Tribuna/Футбол/Блоги/Шо делать, куда бежать?/Сергей Болотников: «Журналист болеет за «Динамо» – и пытается помочь клубу. Это полный булшит»

Сергей Болотников: «Журналист болеет за «Динамо» – и пытается помочь клубу. Это полный булшит»

Андрей Веков поговорил с главредом Tribuna.com про его уход, украинскую журналистику, Шария и Дудя.

Автор — Vekov95
20 декабря 2017, 20:25
114
Сергей Болотников: «Журналист болеет за «Динамо» – и пытается помочь клубу. Это полный булшит»

Андрей Веков специально приехал из Черкасс, чтобы узнать, какие эмоции переживает главред Tribuna.com, покидая сайт. Мы встретились в атмосферной пиццерии Positano, куда Сергей пришел по окончанию рабочего дня. Обсудили украинскую журналистику, Шария, Дудя и, в конце концов, причины его ухода с Tribuna.com. 

«Бл**ь, что это за х**ня?!»

Давай начнем с цифр. Какая посещаемость Tribuna.com на данный момент?

– В среднем, плюс-минус 60 тысяч человек в день.

Сколько людей у вас работает?

– В редакции — 11 человек: 3 новостника, 3 редактора, 4 соцредактора. Ну и фрилансеры. На смене одновременно работают три человека: один новостник, редактор и соцредактор.

А техническая часть?

– Технари – от Sports.ru. Точнее, от всего нашего издательства Tribuna Digital.

Как прошел сегодняшний рабочий день?

– Как раз работал на утренней смене — с 8 до 16. Контролировал, что делают новостники, социальные редакторы, переносил материалы Sports.ru, публиковал наши тексты. Например, в 8 утра открываю почту, а у меня уже лежит два текста по матчам «Динамо» и «Зари» в еврокубках (разговор состоялся 8 декабря. – прим.). Я их редактирую, оформляю, выставляю. В общем, работы хватает.

Как-то маловато людей для крупного сайта с кучей онлайнов и прочего.

– По-хорошему, должно быть больше, конечно. На других сайтах с меньшим объемом контента работает больше людей. Мы, наверное, публикуем больше всего контента среди украинских спортивных СМИ. Только новостей — больше 200 в день, еще 10-15 материалов. Хотя большинство из них переносятся со Sports.ru. Есть специальная программа, которая одним кликом забирает новость/материал к нам. Но ее все равно нужно редактировать.

Совещания, планерки или групповые чаты в мессенджерах?

– Офиса у нас нет. Вся работа — в Google Hangouts и по почте. В понедельник устраиваем планерки редакторов. Обычно в скайпе, потому что Олег Щербаков живет во Львове, а мы с Сашей Сажко — в Киеве. Раньше, когда все редакторы были в столице, собирались в кафешке.

То есть, ты работаешь дома?

– Да. Офлайн работа – это круто, но во-первых, это дополнительные расходы, а во-вторых, с нынешним составом это еще и бессмысленно. У нас работают люди из Харькова, Львова, Днепра, Запорожья и других городов. В начале войны даже работал человек из оккупированного Донецка. Он сидит на смене, а прямо за окном что-то взрывается. Было «весело».

Сколько у тебя групповых чатов в мессенджере?

– Три — общий для всех сотрудников, соцредакция и редакторский.

За что больше всего прилетает сотрудникам Tribuna.com от тебя?

– Не везет, в основном, новостникам. У них просто больше всего работы, которая еще и самая важная. Без новостей, разумеется, невозможно представить сайт. Материалы – это уже бонус.

Не люблю, когда люди начинают работать, как на конвейере — не думают, что делают. Требуем, чтобы ребята понимали, что они пишут, какие вопросы остались в новости, как максимально понятно донести информацию.

В какой форме им прилетает?

– Я – жесткий редактор. Могу материться. «Бл**ть, что это за ху**я?!», – такое может проскочить. Или: «Пи***ц, сколько можно повторять». Но лично стараюсь никого не оскорблять.

Как ты стал главредом спортивного сайта? Ведь до этого работал в социально-политических изданиях.

– В журналистике я уже 15 лет — в основном все же в спортивной. Начинал в родном Львове, 12 лет назад переехал в Киев. Здесь работал в «Газете по-киевски», потом в журнале «Фокус», затем с Димой Копием пытались развивать спортивный отдел сайта «Обозреватель». Но попали на неблагоприятное время. Через две недели началась революция, потом война. Интерес к спорту падал, все спортивные сайты теряли аудиторию. Мы сохранили посещаемость, но обещали же руководству, что увеличим ее в разы, поэтому начались проблемы. Нам сказали ставить заказуху, даже чернуху — я отказался и ушел.

Tribuna.com появилась в моей жизни давно. Еще когда работал в «Фокусе», любил читать Sports.ru и сразу начал писать на Tribuna.com после ее запуска. Писал просто как блогер, ради удовольствия, иногда как фрилансер. Познакомился с Сашей Ткачом. Когда я покинул «Обозреватель», он сразу позвал меня замом на Tribuna.com. Через год Ткач ушел — и я стал главным.

В общем, уникального рецепта, как стать журналистом и главредом, у меня нет. Но мой совет – не поступайте на журналистику. Один год учебы на факультете равен двум дням работы в редакции. Идите в хорошее СМИ, говорите, что готовы работать «за еду» – и учитесь.

«Весь рекламный рынок бегает и кричит: «Сделайте мне Дудя, плачу любые деньги!»

Почему уходишь с Tribuna.com?

– Мне очень удивительно, что наши пользователи и мои коллеги не верят, что я написал правду в фейсбуке. Куча звонков с разными версиями моего ухода и слухами, куда ухожу, о которых я впервые слышу. Почувствовал себя какой-то звездой прям.

Я действительно физически и эмоционально устал. Уже пошел мой четвертый спортивный сезон на Tribuna.com – работа повторяется по кругу, новые идеи придумывать все сложнее. Много мелких дел, которые не позволяют сосредоточиться на главном. Проблемы в украинском спорте все те же — сколько ни пиши о них, ничего не меняется. Есть желание просто перезагрузить мозги, научиться чему-то новому. В общем, много небольших причин, которые сложились в одну большую.

Да и посещаемость Tribuna.com, хоть и выросла в разы за эти годы, но до лидеров еще далековато. Возможно, нужен свежий взгляд, новый подход, чтобы снова сделать рывок. А я уже не знаю, как это сделать — только продолжать в таком формате.

Как долго зрело это решение?

– Серьезно я б этом задумался в начале сентября, а принял решение где-то в начале ноября.

С какими чувствами дорабатываешь оставшееся время?

– Очень странный клубок эмоций, никогда такого не испытывал. С одной стороны – жаль расставаться с любимым сайтом, накатывает сентиментальность. С другой – усталость подпирает все больше, а ощущение чего-то нового и неизвестного захватывает. Есть и страх — вдруг я пожалею об этом, ничего лучше не найду.

Еще мне жутко любопытно — как это, наблюдать за Tribuna.com со стороны? Не представляю даже. Это как отдать своего ребенка и каждый день смотреть за стеклом, как он растет. Tribuna.com – лучшее место в моей карьере, и для меня самого странно покидать его на взлете. Но против себя не попрешь. Да и мне обычно везет — что бы ни происходило, все к лучшему.

Уже думаешь, куда двигаться дальше?

– Конечно. Есть свои идеи, работаю над ними. И несколько предложений. Почти все – спортивная журналистика, но есть и совершенно не связанные с ней варианты.

Ты знаком с Дудем?

– Знаком, но не визуально. Мы с ним просто коллеги, общаемся по работе — обсуждаем какие-то общие идеи для двух редакций или обмениваеся материалами между Tribuna.com и Sports.ru.

Юре — респект огромный. Он блестящий интервьюер. Человек, из-за которого сейчас весь рекламный рынок Украины бегает и кричит: «Сделайте мне Дудя, плачу любые деньги!»

Видишь себя в таком проекте в Украине?

– Был такой вариант. С одной стороны, не хочется кого-то копировать. С другой, Юра же не изобрел велосипед — он просто классно делает интервью. Дай такие же условия десяти журналистам — и вряд ли у кого-то получится такой же результат. Просто потому, что они хуже умеют брать интервью.

Если бы я брался, делал бы хардовые интервью. Но негатив не очень интересен спонсорам, насколько я знаю. А главное – это очень сложно сделать, люди не захотят приходить на такую программу.

Ты часто в фейсбуке пишешь о политике. Как-то участвуешь в этом?

– Был на Майдане, иногда хожу на митинги — как любой человек, которому не все равно, что происходит в его стране. Но в целом я абсолютно диванный эксперт в политике.

Шария смотришь?

– Нет, конечно. Шарий – это полное говно, продажный мудак, который ничего общего с журналистикой не имеет. Да, можно найти моменты, где он действительно ловит журналистов на фэйлах. Но абсолютно такое же количество можно собрать, где фэйлит он. Чтобы не участвовать в этих мелких спорах, я обычно просто бросаю одно видео, где он рассказывает о «западенцах». Каждого, кто его посмотрит и будет дальше нормально воспринимать Шария, по-моему, нельзя считать адекватным человеком.

Но он развивает критическое мышление относительно наших СМИ.

– Слушай, в Украине иметь критическое мышление можно вообще без проблем, для этого не нужен никакой Шарий. Достаточно иметь голову на плечах и не страдать конспирологией. В крайнем случае – у нас с десяток информационных каналов, каждый из которых по-своему освещает события. Посмотри три из них — и у тебя будет полная палитра мнений. Другое дело, что мало кто готов слушать и слышать другую точку зрения.

«Не понимаю, почему люди покупают газеты, а платить за контент сайта считают бредом»

Фрагмент из твоего текста: «Прошло три дня, а мы до сих пор не знаем, что на самом деле произошло перед матчем «Шахтера» и «Олимпика». Насколько спортивные журналисты знают больше, чем могут написать?

– Вообще, украинские спортивные журналисты знают намного больше, чем могут написать. Я стараюсь свести эту разницу до минимума. Это моя профессия, обазянность — узнавать и рассказывать. Просто есть какая-то информация, которую придерживаешь к соответствующему материалу — отдельно она не представляет особой ценности.

В нашей журналистике с этим беда. Одни соглашаются молчать, когда их просят. Другие говорят откровенную ложь по заказу. Сначала я думал, что это страх потерять работу или какие-то привелегии. Но чем дальше, тем больше убеждаюсь — люди просто не понимают смысла своей профессии. Вот, болеет журналист за «Динамо» – и он пытается помочь клубу. Допустим, увидел какого-то чувака со свастикой на матче и думает: «Блин, я сейчас напишу об этом — и клуб дисквалифицируют». И не пишет. Это полный булшит. Единственное, о чем должен думать журналист — важно ли читателю знать эту информацию.

Когда коллеги не понимают, почему об этом надо писать, я обычно не понимаю, почему об этом писать не надо.

Вам предлагали за деньги изменить новость о новом президенте Киевской областной федерации футбола. О какой сумме шла речь?

– Это проходило не через меня, коммерческий отдел занимался. Да и там до обсуждения суммы дело не дошло. Они попросили назвать цену, но мы ответили, что так не работаем.

Чаще бывают просто человеческие просьбы, не за деньги — тоже даем отбой. Например, однажды один известный футболист дал глупое интервью, его процитировали все сайты. Нам звонили его знакомые и по-человечески просили убрать или всю новость, или хотя бы главную цитату. И самое неприятное, что обращались коллеги. Говорили: «У человека же будут проблемы, давай поможем». Ребята, вы ошиблись, благотворительный фонд — на другом этаже.

Репутация нам дороже, ради нее мы отказываемся от многих вещей. Обидно, что многие наши пользователи не ценят это, даже умудряются обвинять в заказухах.

«Tribuna.com – дочь Sports.ru. Частично она финансируется оттуда, частично — сама себя», – это ты сказал больше года назад в интервью Виктору Вацко. Сейчас сайт вышел на самоокупаемость?

– В этом году начал выходить. Но пока что это нестабильная история. Знаю, что сайты с гораздо большей посещаемостью и гораздо меньшими расходами умудряются не выходить в плюс. Значит, мы все правильно делаем, особенно наша коммерческая команда.

Сколько стоит Tribuna.com?

– Понятия не имею, честно. Я разбираюсь в производстве контента, а не финансах. Знаю лишь, что перед Майданом один сайт из топ-четверки хотели купить за 800 тысяч долларов, это еще по курсу 8. Но все эти суммы — очень условны. СМИ – это низкомаржинальный бизнес. Проще и выгоднее купить какую-нибудь заправку.

Вы не думали о том, чтобы сделать Tribuna.com платным ресурсом?

– Нет, пока что в условиях нашего рынка это нереально. Но это путь будущего. Я до сих пор не понимаю, почему люди покупают газеты, а платить за контент сайта считают бредом.

Когда-то предлагал прикрутить кнопку по системе «pay what you want» – пользователи могли бы платить за материал любую сумму, если он им понравился. Добровольно. Но мне объяснили, что техподдержка такой системы будет стоить дороже, чем мы получим.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов