Tribuna/Лыжные виды/Блоги/Сніжний блог/В нашем биатлоне не так мало денег. Могло быть больше, но виноват Брынзак

В нашем биатлоне не так мало денег. Могло быть больше, но виноват Брынзак

Владимир Гарец разносит главу ФБУ за отсталость.

Автор — Volоdymyr Harets
17 февраля 2019, 16:27
34
В нашем биатлоне не так мало денег. Могло быть больше, но виноват Брынзак

Материал Владимира Гарца, на который отреагировали в сборной Украины по биатлону.

Финансирование – одна из тех тем, которой можно оправдать любые проблемы украинского биатлона. Плохая фармакология? Не хватило бюджета. Сложно найти тренеров? Нет денег. Купить новую форму резервной команде? В следующем году. 

Но достать конкретные цифры финансового бедствия биатлона – очень сложно. А через ФБУ – и вовсе невозможно. Поэтому мы зашли с другой стороны и запросили данные у министерства спорта за 2018-й и 2019 год. Сравнили их с показателями 2015-го (когда минспорта вынесло все финансирование в публичную плоскость) – и оказалось, что в нашем биатлоне далеко не все так плохо, как казалось раньше. 

Если перевести цифру за 2019 год в евро, то получится вполне приличная для мирового биатлона сумма. На 2 млн евро в год могли бы прожить даже очень топовые сборные.

В конце прошлого года Мартен Фуркад жаловался, что бюджет основной команды Франции всего 900 тысяч евро. В два раза меньше, чем у Украины. Немного поиска, и наша сборная, как оказывается, получает наибольшее финансирование среди команд второго эшелона. 

И в случае Украины речь идет только о государственной поддержке. Кроме министерства спорта, какой-то процент идет от НОК, есть и маленькие отчисления от международной федерации. И это та часть, когда начинают появляться вопросы к ФБУ – как именно зарабатывает украинский биатлон, кроме этих дотаций?

В 2008 году Владимир Брынзак жаловался, что у команды есть только один спонсор, который выделяет около 30 тысяч долларов в год. Тогда было очень смешно, но сейчас на дворе 2019-й, а ясности в этом вопросе нет.

«Допустим, я поддамся на волну негативных высказываний и уйду из биатлона, – глава ФБУ уже говорил в этом сезоне. – Я готов хоть сегодня. И что дальше? Сразу уходят все спонсоры, которые поддерживают команду на основе личных контактов». И даже из этих слов можно сделать два вывода, но итог обоих будет означать, что в первую очередь, со своей работой не справляется именно Владимир Брынзак. 

Вывод №1. Система спонсорства в украинском биатлоне не работает

Постоянный вопрос финансирования – это ведь не выдумка прессы. И если все так завязано на Брынзаке, как он утверждает, то получается, что глава ФБУ изначально построил систему, которая не работает. Спонсоры – его личные друзья, которые взамен своей щедрости могут, например, получить возможность покататься с командой, зайти на стрельбище и постоять рядом с тренерами. Отдохнуть в атмосфере биатлона. Но на что-то большее только личного контакта, понятное дело, не хватает.

Если пять лет назад такие пожертвования составляли около 20-25 процентов от всего бюджета, то с ростом поддержки государства есть сомнения, что такое соотношение сохранилось. Скорее всего, упало, потому что новых серьезных спонсоров за последние три года не появилось. И как они появятся, если для того, чтобы вложить деньги в украинский биатлон, нужно обязательно наладить личный контакт с главой ФБУ, а не вести обычные бизнес-переговоры? 

И зачем тогда в руководстве федерации пять вице-президентов, исполнительный директор и еще с добрый десяток человек, если деньги в биатлонную семью приносит только один человек? Несколько лет назад такое грубое обращение со вторым видом спорта в Украине после футбола по потенциальной прибыли можно было бы объяснить кризисом и войной. Но сейчас нет ни одного вида спорта в стране, который бы финансировался государством лучше биатлона. И с такой подстраховкой сидеть на том же месте и не двигаться вперед – бредовая затея. 

Вывод №2. ФБУ провалилась с маркетинговой составляющей

Чтобы двигаться вперед – нужен план. В 2011 году у чешского биатлона было на счету 7 млн крон – это что-то около 300 тысяч евро по тогдашнему курсу. Но все в федерации изменил бывший менеджер женского баскетбола (!) Иржи Гамза. Он как глава биатлона в стране сумел провести в Нове Место чемпионат мира и сделал все, чтобы заполучить дополнительные источники финансирования. 

Сейчас Чехия получает 30 миллионов крон только за счет спонсорства. Чешская федерация поймала момент, когда их спортсмены начали побеждать – и использовала это. Контракты заключаются минимум на олимпийский цикл, с каждой организацией оговариваются специальные условия – реклама на ТВ, посещение спортсменами мероприятий, правильная работа с прессой. Большой упор Гамза сделал и на договоренность с иностранными спонсорами – немецкая компания Viessmann нанесла свой логотип на шапки спортсменов во время ОИ-2014. Сразу после Игр немцы заключили новый контракт на более выгодных условиях, получив прямую выгоду от такой рекламы. Сейчас все места на экипировке спортсменов уже раскуплены различными спонсорами до 2022 года.

«Речь идет об общей системе и логистике, – утверждал Гамза. – Одновременно подобрать сразу две команды и позволить им взаимодействовать: одна отвечает за спокойствие спортсменов, а вторая – за полноценное развитие биатлона». Денег от спонсоров и от проведения своего этапа Кубка мира теперь хватает, чтобы покрыть все затраты основной чешской команды. А вот финансирование от государства Гамза и компания тратят на молодежь – массово закупают инвентарь для детей, в 2018 году открыли около десятка специализированных школ для тренеров. Сейчас в Чехии биатлонный бум – хотя еще пять лет назад им увлекались даже меньше, чем лыжными гонками.

С 2014-го по 2018 годы биатлон в Украине получал море внимание от всех – прессы, болельщиков и даже политиков. Если чехи смогли заполучить иностранных партнеров со своими результатами, то почему не смогли мы – олимпийские чемпионы в 2014-м, чемпионка мира в 2015-м и вице-чемпионы мира в 2017-м? И даже сейчас со стороны федерации биатлона нет никаких шагов в обязательном для таких видов спорта маркетинге.

Есть свой сайт, где можно хоть банально прилепить баннеры со спонсорами? Нет. 

Проводится хоть малейшая работа с прессой? Попытки были, но сейчас все откатилось назад. И нет.

Есть ли хоть какая-то активность в соцсетях, местах, где вообще можно найти спонсоров? Нет. 

Есть вообще хоть какой-то план финансового развития к Пекину-2022? ...

***

Владимир Брынзак владеет украинским биатлоном уже больше двадцати лет. За это время было достаточное количество побед наших биатлонистов на трассе – но ни одной за ее пределами. И этого срока достаточно, чтобы сделать определенные выводы о работе любого человека. Брынзак считает себя незаменимым на посту главы ФБУ, его выбрали единогласно на последних выборах главы ФБУ еще на четыре года.

Но так будет продолжаться, пока занять его место не захочет кто-то такой же прогрессивный, как Иржи Гамза, из любого другого вида спорта. Тогда вдруг станет понятно, что никаких особых аргументов держаться за Брынзака нет – он их за 20 лет работы так и не предоставил. 

Фото: biathlon.com.ua, НОК Украины

Другие посты блога

Все посты