Tribuna/Велоспорт/Блоги/Нефильтрованное. Не холодное/Последнее дело Фрума. Возьмёт ли Ineos три гранд-тура за один сезон?

Последнее дело Фрума. Возьмёт ли Ineos три гранд-тура за один сезон?

Имея наибольший в шоссейном велоспорте бюджет и космический состав, ещё не переполовиненный естественной сменой поколений, британская суперкоманда Ineos поборется за «тройную корону» в посткоронавирусном сезоне, в календаре которого решающая неделя Джиро наложится на стартовые этапы Вуэльты.

Автор — Андрей Белик
24 августа 2020, 07:50
3
Последнее дело Фрума. Возьмёт ли Ineos три гранд-тура за один сезон?

Давным-давно, когда предметом моей гордости был кассетный плейер, а розовой мечтой – выделенная интернет-линия, украинский шоссейный велоспорт находился на пике. Сергей Гончар побеждал в гонке с раздельным стартом на чемпионате мира, Ярослав Попович попадал на подиум Джиро и довозил до Парижа белую майку лидера молодёжной классификации Тур де Франс, а Юрий Кривцов на афинских Играх ехал практически в одном темпе с Фабианом Канчелларой, величайшим мастером «разделок» своего времени и всё ещё действующим олимпийским чемпионом. Летом 2020-го лишь специалисты и самые дотошные болельщики знают, что украинцы в мировом туре не перевелись окончательно, а красивая победа Марка Падуна на престижном и очень конкурентном Туре Альп двухлетней давности в лучших традициях «охотников за этапами» вызвала скорее недоумение – откуда вообще взялся этот парень, объехавший на финише Пино, Ару, Беннетта и Лопеса, спортсменов экстра-класса с семизначными контрактами?

Даже гранд-туры особой популярностью в Украине не пользуются: за их ходом более-менее пристально следят либо фанаты, оставшиеся с «тех самых» времён, либо поклонники таланта Сергея Курдюкова, который с большим отрывом возглавляет мой личный рейтинг русскоязычных комментаторов независимо от вида спорта.  Доказательства? С начала 2020 года на Трибуне, например, появилось всего пять публикаций, связанных с велоспортом, лишь одна из которых была посвящена актуальному событию из мирового тура – свинской выходке Дилана Грёневегена в финишном створе спринтерского этапа Тура Польши.

Но история, которую я хочу рассказать, по-настоящему уникальна – она должна стать главным сюжетом коронавирусного сезона-2020, календарь которого перекраивался добрый десяток раз, как минимум до окончания Тур де Франс. А то и дольше, ведь действующий триумфатор «Большой Петли» Эган Берналь является главным фаворитом первой многодневки календарного года по версии букмекеров и имеет шикарные шансы защитить свой титул.

***

В конце 2020-го Крис Фрум уйдёт из Ineos, более узнаваемой в болельщицкой среде под брендом своего предыдущего титульного спонсора, медиахолдинга Sky. В наследство от уроженца Кении британской команде останутся шлейф скандальных ситуаций, от грязной борьбы за лидерство с Брэдли Уиггинсом (на Тур де Франс-2012 Крис всячески демонстрировал, что в горах он на порядок сильнее своего капитана, и делает одолжение менеджерам, везя будущего олимпийского чемпиона к жёлтой майке) до проваленной допинг-пробы на Вуэльте-2017, за которой не последовало никаких официальных санкций, и реально выдающиеся достижения. Семь побед в общем зачёте гранд-туров, полтора десятка выигранных этапов Тура, Джиро и Вуэльты, множество успехов в гонках поскромнее и две медали чемпионата мира в командных «разделках» – более чем достаточно, чтобы ещё долгие годы считаться безоговорочно лучшим в истории топ-коллектива мирового велоспорта.

Любая другая команда на месте Ineos предоставила бы Фруму возможность последний раз (не в карьере вообще, а именно в своих цветах) прокатиться по дорогам былой славы, ведь именно на Туре Крис преуспел больше всего, четырежды выиграв генеральную классификацию. Но руководителю проекта Дэйву Брэйлсфорду, имеющему рыцарский титул за заслуги перед британским велоспортом, чуждо такое чувство, как сентиментальность – и несколько дней назад он неслабо удивил общественность, не заявив на стартующую 29 августа в Ницце «Большую Петлю» ни Фрума, ни его многолетнего оруженосца Герайнта Томаса, завоевавшего жёлтую майку в 2018-м в статусе «первого на подхвате» на случай провала именитого партнёра.

Формально у Брэйлсфорда были основания для такого решения – Крис не впечатлил в первых гонках после коронавирусной паузы, и, вполне возможно, до сих пор не до конца отошёл от аварии с многочисленными переломами в июне прошлого года, стоившей британцу Тура-2019 и всей второй половины сезона. Но то, как генеральный менеджер Ineos распределил своих ветеранов по следующим гранд-турам (Томасу пообещали роль капитана команды на Джиро, а Фруму гарантировали лидерство на Вуэльте), вместе с не планировавшимся изначально включением эквадорца Ричарда Карапаса, прошлогоднего победителя итальянской многодневки, в боевой состав на французскую «Петлю», позволяет сделать другое, куда более интересное, предположение.

Думается, Ineos попробует выиграть ВСЕ ТРИ гранд-тура в одном календарном году. Чего после переноса Вуэльты с весны на осень в 1995-м – до этого испанская многодневка пересекалась с более популярной и статусной Джиро, что делало состав её участников куда менее качественным, чем в наши дни, – не случалось ни разу. И если это действительно так, то момент для попытки замахнуться на рекорд, который априори никогда не будет побит, выбран просто идеально.

На то есть множество самых разных причин.

Во-первых, деньги. Британцы явно не бедствовали при поддержке Sky, но выкуп команды одним из богатейших людей Соединённого Королевства Джимом Рэтклиффом, чьё состояние оценивается примерно в 18 миллиардов долларов (он и владеет химической компанией Ineos, под брендом которой выступает коллектив), закрепил проект Брэйлсфорда в качестве «денежного мешка» номер один в мире шоссейного велоспорта. На фоне недавней неопределённости с титульными спонсорами у других сильных коллективов вроде бельгийского Deceuninck-Quick-Step и австралийского Mitchelton-Scott финансовая ситуация в Ineos остаётся стабильной даже во время пандемии, а бюджет – точные цифры широкой публике неизвестны, но поговаривают примерно о 40 миллионах евро без учёта всевозможных призовых, – является наибольшим в мировом туре.

В случае с Ineos это гарантирует не только вкусные контракты для сильнейших или наиболее перспективных гонщиков, а ещё и крутые технические возможности, уникальные тренировочные лагеря, мощные команды медиков, физиотерапевтов, юристов (два года назад они полностью «отмазали» Фрума за почти двукратное превышение терапевтического исключения на сальбутамол, сохранив для Криса скандальную победу на Вуэльте) и многое-многое другое. Как менеджер Брэйлсфорд невероятно крут во всём, что касается использования выделяемых ему средств, и чем больше этих самых средств, тем более ощутимым будет преимущество его проекта над конкурентами на трассах и за их пределами.

Во-вторых, коронавирус. Локдаун, продлившийся без малого пять месяцев, вынудил UCI отменить 13 гонок мирового тура и сместить ту часть весенней программы, от которой в силу популярности и статуса попросту невозможно отказаться (бельгийские однодневные «классики», легендарную Париж – Рубе с её убийственной брусчаткой и, само собой, Джиро), на октябрь. Из-за этого традиционно ключевая третья неделя итальянской многодневки будет проходить одновременно со стартовыми этапами Вуэльты. И там, где конкуренты Ineos будут вынуждены делать выбор в пользу одного из гранд-туров, основываясь на сильных сторонах своих ведущих гонщиков и предпочтениях спонсоров, британцы смогут выставить два плюс-минус одинаково сильных состава, работающих на людей с минимум одной жёлтой майкой – а это абсолютная вершина карьеры любого «генеральщика», – в послужном списке.

Зная о стремлении Брэйлсфорда к жёсткой дисциплине в команде и его умении убеждать даже самых амбициозных подопечных поработать на назначенного в штабе капитана, не сильно удивлюсь, если он отправит победителя прошлогодней версии Джиро Карапаса помогать Томасу, а Берналю поручит возить по испанским горам Фрума. Ни эквадорец, ни колумбиец жаловаться не станут – первый в Ineos без году неделю и ему нет смысла со входа ссориться с лучшим работодателем в шоссейном велоспорте, а под второго и так уже второй сезон подряд собирают состав на Тур де Франс. Немыслимое дело для гонщика, которому всего-то 23 года от роду.

В-третьих, беспрецедентная ситуация с составом. Фрум (ему 35) и Томас (34) постепенно приближаются к завершению карьеры, и готовить им смену в Ineos начали уже давно. Берналь стал суперзвездой в «андеровском» возрасте, его ровесник Павел Сиваков (сын российских велогонщиков, воспитанный в академии BMC и дебютировавший на профессиональном уровне сразу в Ineos, минуя континентальные команды второго эшелона) финишировал в десятке сильнейших на своём дебютном гранд-туре, Джиро-2019, и выиграл пару недельных гонок, 25-летний Тао Геогеган Харт с 24-летним Филиппо Ганной, взявшим бронзу прошлого чемпионата мира в «разделке», вот-вот оформятся как новые супер-доместики – но при этом прославленные ветераны и их проверенные десятками тысяч километров трасс грегари вроде Михала Квятковски или Люка Роу пока ещё никуда не делись.

Было бы совсем весело, если бы Mitchelton-Scott развалилась во время коронавирусной паузы (а такая вероятность существовала) и трансфер Адама Йейтса в Ineos оформили бы прямо посреди сезона-2020 – тогда на контракте у британцев нарисовалась бы целая пятёрка классных «генеральщиков» плюс Сиваков, уже сейчас готовый ездить в ранге со-капитана, как это делал Томас при Фруме, на той же Джиро. Но, к радости всех болельщиков, которым поднадоело доминирование команды Брэйлсфорда в последние годы – а таковых хватает, – австралийцы избежали краха, сохранили титульного спонсора, и один из близнецов-Йейтсов перейдёт в Ineos только в грядущее межсезонье, де-факто заменив Криса.

Наконец, профиль Тура-2020. И Крис, и Герайнт солидно смотрятся в горах – иначе они не побеждали бы в предыдущих версиях «Большой Петли», – но решающее преимущество над соперниками оба британца обычно формировали на равнинных этапах с раздельным стартом, привозя железные две-три минуты чистым «горнякам» типа Тибо Пино, Наиро Кинтаны, Ромена Барде, Стивена Крайшвайка, Микеля Ланды и другим мастерам восхождений (много их). На предстоящей «Большой Петле» любимых британцами городских трасс на время не будет вовсе: уже на втором этапе организаторы французской многодневки отправят гонщиков в довольно высокие горы, что для Тура большая редкость, а единственная «разделка», запланированная на предпоследний, 20-й этап, будет высокогорной – с жестоким шестикилометровым подъёмом к горнолыжному курорту Ла Планш де Бель Фий с градиентом, доходящим до 20%, на финише.

Осваивавшим велосипед в предгорьях Анд Берналю и Карапасу рельеф, куда больше напоминающий типичную версию Вуэльты, нежели профиль Тур де Франс («Большая Петля» – чуть более «попсовая», если так можно выразиться, и менее брутальная гонка, чем остальные гранд-туры, и универсалы в ней в последние годы побеждают чаще узких специалистов), подходит ощутимо лучше Фрума с Томасом. И сумасшедший выбор гонщиков, имеющийся в распоряжении Брэйлсфорда, позволяет ему спокойно «заморозить» лидеров, не выпуская их на не самый комфортный маршрут, ни капельки не рискуя при этом командным результатом.

Безусловно, даже настолько крутая команда, как нынешняя Ineos, не может быть ни в чём уверена на 100%. Берналь ещё слишком молод, чтобы показывать стабильно высокие результаты в трёхнедельных гонках, Карапас вообще ни разу в карьере не стартовал во Франции, и даже лучшие доместики в мире могут не уберечь капитана от неприятных инцидентов в пелотоне – как это, например, произошло с Фрумом в 2014-м, когда он сошёл с «Большой Петли» уже на первой неделе после нескольких падений. Крис действительно может оказаться не готов бороться за лидерство в общем зачёте даже на Вуэльте, которая стартует 20 октября, а ведь есть ещё коронавирус: организаторы Тура уже предупредили, что два положительных теста на COVID в «пузыре» любой команды приведут к её автоматическому снятию с гонки, и уж от этого-то Ineos совершенно точно никто не застрахует.

Чтобы назвать сезон-2020 успешным, Брэйлсфорду вполне хватит и жёлтой майки победителя Тур де Франс, которую его подопечные отдавали соперникам лишь один раз за предыдущие восемь лет (в 2014-м сходом Фрума сумел воспользоваться итальянец Винченцо Нибали, выступавший на тот момент за Astana), и поэтому ни о какой «тройной короне» ни сам Дэйв, ни его подопечные пока не заикаются. Но в голове такой сценарий руководитель Ineos наверняка держит – если британцы не сотворят чудо сейчас, то эпохальное достижение, скорее всего, не покорится никому и никогда.

Ещё больше спорта, хорошего и разного - на Facebook и в Instagram.

Другие посты блога

Все посты