприано).

Красочнее всего описывает общее положение дел первый гол «Динамо» в Суперкубке. 

«Шахтер» теряет мяч в чужой штрафной и начинает отходить назад:

Де Пена делает диагональ на противоположный фланг, где Родригеш находится в статике. У горняков есть время занять позиции и вынудить вингера рисковать. Вместо этого они организовывают «Динамо» шикарную зону, куда и поднимается Сидорчук:

Тайсон решает помочь обороне уже в момент, когда Сидорчук делает навес на де Пену. Додо до сих пор не вернулся даже в первую треть, Тете – статист:

Проблемы «Шахтера» далеко не всегда сводятся к фейлам от центрбеков или неуверенной игре Пятова. Когда большинство исполнителей не отрабатывают в обороне, другого сценария ожидать не стоит.

Каштру пока не наладил игру в штрафной – горняки нередко пропускают со стандартов и в статике

На сегодня нет сомнений: с высокой линией обороны и акцентом на владение горняки регулярно будут страдать от контригры и быстрых атак. Это плата за стиль.

Зато никто не мешает португальскому специалисту лучше подготовить команду к игре на стандартах и к ситуациям, когда нужно грамотно занять позиции и разобрать всех игроков в штрафной во время кроссов.

Если в УПЛ неуверенную игру у своих ворот часто прощают, то в еврокубках положение диаметрально противоположное: больше половины от всех голов в сезоне «Шахтер» получил из статических ситуаций.

Хайлайты. Ноль реакции от всей команды на агрессивное вбегание на ближнюю штангу в ответном матче с «Аталантой»:

Матвиенко и качество ведения верховой борьбы в полуфинале против «Интера»:

Можно было списать все на уровень противника, но Николай имел те же проблемы и с «Вольфсбургом», и с «Бенфикой». Вместо четких и агрессивных действий – имитация прыжка и подседание.

Уместность и качество блокирования игроков из чужой зоны ответственности – Степаненко-Кривцов, первый матч с Загребом:

Этот печальный список также могут пополнить и три матча против «Динамо» в кубковых турнирах (Суперкубок 2019, 2020, Кубок 19/20). В каждой игре у «Шахтера» были серьезные коллективные ошибки во вратарской зоне.

Попытка минимизировать такие ошибки – одна из ключевых задач Каштру на ближайшее время. Без этого «Шахтеру» не выйти на новый уровень.

Защите обязательно нужно усиление. Ни на одной позиции даже близко нет равноценной замены основе

Кто вообще есть. Реальный оборонительный ростер «Шахтера» – 12-13 игроков. Все старше 20. Звучит круто и фундаментально. Но по факту любой сменщик основного игрока – заметный дауншифт по уровню.

Кого могут продать. Сергей Палкин говорит, что любой игрок «Шахтера» может уйти – вопрос только в цене. Еще год назад главным кандидатом на повышение был Исмаили, но после разрыва крестов бразильцу, похоже, закрыта дорога в топ-чемпионаты. Остаются Матвиенко и Додо.

Вряд ли стоит ждать ухода Додо уже сейчас. «Шахтер» наверняка захочет заработать на одном из лучших своих игроков большие деньги. Одного сезона на серьезном уровне явно мало, чтобы вешать на фулбека серьезный ценник.

Потенциальный уход Матвиенко в это трансферное окно – удар сразу по двум позициям: ЛЗ и ЛЦЗ. Тогда на левом фланге защиты минимум до весны 2021 (ориентировочный срок восстановления Исмаили) останутся только Сиприано и Корниенко, а в центре обороны – Хочолава.

С другой стороны, продажа Матвиенко в топ-чемпионат могла бы стать крутым имиджевым ходом для «Шахтера» и открыть новое направление на рынке.

Кого нужно купить. По хорошему: на каждую позицию (кроме ПЦЗ – там и так перебор) по одному качественному игроку. Но нужно понимать, что на данный момент это нереально – руководство будет усиливать только самые проблемные места.

Самый острый вопрос – ЛЦЗ. Идеальный вариант – португалоговорящий ведущий левоногий центрбек с опытом игры на высоком уровне. «Шахтер» много лет закрывает центр защиты за счет внутренних ресурсов – пришло время сделать шаг вперед и здесь.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты