Tribuna/Футбол/Блоги/Игра В. Пас/Карлос Роа. История одного сектанта

Карлос Роа. История одного сектанта

Футбольную карьеру можно сравнить с человеческой жизнью. Как слабый сквозняк может привести к воспалению мозга, так и неудачное приземление на газон может стать причиной того, что спортсмен повесит бутсы на гвоздь. С другой стороны, среди спортсменов есть немало людей, которые играли до 40, несмотря на сотни жесточайших фолов против них. Да и среди столетних старцев немало бывших солдат, альпинистов и вообще людей, подвергавших свою жизнь риску.

Блог — Игра В. Пас
17 марта 2013, 03:10

Футбольную карьеру можно сравнить с человеческой жизнью. Как слабый сквозняк может привести к воспалению мозга, так и неудачное приземление на газон может стать причиной того, что спортсмен повесит бутсы на гвоздь. С другой стороны, среди спортсменов есть немало людей, которые играли до 40, несмотря на сотни жесточайших фолов против них. Да и среди столетних старцев немало бывших солдат, альпинистов и вообще людей, подвергавших свою жизнь риску.

Вот только причины, заставившие людей покинуть этот мир, гораздо разнообразнее поводов уйти из футбола. У спортсменов обычно всё шаблонно: кого-то замариновал на банке тренер, кому-то надоело бороться с травмами, а с кем-то в определённый момент просто решили не продлевать контракт. Герой этого очерка имеет уникальную историю ухода из спорта. Он покинул футбол, чтобы спасти свою душу - и остался, когда опасности подверглось его тело. И хотя в первом случае он прогадал, вряд ли сейчас он о чём-то жалеет.

Карлос Роа с младых ногтей выделялся из окружения. Еще в юности он начал серьёзно увлекаться религией, но в Аргентине, где принято на каждом углу вопить о своей любви к Всевышнему, это как раз удивления не вызывало. Гораздо больше удивляло религиозное течение, приглянувшееся Карлосу. Адвентизм седьмого дня – вероучение и в мире-то не самое популярное, а уж про Аргентину и говорить нечего. Отказ от алкоголя и мяса – ну какой латиноамериканец на это согласится? Роа, поверив своим духовным учителям, принял такие ограничения со спокойствием, достойным настоящего мужчины.

Роа на фоне молодых Валерона и Станковича

Лично меня не удивляет, что на подобный шаг пошёл именно голкипер. Вратарь – само по себе амплуа особенное, а вратарь талантливый – и подавно. Душащий собственных защитников Кан может показаться на фоне некоторых своих коллег по апмлуа скучным флегматиком. Дай Дэвис, стоявший на воротах сборной Уэльса, утверждал, что видит вокруг себя ангелов и чувствует фей, а Брюс Гроббелар перед серией пенальти в финале Кубка Чемпионов зачем-то жевал сетку ворот. Любому вратарю даже в самом проходном матче приходится выдерживать колоссальное напряжение. Каждый справляется с этим по-своему: один по жизни замыкается от других и переживает все удары судьбы внутри себя; другой, напротив, веселит публику своими выходками на поле и вне его. Роа (как и, к примеру, Ринат Дасаев) нашёл для себя защиту в религии. И в самом деле – как можно переживать из-за пропущенного гола, когда веришь, что скоро с небес спустится Иисус Христос?

Восхождение

Вряд ли есть смысл освещать ранние годы карьеры Роа слишком подробно. В Латинской Америке он был «просто» талантливым вратарём, поигравшим 8 лет за авельянедский «Расинг» и «Ланус». В Аргентине он получил прозвище «Латук»: партнёры не могли обойти стороной гастрономические пристрастия Роа. Повторюсь, вегетарианец в Латинской Америке, этом крае мясоедов, является настоящей диковинкой. Что же касается футбола, то Роа без проблем становился в своих клубах основным, попутно выигрывая престижные трофеи. С «Расингом» Карлос выиграл Суперкопа Судамерикана-1988, а с «Ланусом» - ныне упразднённый Копа КОНМЕБОЛ-1996.

Слева - Роа с Копа КОМНЕБОЛ. Справа - он же конец карьеры

Со сборной Аргентины, тем не менее, у Роа до поры до времени не складывалось. Одна из сильнейших сборных мира долго не вызывала молодого голкипера под свои знамёна. И это вполне можно объяснить: наставники «альбиселестес» в то время могли выбирать между Гойкоэчеа, Боссио, Исласом и несколькими другими достойными вратарями. Конкуренция была явно посильнее нынешней, когда в основе практически без вариантов стоит голкипер из Серии Б.

Переломным для Роа стал 1997 год. Тогда его пригласил в свою «Мальорку» Эктор Купер, тогда же он дебютировал в основе сборной. Следствием этого стали успехи вратаря на всех уровнях. Уже в дебютном сезоне в европейском футболе Роа демонстрировал великолепную игру. Просто представьте: команда, едва повысившись в классе, сходу занимает пятое место в чемпионате! Более того: «Мальорка» пропустила в этом сезоне меньше всех. Сама «Барселона», ставшая чемпионом, позволила своим соперникам забить на 17 голов больше, чем Роа сотоварищи.

«Мальорка» в том сезоне еще и до финале Кубка дошла, но, как и положено команде Эктора Купера, проиграла его в серии пенальти. В ворота Роа не забили Ривалдо, Селадес и Фигу, сам Роа переиграл с «точки» Хеспа, но все старания оказались напрасны: «Мальорке» пришлось довольствоваться статусом финалиста. Впрочем, сезон 1997/1998 в целом «Латук» однозначно мог заносить себе в актив. Трофео Самора, право участвовать в Кубке Кубков, высокое место в чемпионате – всё это было не таким уж значительным по сравнению с главным успехом. Роа удалось убедить Даниэля Пассареллу в своей профпригодности. И на ближайшем мундиале Карлосу предстояло быть первым номером сборной…

Кумир нации

Именно игра «Латука» на ЧМ считается пиком карьеры аргентинца. Роа ни разу не пропустил на групповой стадии турнира. Важное достижение – ведь Аргентина, хоть и разбила в легендарном уже матче Ямайку, в играх с хорватами и японцами отделывалась одним забитым голом. Но лучшим матчем Роа на мундиале стала встреча с англичанами в 1/8. Задорная команда с молодыми Оуэном, Бекхэмом, Ширером, Скоулзом и прочими звёздами АПЛ создала серьёзные проблемы для «альбиселестес». Аргентинцы спаслись за счёт классной игры своего вратаря, стандартов (один гол был забит с пенальти, другой – после хитроумного розыгрыша штрафного) и мальчишеской глупости Бэкхема (поддался на провокацию Симеоне и был удалён). А в серии пенальти всё решили сэйвы Роа после ударов Пола Инса и Дэвида Бэтти.

Конечно, вылет от голландцев в четвертьфинале был признан в Аргентине провалом. Пассарелла был уволен, а игроки подверглись нещадной критике, но… Их новый вратарь был одним из немногих, к кому претензий не было. Роа до сих пор называют «последним надёжным вратарём сборной Аргентины». Какие бы именитые голкиперы ни стояли позже за «альбиселестес», болельщикам сборной всегда было неспокойно за последний рубеж. Великолепная реакция Роа заставила скаутов и тренеров европейских топ-клубов взять вратаря на карандаш. И кто бы тогда мог подумать, что падение вратаря так близко...

Ещё год всё развивалось своим чередом. «Мальорка» под руководством Эктора Купера поднималась всё выше, Роа пропускал всё меньше, клубы, интересующиеся голкипером, были всё серьёзнее. В сухом остатке получилось следующее: «Мальорка» заняла в Примере третье место, отстав от «Реала» всего на два очка; Роа пропустил за сезон 31 гол – в два раза (!) меньше вратарей всё тех же «сливочных». Что же до интереса топ-клубов, то сам Алекс Фергюсон, только что выигравший с «МЮ» требл, собирался выложить за вратаря 10 миллионов фунтов. Но тут в дело вмешались форс-мажорные обстоятельства...

Коллапс

Пока газетчики бились над вопросом, куда и за какую сумму перейдёт Роа, сам вратарь… принял решение завершить карьеру. Причина, вынудившая футболиста на пике карьеры повесить перчатки на гвоздь, просто шокировала общественность. «Латук» на полном серьёзе говорил, что с последней секундой 1999 года наступит конец света. Всех живых на этот момент людей, естественно, ожидает Страшный Суд, «а все те люди, у которых нет духовной связи с Богом и которые ведут недостойную жизнь, попадут в большую беду» (с).

Поступок и убеждения Роа только сейчас кажутся смешными. Тогда весь мир был серьёзно озабочен окончанием второго тысячелетия, а мнимый всплеск стихийных бедствий (на самом деле их просто начали более полно освещать в СМИ) реально заставил людей верить сектам. Разорвав контракт с «Мальоркой», Роа уехал в крохотную деревушку в провинции Санта-Фе, где начал ожидать конца света. Ожидания сопровождались постоянными медитациями, молитвами и чтением «священных книг», крайне слабо связанных с христианством. До отъезда он успел дать немало интервью, в которых рассказывал о своих убеждениях – и, надо сказать, в конце 1999 года над ним не потешался никто.

Считанные месяцы до предполагаемого конца света. Роа принимает участие в чилийском ток-шоу. Как видите, слушают его серьёзно и с уважением.

1999-й год подошёл к своему логическому концу, но с этим миром ничего не произошло. Архангел не протрубил, и новый год стал очень плохим только для тех, кто в подготовке к Апокалипсису пошёл на необратимые шаги. В их числе, как вы понимаете, был и наш герой. Некоторое время Роа еще жил в Санта-Фе, молясь и штудируя религиозную литературу, но в середине 2000-го года он решил вернуться в большой футбол.

Попытки вернуться

Что сделает обычный человек, когда поймёт, что его обманули? Как минимум начнёт испытывать неприязнь к обманщику. Но религиозные фанатики – люди во всех отношениях особенные. Потому-то в сектах адвентистов седьмого дня по сей день числятся миллионы прихожан, а их «духовные лидеры» не только живы-здоровы, но и очень богаты… Роа по возвращении в футбол не сжёг свои религиозные талмуды и не подал в суд на секту. Напротив, он решил, что отказа от мяса и алкоголя для него отныне недостаточно. И объявил, что больше никогда не будет играть по субботам.

Как видите, вера не помешала вратарю выбрать в клубе несчастливый номер

Карлос снова стал игроком «Мальорки» - но за время его отсутствия там изменилось очень многое. Место Купера занял Луис Арагонес, а место самого Роа – его соотечественник Лео Франко. Тренер не горел желанием возиться с вратарём, который из-за своих убеждений должен был пропускать чуть ли не половину игр в сезоне, и доверял более молодому Франко. Да и сам Роа, целый год не державший в руках футбольный мяч, серьёзно сдал.

Дальнейшая карьера Роа – один сплошной регресс некогда большого игрока. За два сезона в «Мальорке» после возвращения в футбол Карлос принял участие всего в 15 матчах Примеры. Клубы элиты по понятным причинам не захотели покупать вратаря у балеарского клуба – и Роа пришлось идти в «Альбасете», игравший по субботам играют крайне редко. Ведь в Сегунде большая часть игр проходит в воскресенье.

Интересно, что вместо «Альбасете» Карлос мог перейти в лондонский «Арсенал». Венгер в поисках сменщика Симэну привычно выбрал самый эксцентричный вариант. Но вратарь не согласился играть по субботам даже ради выступлений в гранде АПЛ. В итоге Роа стал в кастильском клубе основным, провёл хороший сезон («Альбасете» пропустил за сезон всего 30 голов, всего в 5 матчах сезона стоял не Роа), повысился в классе, но… Ему предстояло пережить еще одно испытание судьбы.

Может, всё было не зря?

«Альбасете» неплохо как для новичка элиты начал сезон, Роа в свои «несубботние» матчи был хорош, но… Громом среди ясного неба стал очередной поход Карлоса к врачу. У спортсмена, никогда в жизни не употреблявшего алкоголь и не выкурившего в жизни ни одной сигареты, обнаружили рак яичек! Естественно, голкиперу пришлось на время забыть о футболе. Врачам удалось спасти жизнь Роа, но к моменту своего очередного возвращения в футбол он оказался не нужен даже «Альбасете». Его место в воротах оказалось надёжно занято Мануэлем Альмунией. Что самое ироничное – в начале сезона испанец брался в клуб только для субботних матчей.

Возрастной вратарь в ближайшее межсезонье покинул Европу и вернулся на Родину. Поиграв сезон с небольшим за провинциальный «Олимпо», Роа во второй раз в жизни принял решение повесить перчатки на гвоздь. На сегодняшний день «Латук» по-прежнему предан адвентистам, не ест мяса и не делает по субботам ничего, что можно считать работой.

Сложно что-либо сказать в качестве заключения, когда пишешь о таком персонаже. С одной стороны, Роа - типичный пример религиозной жертвы, из-за своих фанатичных убеждений не реализовавший свой потенциал даже наполовину. Но вместе с тем далеко не факт, что «Латук» добился бы хоть какого-то успеха без своей фанатичной веры. Кто знает - может, ему бы тогда банально не хватило хладнокровия для игры в рамке? Понятно, что это сплошная гипотетика, но такой вариант тоже со счетов сбрасывать нельзя. Сам Роа, кстати, считает, что сумел победить рак только благодаря вере и праведному образу жизни.

Конечно, его карьеру нельзя считать примером для подражания. Она просто такая, какая есть - неповторимая и оттого привлекающая внимание. Сам Карлос точно не жалеет ни о чём. Остаётся только пожелать ему удачи по жизни. Какую бы стезю Роа ни выбрал после игры в воротах, в одном можно не сомневаться - его дело будет в высшей степени праведным и богоугодным. А закончить очерк хочется словами самого Роа:

« После многих лет, проведенных в молитвах, я сделал для себя важный вывод: не имеет значения, как идут дела – хорошо или плохо, ты обязан смело смотреть в лицо обстоятельствам».

Комментируем, подписываемся, оцениваем запись.

Лучшее в блогахБольше интересных постов

Другие посты блога

Топы Копы
9 июля 2019, 07:03
1
На вольных хлебах
4 июля 2019, 08:17
4
Клинки наточены
2 июля 2019, 10:14
7
Из Кореи с любовью
1 марта 2018, 17:50
Все посты