Tribuna/Футбол/Блоги/Мята и базилик/Американская история ужасов. Что происходит с «Ромой»?

Американская история ужасов. Что происходит с «Ромой»?

Александр Скворцов – о «Роме» и ее владельцах, которые слишком увлеклись погоней за развлечениями.

4 июня 2013, 12:09
5

Пару дней назад я в десятый раз пересматривал крутой фильм про 300 спартанцев и в десятый раз заряжался диким адреналином – что ни говори, а орущая бородатая рожа царя Леонида пронимает. Признайтесь, что и вам случалось после какого-нибудь особенно бодрящего фильма выходить из кинотеатра с ощущением, что вы в одиночку можете раскидать целую толпу хулиганов. Внутри закипает особое чувство неуязвимости, оно хлещет через край и теперь нам все по плечу. Подходи, не стесняйся – хоть по одному, хоть всей толпой!

Но дай Бог, чтобы на пути к дому вам не попалась такая толпа.

Последние два года я никак не могу отделаться от ощущения, что с «Ромой» происходит нечто подобное. С того самого момента, как «джаллоросси» перешли в руки американцев, они пытаются жить по правилам пластмассового голливудского блокбастера, пусть и повествующего о чем-то великом.

Новые владельцы начали строить собственную Спарту. Что, в принципе, немудрено – если достаточно долго бродить вокруг всех этих римских статуй, через какое-то время можно тронуться умом и вообразить себя каким-нибудь Геркулесом. Вокруг все такое крупное и величественное, что осознавать себя простым смертным очень не хочется. Раз уж ты в Риме – делай великое. И бостонский бизнесмен-пухлянтий Ди Бенедетто, одурманенный окружающей средой, схватился за щит с копьем и в каждый фотообъектив пихал мясистые пальцы, расставленные в смешную «викторию».

Ему явно хотелось особенного, настоящего шоу с хлопушками и петардами. Был нужен знак отличия, что-то такое, что выделило бы «Рому» из всей массы итальянских клубов – как крепкий дух и боевые навыки выделяли спартанцев. Именно для этого был приглашен Луис Энрике – ему предписывалось создать боевую команду, которая играла бы красиво и не просто побеждала, а делала это ярко и с помпой. Как «Барселона».

Но то, что называли технологичным и многообещающим словом «проект», провалилось. Ди Бенедетто накупил хороших футболистов, но испанский тренер прогорел и занял лишь седьмое место. К концу сезона Луис Энрике совсем скис и даже сильно постарел внешне. Его набухшие морщины стали придавать лицу особенно печальные очертания, а редкая щетина так и не превратилась в агрессивную спартанскую бороду.

В следующем сезоне править взялся другой американец Джеймс Паллотта (у этого джентльмена тоже есть фирменный жест – поднятый большой палец), а на роль зицпредседателя был утвержден Зденек Земан – старый-старый, как сам греческий миф. Он пошел по другому пути и стал вводить в основной состав тех, кого в Спарте было принято сбрасывать со скалы еще в младенчестве. В воротах обезьянничал Мауро Гойкоэчеа, в обороне постоянно отсутствовал Иван Пирис, в полузащите бесконечно долго ковырялся измученный травлей со стороны тифози Панайотис Тахцидис. Лишь Алессандро Флоренци постепенно превратился в воина, на которого приятно смотреть – молодой и горячий, как двигатель новой Ferrari, моментами он казался (и кажется) потенциальным наследником Франческо Тотти.

Но беда в том, что «Рома» Земана, вполне по-гладиаторски шедшая в атаку, постоянно накладывала в штаны в обороне. Она могла свернуть сопернику челюсть, но тут же забивалась в угол после легкого тычка в ухо. Это – не Спарта, решил Паллотта. Земана в команде давным-давно нет, сезон доигрывал Аурелио Андреаццоли – проходная фигура, которая этим летом подлежит списанию и замене.

Понятно, что люди с фамилиями Ди Бенедетто, Паллотта или Д’Аморе могут считаться американцами лишь наполовину – другая их часть пульсирует Италией. Но все-таки американская тяга к индустрии развлечений чувствуется. «У нас есть возможность вывести этот бренд на мировой уровень» – слова Ди Бенедетто. Улавливаете, да?

Есть основания полагать, что посланники Дядюшки Сэма вновь не пойдут по пути наименьшего сопротивления и попытаются запустить еще какой-нибудь «проект». Пока об этом свидетельствуют только слухи, но то ли еще будет – к «Роме» пробуют прилепить Лорана Блана, Марсело Бьелсу, Роберто Манчини, Франка Райкаарда. Ни один вариант не выглядит безоговорочно надежным, и под каждый из них придется подгонять общую стратегию. И даже в корне ее менять, а это – огромный риск распрощаться с еще одним сезоном. Массимилиано Аллегри мог стать тем, кто настроит «Рому» правильно, но, увы – пока что он остается в «Милане».

В этой связи очень забавно наблюдать за тем, как рассудительно и взвешенно ведет дела «Лацио» Клаудио Лотито. Никаких потрясений, никаких резких скачков. С не самым сильным набором игроков постепенный прогресс все равно чувствуется, и даже новый тренер Владимир Петкович, который до Италии был никем, работает на загляденье. По итогам сезона он совершенно точно вошел в тройку тренерских открытий.

Может, дело в том, что в местах обитания лазурной тифозерии не расставлены бесконечные статуи и не красуются античные фасады? В тех районах люди просто ходят на работу (в том числе и футболисты), а там, где обитает «Рома», нельзя и шагу ступить, чтобы не наткнуться на лик какого-нибудь божественного героя, высеченного в камне.

Знаете, что? Когда мы смотрим познавательные передачи и обучающие фильмы, то распоряжаемся полученными знаниями рационально, непременно пытаясь куда-то их приложить. Этим путем старается идти «Лацио».

А когда мы смотрим эпохальное кино про спартанцев, мы заряжаемся энергией, но не полезной информацией. И даже толпу хулиганов мы не ищем. Мы готовы ко встрече, но сознательно нырять в первую попавшуюся подворотню не будем, потому что где-то внутри понимаем – как только адреналин схлынет, зажигалка в кулаке перестанет быть адекватным аргументом против куска арматуры.

Именно так ведет себя «Рома».

Лучшее в блогахБольше интересных постов

Другие посты блога

Все посты