Игра в долгую. Чего ждать от переговоров ФФУ, РФС и УЕФА
Александр Ткач отвечает на главные вопросы накануне четверговой встречи в Ньоне по крымскому конфликту. И, к сожалению, не прогнозирует нам ничего хорошего.
Александр Ткач отвечает на главные вопросы накануне сегодняшней встречи в Ньоне по крымскому конфликту. И, к сожалению, не прогнозирует нам ничего хорошего.
Зачем УЕФА устроил переговоры?
Есть такая хорошая поговорка: «Совещания незаменимы, если вы решили ничего не делать». Так же, как в любой компании, когда люди не готовы принимать важное решение, они могут вынести вопрос на обсуждение, утверждение, согласование – и гонять его так по кругу. А там, глядишь, либо вопрос сам рассосется, либо кто-то другой ответственность на себя возьмет.
УЕФА поставлен перед выбором: либо принять беспрецедентно жесткое решение (против России), либо беспрецедентно несправедливое (против Украины). Это логично – ситуация-то беспрецедентная как раз – но ни тот, ни другой вариант УЕФА не нравится. Тем более, что в уставе ФИФА и УЕФА однозначного правила на случай аннексии территорий нет – кто ж знал, что в XXI веке такое возможно. Поэтому Платини и компания пытаются переложить ответственность. Для начала на ФФУ и РФС – мол, садитесь и договаривайтесь. Или не договаривайтесь – нам главное, чтобы все понимали, что это от вас зависит.
В конце концов, вдруг Евросоюз или ООН все-таки , касающиеся и футбола (как это было в случае с Югославией-1992). Тоже удобно: можно будет сослаться на политическое решение, которое опять же принято чужими руками.
УЕФА давит на ФФУ и заставляет ее согласиться с аннексией?
Не совсем. Конечно, податливая позиция ФФУ сильно упростила бы УЕФА жизнь. Признали украинцы, что Крым – юрисдикция РФС, вот и вопрос снят. Но сильно давить на ФФУ вряд ли будут. Во-первых, нечего предложить взамен за такой «слив», слишком уж масштабны последствия. Во-вторых, если бы даже Коньков и Попов зачем-то решили сдаться, их уже завтра вынесли бы из Дома футбола разъяренные болельщики. В-третьих и в-главных, долгие и безрезультатные переговоры вполне устраивают УЕФА. «Видите, они сами не могут договориться. Вопрос беспрецедентно сложный, нужен консенсус – ну вот мы ждем, когда Украина и Россия его найдут».
Что на этих переговорах можно обсуждать?
Для начала отбросим совсем уж прямые коррупционные варианты – их и трогать не хочется, да и вряд ли в такой ситуации есть такая взятка, которая стоила бы целой карьеры.
Остаются всевозможные «предложения доброй воли» от россиян – например, под соусом «зачем делать всем плохо, если можно сделать всем хорошо». Вот вам миллионы евро на какие-нибудь программы развития украинского футбола (допустим, как-то оформленные через УЕФА), а вы перестаете упираться и делать всем хорошо. Все вроде бы остаются в шоколаде, но вопрос «а шоколад ли это?» у нас, конечно, останется.
Закончится ли все это 18 сентября?
Почти наверняка – нет. Ситуация патовая, и это более-менее устраивает две стороны из трех. РФС поняла, что может делать почти все, что хочет, и оставаться в целом безнаказанной. Крымские клубы играют в российском чемпионате, до еврокубков им еще сто лет. Чуть напряженнее стали отношения с УЕФА – но к такому в России уже привыкли, по сравнению с санкциями это вообще чих. УЕФА никуда не спешит – напротив, откладывание решения ему только на руку. У ФФУ же нет никаких инструментов давления на остальные две стороны.
Как должна бороться ФФУ?
На уровне переговоров – уже никак. «Жестче» могло означать «громче» месяц назад – кричать, обвинять, лезть из всех щелей с нотами протеста. Не факт, что это дало бы результат, но пробовать стоило. Теперь, на уровне переговоров, нам нечем нападать – остается только неубиваемый козырь «это была наша юрисдикция, мы ее добровольно не отдадим».
А вот чего точно теперь хочется от ФФУ, так это четкости и профессионализма в аргументации. Для начала пора перестать рассказывать про «украинские клубы, на переход которых нужно наше разрешение». СКЧФ и компания – де-юре не украинские клубы, а новые, они никуда ниоткуда не переходили и ничего в этом смысле у ФФУ спрашивать не должны.
Наш аргумент другой: Крым был признан юрисдикцией ФФУ, Крымская федерация – член ФФУ, а на территории юрисдикции ФФУ не может быть одновременно юрисдикции РФС. Россия без разрешения ФФУ не имеет права проводить матчи на территории Украины, учреждать клубы на территории Украины и принимать региональные федерации Крыма в состав РФС. На том и стоим.
Может ли ФФУ пойти против УЕФА – в Лозанну?
В целом – да, нам ничто не мешает. Гибралтар вот как раз отсудил свое право стать полноправным членом УЕФА именно через CAS. Вопрос там тоже был политическим и территориальным: Испания считает британское присутствие на маленьком полуострове оккупацией, и десятилетиями успешно лоббировала непризнание Гибралтара отдельной футбольной единицей. В 2013-м процесс завершился успешно для карликового государства, несмотря на нежелание УЕФА, но заняло это целых 17 лет.
Почему УЕФА так не хочет наказывать РФС?
Для начала, какуже говорилось – нет прямого пункта в уставе УЕФА или ФИФА на случай такой ситуации. Есть похожие, но это уже повод для споров. УЕФА и ФИФА не чувствуют себя уверенно в этом плане и вообще не очень хотят вмешиваться в политику. Чем дольше им удается держаться вне ее, тем у них шире улыбки и лучше пищеварение.
Ну и, конечно, как показывает история с присуждением ЧМ-2022 Катару, никто не отменял лоббирование, непрямой подкуп и прочие виды влияния. Блаттер, как часто пишут, в хороших отношениях с Путиным, проведение ЧМ-2018 в России его устраивает. Уходить со сцены, , он не собирается – а долгосрочные хорошие отношения с Путиным (который тоже пока никуда не собирается) ему очевидно важнее, чем с ФФУ. Подмоченная такими компромиссами репутация Блаттера не смущает: он с ней живет уже десяток лет и ничего – снимает про себя любимого фильмы и в ус не дует.
ФИФА просто боится, что придется отобрать у России ЧМ-2018?
Давайте уже разделим это раз и навсегда. Никакой прямой законодательной связи, которая заставляла бы УЕФА и ФИФА отобрать у России турнир, нет. Право проведения турнира – это одна история, а нарушение правил по клубам и федерациям – другая. За нарушение УЕФА и ФИФА могли (и по закону вообще-то должны) наказывать приостановлением членства РФС – с вытекающим отсюда исключением клубов и сборной из турниров. Отбирать право проведения ЧМ за происходящее в Крыму они по большому счету не имеют права – но имеют право делать это вне зависимости от происходящего в Крыму. Вот Катар сейчас могут лишить ЧМ-2022 – хотя он ни на кого не нападал, просто перестал устраивать и слишком портит имидж всплывшими фактами коррупции.
Фото: официальный сайт ФФУ.


