Tribuna/Авто/мото/Блоги/Версификаторные россказни/7 доводов за и против новой системы получения суперлицензии в «Формуле-1»

7 доводов за и против новой системы получения суперлицензии в «Формуле-1»

Изменения в системе продвижения молодых гонщиков спровоцировали бурное обсуждение в паддоке «Формулы-1». Tribuna.com анализирует плюсы и минусы новой реформы.

14 января 2015, 19:37
7 доводов за и против новой системы получения суперлицензии в «Формуле-1»

Изменения в системе продвижения молодых гонщиков спровоцировали бурное обсуждение в паддоке «Формулы-1». Tribuna.com анализирует плюсы и минусы новой реформы.

В первые дни нового года Международная автомобильная федерация ввела новую систему получения гоночной суперлицензии. С 2016 года молодым талантам, желающим попасть в «Ф-1», необходимо соответствовать целому ряду требований: достигнуть 18-летнего возраста, получить водительские права, сдать тест на знание правил «Формулы-1», проехать на болиде «Формулы-1» 300 км, принять участие в пяти Гран-при прошлого сезона или в 15 за последние три года (если гонщик – не новичок), а также заработать 40 очков, начисляемых ФИА за выступления в других гоночных сериях.

Новая система разрешила сразу несколько проблем и поставила целую россыпь новых вопросов. Какие же плюсы и минусы у нововведения?

«За»

Определен минимальный возраст для попадания в «Формулу-1»

Все мы не любим, когда заслуженных ветеранов лишают места в «Ф-1» и заменяют их безвестными мальчиками. А когда «Ред Булл» потревожил улей и подписал контракт с совсем юным Максом Ферстаппеном, стало по-настоящему тревожно. Что дальше? 15-летний паренек? 12-летний любитель компьютерных игр? Современные болиды «Ф-1» не столь требовательны к физической форме, как, например, машины 30-летней давности, и ничто не мешает командам подписывать контракты с субтильными вундеркиндами. Механическую трансмиссию заменила полуавтоматическая, практически все системы шасси компьютеризированы — мы больше не увидим гонщика, мастерски управляющегося с болидом одной левой, в то время как другая рука беззаботно переключает передачи.

Помимо физической формы, остро встает вопрос раскрытия личности пилота. «Формула-1» – это не только умение крутить баранку, нажимать кнопки на руле и давить педали газа и тормоза. Публика любит автоспорт из-за присутствия в нем харизматичных гонщиков. Алонсо – каким бы противоречивым он ни был человеком — личность уникальная. Райкконен известен холодной скандинавской выдержкой, Баттон плавно пилотирует и так же аккуратно подбирает слова. А какой у 17-летнего парня жизненный опыт? Что он может рассказать болельщикам и журналистам? Макс Ферстаппен со временем станет личностью, но лишь когда обретет определенный опыт. Ничего страшного не случилось бы, если бы юный пилот подкопил необходимые знания о жизни в младших сериях.

Балльная система не пустит в «Формулу-1» полных бездарей

Такие гонщики как Маркус Эрикссон или Макс Чилтон не попадут в «Ф-1» с новой системой – можно много лет кататься в GP2, отдавать деньги направо и налево, но, занимая девятые места в личном зачете, в главную серию не попасть никогда. Командам, желающим привлечь «денежных мешков», придется целенаправленно работать с подобными гонщиками и долго их обучать. И даже если такой пилот в конце концов попадет в «Ф-1», за годы тренировок он гораздо лучше приспособится к выступлению на высшем уровне.

Исключительные таланты пробились бы в «Ф-1» и по новым правилам

Сейчас все только и говорят, что при нынешней системе в Больших Призах не оказалось бы Райкконена, Алонсо, Риккардо, Феттеля… Да, формально это так, но нельзя применять новые законы к старым временам. Нет сомнений, что исключительно талантливые спортсмены все равно пробились бы в «Ф-1» – в прошлые годы действовали иные правила, и упомянутым выше парням не требовалось набирать 40 пресловутых баллов. А если бы потребовалось, они наверняка бы их набрали – практически за каждым из перечисленных выше пилотов следили серьезные люди, этих гонщиков «вели» бы по гоночным сериям крупные структуры.

Нет ничего страшного, если суперталант пройдет полный путь – от начальной серии до предпоследней ступеньки перед «Ф-1». Как Льюис Хэмилтон, в способностях которого никаких сомнений не было. Следить же за продвижением вундеркинда по карьерной лестнице порой не менее интересно, чем наблюдать за его прогрессом в «Формуле-1». Так что если Макс Ферстаппен действительно уникален, то никакие дополнительные годы в младших сериях не помешали бы ему добраться до вершины.

Балльная система может дать шанс настоящим талантам

Многим хорошим парням наверняка не слишком приятно, когда они делают шаг за шагом, а мимо них, перепрыгивая ступеньки, пробегают другие. Чем меньше у команд будет возможностей выхватывать молодежь и тащить, скажем, из «Ф-3» в «Ф-1», тем выше вероятность, что им придется сотрудничать с гонщиками, которые уже подошли к последней ступени. Например, с талантливыми Робином Фряйнсом или Дином Стоунмэном. Оба – замечательные гонщики, раз за разом остающиеся на обочине, не в последнюю очередь из-за того, что команды середняки и аутсайдеры, нуждающиеся в деньгах предпочитают брать пилотов вроде Эрикссона.

Грубо говоря, система ФИА может сильно ограничить пул доступных гонщиков для команд «Ф-1» и тем ничего не останется, кроме как брать действительно достойных.

«Против»

Лимитированный возраст дебюта ничего не гарантирует

По задумке ФИА, теперь любителей аварий должно стать поменьше. В теории. В реальности это вовсе не так очевидно. К примеру, Мальдонадо и Грожану 30 и 29 лет соответственно – благодаря напарникам по «Лотусу» средний возраст опасных пилотов значительно скорректировался. Сегодня уже нет никакой гарантии, что гонщик, прошедший многолетнюю процедуру отшлифовки в младших сериях, по-настоящему готов к «Формуле-1».

Даниилу Квяту на момент дебюта не было и двадцати, однако уфимский пилот совершил считанное количество ошибок в прошедшем сезоне. Хуан-Пабло Монтойя обладал недюжинным талантом, однако и после тридцати не перестал попадать в передряги. А уж о Кадзуки Накадзиме и Такуме Сато вообще вспоминать страшно. Процесс взросления каждого спортсмена индивидуален, и стандартизировать всех под одну систему вряд ли получится. А это значит, что Фернандо Алонсо не застрахован от летающих над головой болидов неосторожных французов.

Идеальным решением было бы введение нового критерия для отсева дебютантов — единой системы штрафных баллов. Гонщик, превысивший за сезон лимит наказаний, не допускается к переходу в старшую серию. Любителям заканчивать заезд в отбойнике придется повременить с трансфером в «Формулу-1» минимум на сезон и серьезно подправить психологию и рефлексы.

Схема начисления очков вызывает вопросы

Как только появилась таблица с баллами для каждой серии, многие задались вопросом: почему некоторые престижные чемпионаты получили меньше очков, чем должны были? Особенно недоумевали представители «Рено» – подконтрольные французам «Формула-Рено 3.5» и «Формула-Рено 2.0» неожиданно оказались менее ценными, чем сугубо европейский чемпионат «Формула-3» и даже более мелкие национальные серии вроде «Формулы-4».

Мало того – ведущим чемпионатом по набору необходимых баллов теперь считается ныне даже не существующая «Формула-2». Гоночная серия только воссоздается, а ей уже вручают топ-звание — очень похоже на неприкрытый лоббизм со стороны ФИА. Версия становится более правдоподобной, если учесть, что вопросами «Формулы-2» теперь займется Стефано Доменикали, занявший высокопоставленный пост в комиссии Федерации.

Очевидно, что по вкладу в воспитание будущих топ-пилотов «Формула-Рено 3.5» ничем не уступает GP2 – Роберт Кубица, Кевин Магнуссен, Даниэль Риккардо и Жан-Эрик Вернь в свое время прошли через французскую школу, и возмущение автоконцерна вполне понятно. В скором времени ФИА и «Рено» соберутся для обсуждения сложившейся ситуации. Быть может, на этом заседании Федерация обратит внимание на отсутствие в собственной таблице ДТМ и другие кузовные чемпионаты.

Субъективность балльной системы

Сама по себе балльная система не очень гибкая и не учитывает индивидуальность каждого гонщика. Ведь у каждого свой путь к вершине, и далеко не всегда он стандартизирован — сначала покатался в национальных сериях, потом в GP2 или «Формуле-Рено 3.5». Кто-то уже в девятнадцать лет достаточно зрел для того, чтобы сидеть в кокпите болида «Формулы-1», а кому-то раньше определенного возраста Большие Призы противопоказаны.

Получается, что действительно талантливые гонщики, не добравшие абстрактных баллов, не попадут в «Ф-1» именно из-за каких-то цифр. А тем временем менее одаренные, но уже достаточно откатавшие в других сериях пилоты отберут у талантов шанс всей жизни. По новым правилам Квят еле-еле попал бы в необходимые рамки для дебюта в «Торо Россо», набрав 42 балла.

Балльная система усложняет попадание в «королевские гонки» рента-драйверов, но не ставит неразрешимых проблем для спонсоров «высокооплачивающих пилотов». Скажем, гонщик не совсем бездарь, но и не слишком быстр — стабильно занимает пятое-шестое место в одной и той же серии на протяжении четырех-пяти лет. Теоретически ничто не помешает ему пролезть в «Ф-1» мимо конкурентов, если у него могущественные спонсоры и есть необходимые 40 баллов. Как ни странно, но больше всего денег зачастую у далеко не самых шустрых пилотов. «Катерхэм» за сезон сменил пять гонщиков, в то время как прямо под боком был Робин Фряйнс. Тот же Эрикссон пошел на повышение в «Заубер», тем самым лишив возможности дебюта кого-то из талантливых пилотов.

Посыл ФИА понятен – Федерация хочет выстроить для молодых талантов карьерную лестницу, а «Формулу-1» обеспечить достаточно опытными и квалифицированными пилотами. Но новая система явно требует серьезной шлифовки. Разумеется, меняться нужно и самим «королевским гонкам» – необходимо пересмотреть схему призовых начислений, чтобы средние и слабые коллективы при выборе молодежи смотрели не только на деньги, но и на спортивные достижения. Одно можно сказать точно – внедряя свою систему, ФИА подталкивает Большие Призы к изменениям. К позитивным или негативным?

Фото: Fotobank/Getty Images Sport/Peter Fox, Clive Mason

Другие посты блога

Все посты