Tribuna/Футбол/Блоги/Гра без м'яча /Первенство Бразилии. Начало

Первенство Бразилии. Начало

Предисловие Нет в мировом футболе другой такой развитой страны, в которой бы национальный чемпионат появился столь поздно, как в Бразилии. У кого-то были задержки с переходом к профессионализму, у кого-то, как у немцев долго разыгрывались региональные первенства и чемпион выявлялся в небольшом кубковом турнире, а вот у бразильцев не было даже самого худосочного подобия национального первенства до конца 1959-го года. Официальный же чемпионат Бразилии проведут впервые только в 1971 году, когда «селесао» своей третьей победой превратит футбол страны в культ планетарного масштаба....

20 августа 2014, 19:39

 

Предисловие

Нет в мировом футболе другой такой развитой страны, в которой бы национальный чемпионат появился столь поздно, как в Бразилии. У кого-то были задержки с переходом к профессионализму, у кого-то, как у немцев долго разыгрывались региональные первенства и чемпион выявлялся в небольшом кубковом турнире, а вот у бразильцев не было даже самого худосочного подобия национального первенства до конца 1959-го года. Официальный же чемпионат Бразилии проведут впервые только в 1971 году, когда «селесао» своей третьей победой превратит футбол страны в культ планетарного масштаба.  Учтите, что до 1959-го сборная не только поразила всех своей игрой на чемпионате мира в Швеции, выиграла его и произвела подлинную тактическую революцию, введя в оборот 4-2-4 не как редкий эксперимент, а эталон для подражаний и всеобщего стремления. Юный Пеле уже шёл тогда к статусу Короля футбола и разговоров только и было о игроках великой команды.

А вот чемпионата Бразилии не просто не было. О нём никто всерьез не вел речи, кроме отдельных энтузиастов. Весь большой футбольный бум страны крутился вокруг Рио и Сан-Пауло, огромные города были самыми населёнными в стране, так же как и эти штаты, а главное именно там крутились почти все деньги страны. Посему любые толковые футболисты из иных клубов быстро попадали в чемпионаты этих штатов, которые имели огромный зрительский интерес и считались самодостаточными явлениями. Ещё существовал Торнео «Рио-Сан Пауло» мини-чемпионат с участием лучших клубов двух главных регионов страны. Кстати этот турнир был прекрасно организован и ещё долгое время после своего появление всебразильское первенство (носило оно разные названия) по сравнению с ним выглядело полным организационным абсурдом, соревнования были словно бы вырезаны и склеены воедино рукой малыша.  

Смысла же играть в соревнованиях с участием представителей всех уголков необъятной тропической страны не было, прежде всего, у грандов, ну а голоса малых клубов никого не интересовали. Пару раз ещё до второй мировой войны сыграли турниры чемпионов штатов. В 1920-м в нём участвовали всего три клуба, а в 1937-м целых шесть, но продолжения не последовало.

Из-за угла любопытства настойчиво выглядывает вопрос «А как же сборная Бразилии?». Да, она существовала и побеждала. Но сборной всей Бразилии она была формально. Время от времени в её ряды попадали игроки не из клубов Рио или Сан-Пауло, однако это выглядело случайностью или, скорее, желанием показать, что никто не забыт и создать видимость охвата всей страны. К примеру, за шесть чемпионатов мира до 1959-го в заявках сборной Бразилии только в 1934 и 1950 были игроки (пятеро) не из двух топ-чемпионатов штатов. Но на домашнем первенстве двое ребята только сидели в резерве, а в Италии ещё двое вышли на поле, из них Патеско представлял уругвайский чемпионат, один из сильнейших тогда не только на своём континенте.

Кубок страны поневоле

Победа  сборной в Швеции не предвещала никаких изменений в сложившейся ситуации. Однако ветер перемен подул из Европы. Там с успехом разыгрывался Кубок Европейских чемпионов, а его победитель «Реал» гордо именовал себя лучшим клубом планеты. Южноамериканцы быстренько решили провести свой аналогичный турнир и его победитель должен был бросить вызов Ди Стефано и его звёздной банде.

Для этого страны должны были представить своих чемпионов. И тут только до бразильцев, уже возомнивши себя богами футбола, дошло, что надо срочно организовать турнир, иначе им некого будет представить в дебютном розыгрыше Копа Либертадорес. Проблема была обозначена весной 1959-го, когда до старта Либертадорес оставался год. Ломать очень насыщенный график чемпионатов штатов и прочих запланированных турниров никто не решился, что бы не накликать гнев больших клубов. Потому скроили кубковый турнир, в котором представители Рио и Сан-Пауло (по одному) сыграют с полуфинальной стадии, остальные пусть играют больше, их мнение можно смело игнорировать – не хотите, брысь с пляжа!

Давид и Голиаф на пути к финалу

Будущая сенсация турнира клуб «Баиа» из Салвадора начал путь к финалу ещё в августе 1959. Только в первом раунде против КСА (штат Алагоас) всё прошло гладко – 5:0 и 2:0. Уже следующее противостояние отняло массу сил и нервов, а соперником то была всего лишь «Сеара», не ахти какая командочка как ныне, так и в те времена. После двух ничейных результатов победу «Баие» в дополнительное время третьего матча принёс Лео Бриглиа. Он станет в итоге лучшим бомбардиром турнира. Интересный персонаж, большой игрок, бабник, пьяница и сказочник. В 70-е старый Бриглиа пустит в оборот легенду о том, что он должен был играть на мировом первенстве в Швеции, но старые враги из руководства «Флуминенсе» нажаловались Висенте Феоле на его хроническую травму колена и тот отцепил форварда. Забавная история, в которой нет ни слова правды. Но чего ещё ожидать от великого жизнелюба, который 14 раз был женат и завел 16 детей.

Зато имеется другая история, проще и честней. Прейдя в «Баиу» в 1958-м Бриглиа через год покинул клуб, искал более весомого заработка, но в Рио, куда он направился, знали не только его игровые достоинства, а и все пороки. Не удалось договориться даже с «Виторией». Тогда тренер Жениньо пошёл к президенту «Баии» Осорио Виласу-Боасу (был бы португальцем, то его фамилия произносилась аналогично фамилии тренера «Зенита») с предложением вернуть Лео. Ответ был прост: «Пьет много, безответственный». Но Жениньо настаивал на том, что без сильного центрфорварда в предстоящем Кубке страны можно облажаться. Довод был принят. Лео Бриглиа забьет ещё решающие голы в третьих матчах четвертьфинала и полуфинал против «Спорта» и звёздного «Васко» - спец по самым важным мячам.  

Если клуб из Салвадора на пути к финалу провёл 11 игр, то «Сантосу» хватило двух матчей полуфинала, что бы одолеть «Гремио».  Дел у команды было невпроворот – выиграли «Торнео Рио-Сан Пауло», совершили большое успешное турне по Европе (15 игр, правда, уступили «Реалу» 3:5), шли к финалу чемпионата штата. Всего за тот урожайный год команды наиграла 99 поединков, 71 победа 14 поражений.

Финал. 1959 год

На фоне всего описанного марафона игр первый матч финала дома выглядел для «Сантоса» проходным. Что собой представляет соперник игроки великой команды не знали, да и некогда им было отвлекаться на всякую мелочь. Зато «Баиа» и её руководители могли целенаправленно готовиться только к этому противостоянию, изучить игру соперника и свозить команду на её матч.

На неожиданно сильную игру соперника, который гнул свою линию и атаковал фаворита без оглядки, списали футболисты «Сантоса» поражение 2:3.

После этого матча Пеле и компания выдали убойный марафон в чемпионате штата – 15 дней 5 матчей. Однако что иному смерть, то бразильцу хорошо. Играть для этих ребят лучше, чем долго тренироваться. В ответном матче на «Арена Фонтенова» соперник вновь показал себя очень собранным и хорошо сыгранным коллективом, но теперь уже даже без двух игроков основы «Сантос» взял свое 2:0. Пеле в том матче забил сотый гол за год! Кто возьмет кубок сомнений не возникало, однако официально это нужно было ещё оформить, разница голов роли не играла, для общего успеха как минимум нужна ничья и победа, иначе третий решающий поединок.

Два тренера

В официальных протоколах двух первых финальных матчей тренером значится некто Жениньо, а в решающем третьем аргентинец Карлос Воланте. Учитывая, что между вторым и третьим матчами прошло более двух с половиной месяцев, то ничего удивительного в смене наставника нет, тем более для Бразилии. Но в нашей истории всё не так. И Жениньо и Воланте были тренерами команды. Первый скорее главным, второй скорее помощником. Были периоды когда Жениньо не мог не только официально числиться тренером, но и вынужден был находиться вне клуба, тогда полноправным главным становился его ассистент Воланте. За пределами Бразилии его знают гораздо больше чем шефа. Сам Карлос много играл в Аргентине, Италии и Франции, последние пять лет карьеры прошли в «Фламенго». Публике Рио он запомнился как отчаянный боец, неутомимый разрушитель в центре поля. Запомнился настолько, что позже, когда пошла градация амплуа полузащитников, тех, кого мы называем опорниками, в Бразилии кличут «воланте». В конце 40-х он начал тренировать и работал наставником только на бразильской земле. В дуэте Жениньо-Воланте Карлос брал на себя функции администратора всего тренировочного процесса и главного контролёра дисциплины. По воспоминаниям игроков он был хорошим человеком, но слишком занудным. Зато главный тренер, оказался на удивление гибким в работе с людьми и очень хорошим психологом. Это контрастирует с его второй работой. Жениньо сочетал тренерство со службой в армии, позже в полиции. Потому он порой мог месяцами быть с командой, а затем выпасть из работы, уехать для проведения учений или сборов на другой конец страны. Вот тогда Воланте и становился главным.

Вообще-то Жениньо человек футбола и в армию попал явно не по своему желанию, но, на удивление остался там. Он был звездой «Ботафого» как крайний форвард. В 1944-м  попал под призыв, формировались части, которые ждали отправки в Италию, им предстояло воевать по-настоящему. В военкомате Жениньо обрадовался, когда его принял давний болельщик «Фогао». Игрок попросил выдать ему справку о какой-нибудь болячке, что бы не рисковать жизнью за тридевять земель. Однако ответ его обескуражил: «Дорогой Жениньо, не только я, а и весь Рио каждую неделю в газетах читает о ваших достижениях на поле, какой вы быстрый и ловки, и это чистая правда. А теперь я возьму и выдам справку, что вы непригодны к службе, что у вас серьезные проблемы со здоровьем. Боюсь, за такое меня могут в шею выгнать с работы. Хотел бы, но не могу». Пришлось форварду облачаться в форму и брать винтовку в руки. Жениньо не раз вспоминал, что должен был погибнуть в первом же столкновении. Его отряд попал под сильный обстрел и офицер отправил его к группе товарищей, которые находились неподалёку. Только футболист отбежал пару метров из укрытия, как его сбило с ног землей – снаряд попал прямо в окоп, погибли все, кто находился рядом. Жениньо участвовал в боях при Ливорно и Монте Кастело. Героем он себя не считал и всегда говорил, что в Италии ему повезло не попасть в список 470 соотечественников, которые так и не вернулись, а ещё он на всю жизнь ужасался европейского холода, в горах довелось пару месяцев провести при -20. После войны он ещё успел неплохо поиграть и даже выиграл чемпионат штата. Завершил карьеру в 1953-м. а через два года уже тренировал в родном «Ботафого», позже была «Баиа» и «Крузейро».

 Финал. 1960 год.

Последний поединок финала состоялся 29 марта 1960-го года. Выглядело это довольно странно, так как по статусу завершался розыгрыш Кубка 1959-го. Ранее у бразильце в были случаи когда чемпион штата определялся в первые дни следующего года, так было с титулом Сан-Пауло 1959, который взял «Сантос». Но затяжка на целых три месяца – бред. Произошло следующее, в январе у «Сантоса» график был полностью расписан под официальные матчи. Играть в феврале и марте клуб Пеле категорически отказался – извините у нас товарняки, которые приносят отличный доход. Замечу, что менеджеры этого клуба настолько умели извлечь прибыль из подобных выставочных игр, что вскоре заставили «Сантос» колесить по всему миру от Африки до Азии, взымая соответствующую плату. Позже выиграв два Либертадорес подряд клуб отказался от участия в самом статусном турнире континента ради … товарищеских денег, давая очень прибыльные гастроли где угодно.

Худо-бедно сверху надавили на «Сантос» и заставили сыграть в конце марта, ведь вскоре стартовал Либертадорес и Бразилия могла быть просто не представлена в нём. Фаворит вынужден был играть 29-го, тогда как 27 отыграл против «Палмейраса», из-за чего пару игроков не смогли восстановиться. Не было и Пеле, он ещё ранее травмировался.

Играть пришлось на почти пустой «Маракане», руководители федерации решили провести поединок на главной арене страны. В Рио матч восприняли холодно и билеты купили только 20 тысяч болельщиков, почти все приезжие. На трибунах тогда 200-тысячного стадиона это смотрелось печально. Зато игра началась живо с гола «Сантоса», на что соперник быстро ответил, а в начале второго тайма забил Лео Бриглиа. Вскоре пошла бойня. Судья Фредерико Лопес до того попустительствовал грубости, что привело к явной наглости, особенно со стороны уставших и злых футболистов «Сантоса». Сначала выгнали Жетулио и Формигу. Тогда «Баиа», имея на двух игроков больше, забила третий гол усилиями Аленкара, который опередил еле передвигавшегося по полю Зе Карлоса. Позже был удаления с обеих сторон и победа 3-1 команды из Салвадора.

В 1960-м вышел на экраны фильм «Bahia de Todos os Santos» с которого, по мнению самих бразильцев, начинается настоящее кино их страны. Сюжет насквозь пронизан идеями социального равенства и борьбы с притеснениями, в нём слабые восстают против сильных. С такого же левацкого сценария начался и бразильский футбол в масштабах всей страны – первый турнир выиграла маленькая, неприметная «Bahia», повергнув уже разжиревший на победах и популярности «Santos» с самим Пеле.  

  

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты