Tribuna/Баскетбол/Блоги/Правила Джетро Гиббса/Конец фильма. Почему поражение украинского баскетбола неизбежно

Конец фильма. Почему поражение украинского баскетбола неизбежно

Иван Манчев – о последствиях конфликта ФБУ и группы «Приват», в котором проиграли все, даже непричастные.

25 сентября 2015, 12:03
6
Конец фильма. Почему поражение украинского баскетбола неизбежно

Иван Манчев – о последствиях конфликта ФБУ и группы «Приват», в котором проиграли все, даже непричастные.

Многие наверняка осознают, что украинскому баскетболу после смены руководства дорога теперь только вниз. Но не все понимают, насколько крутым будет пике.

Наверное, у каждого любителя баскетбола были свои причины не любить Александра Волкова. У кого-то – политические, у кого-то – сугубо профессиональные. Но все прекрасно понимали: авторитет олимпийского чемпиона Сеула и человека, который хоть немного поиграл в НБА, будет работать на пользу отечественному баскетболу. Вряд ли тому же Фрателло и его периодически меняющимся помощникам платили баснословные суммы – старина Майк как типичная добрая американская душа не мог отказать бывшему подопечному и старому другу. В итоге мы стали свидетелями действительно вертикального взлета, который незаметно начался еще в 2011-м. Тогда не получилось сразу поменять все, но одной лишь работы Эда Пинкни со Славой Кравцовым было достаточно, чтобы поставить в нужном месте галочку. Что было дальше, все прекрасно помнят и знают.

Волкову в качестве фронтмена украинского баскетбола было дозволено почти все. Но это была привилегия выдающегося спортсмена, а не «чиновника класса А». И именно этого не понял Михаил Бродский. Новый президент ФБУ позабыл о принципе «quo liced Jovi, non liced bovi» и начал командовать на широкую ногу. Он разумно решил, что если Волкову можно было в обход всех правил назначить главным тренером сборной старого друга, то и ему можно выкинуть подобный фортель. Вот только Волков привез в Украину специалиста с опытом работы в плей-офф сильнейшей лиги мира, а Бродский понадеялся на некогда хорошего игрока, но бесхарактерного и тактически неподкованного тренера, который без двух-трех легионеров с броском не способен был связать А и Б в нападении. Итогом стало даже не последнее место в проходной группе Евробаскета, а последнее место на турнире по числу результативных передач. Мяч просто не двигался – это понимали даже дилетанты у телевизоров.

В других ситуациях Бродский и его свита также слепо пользовались методами предшественников, имевших, в частности, привычку загонять ведущих игроков в межсезонье до седьмого пота. Все помнят историю с Дроздовым, которого истязали несколько лет, едва ли не запрещая ложиться на операцию и привести в порядок здоровье, а потом попытались добиться дисквалификации от ФИБА, когда Артур наконец-то сказал «баста» и махнул на все рукой. Вот и сейчас переговоры с лидерами велись по принципу «не хочешь – не надо». Хотя на каждого отказника на самом деле нашлась более-менее адекватная отмазка. Джетер был креатурой Волкова и потому вряд ли поехал бы к чужим ему людям. Кравцов не приехал бы даже к Фрателло, поскольку своими последними клубными маневрами четко дал понять – он хочет наконец-то зашибать миллионы, а не играть в баскетбол. Ломаный-переломаный Гладырь не смог из-за проблем со здоровьем подписаться в Турции – если бы не сердобольный Дядечко, то не видать Сергею даже захудалого контракта в Европе, какой уж тут Евробаскет. Лищук просто неприлично стар и измотан. За Леня требовали чуть ли не миллион долларов страховки, а Михайлюку просто нужно было уделить время окончательной адаптации в Штатах. Да, это все так, но можете ли вы с уверенностью сказать, что ФБУ провела всю необходимую работу, дабы убедить хоть кого-то из отказников? Скорее нет, чем да.

Но делами сборной все, разумеется, не ограничилось. Бродский решил отыграться на тех, кто когда-то упорно не пускал «Мавпы» в Суперлигу после победы в лиге высшей. Он решил показать клубам «Привата» и лично Игорю Коломойскому, кто здесь теперь хозяин. Вот только время выбрано было совершенно неудачно: Коломойский с головой ушел в политику, и баскетбол ему теперь нужен как собаке пятая нога. Достаточно лишь заметить, что некогда любимый Игорем Валерьевичем «Днепр» уже финансируют совершенно другие люди. Парадокс еще и в том, что в оппозиции к Бродскому оказались люди, которые когда-то воевали вместе с ним против Волкова и рубились в УБЛ. Сказал бы кто-нибудь условному Гулямову лет семь назад, что так случится…

Вот только по ту сторону баррикад оказались такие же дельцы с грязными руками и не менее грязными помыслами. Взять хотя бы Валерия Кондратьева, к которому идеально подходит изречение «самые жестокие управляющие получаются из вчерашней прислуги». В бытность вице-президентом ФФУ он то и дело пытался влезть в душу Фрателло, проталкивая в сборную своих протеже. В 2011-м это прокатило, поскольку старина Майк попал с корабля на бал. Но потом американец научился отделять зерна от плевел, дважды, в частности, отшив в последний момент навязываемого Тимофеенко. События ушедшего сентября показали, что Фрателло был прав – Стас к большим турнирам попросту не готов психологически. Совершенно нормальной практикой Кондратьев считал и подсаживание в тренерский штаб сборной человека, который де-факто числился переводчиком, а на самом деле докладывал хозяину, о чем там судачат «проклятые пиндосы».

Вы хоть понимаете, что бы мы увидели в Латвии, если бы Кондратьев (не дай бог, конечно) выиграл выборы у Бродского? Тренером сборной был бы тот самый «стукач», который без предварительно расписанного кем-нибудь плана на бумажке даже замены провести не способен. Никакого Фесенко в составе бы не было, зато нарисовался бы Стиви Бертт, фаворит в номинации «Самый ненавистный игрок в истории украинского баскетбола», который за свою карьеру с партнерами по команде и тренерами дрался даже чаще, чем с соперниками. Мы увидели бы команду, которая лидировала бы по количеству эйрболлов с восьми метров и потерь при выводе мяча на чужую половину – даже условные эстонцы закрывали бы нас высоким прессингом на пресловутые восемь секунд. Единственное, что бы точно осталось неизменным – это минимум ассистов и жуткий процент реализации штрафных. Это был бы даже не европейский уровень, а что-то в духе Тайваня или Гонконга.

Но украинский баскетбол проиграл бы в любом случае. И продолжает проигрывать. Сейчас у нас будет две совершенно равноценные лиги. Точнее, бесценные, потому что оценивать там нечего. Легионеров снова практически не будет – может, какой-нибудь десяток на 18 команд и наберется. Но самое главное заключается в том, что никто не будет соблюдать никаких правил. Все помнят, как шесть лет назад Джеррод Хендерсон, накачанный допингом словно Маша Распутина ботоксом, преспокойно перебрался в УБЛ и заиграл там, несмотря на свеженькую двухлетнюю дисквалификацию от ФИБА. И что? Никто ничего никому в итоге не сделал. О том, что среди отечественных «мастеров оранжевого мяча» тогда были любители «вмазаться», причем не допингом, а чем-то в любом случае вредным, и говорить не стоит. Равно как не стоит сейчас говорить о том, что кто-то где-то будет соблюдать условия контрактов, если закончатся деньги. Клубы так называемой Суперлиги оказываются даже в более выигрышном положении, чем клубы так называемого чемпионата Украины под эгидой ФБУ – их лигу никакие ФИБА и УЛЕБ не признают, так что можно «кутить напропалую, жуировать и волочиться напропалую за женой и дочерью», как сказал бы классик.

Что делать в таком случае рядовому болельщику? Как это ни прискорбно, но только голосовать ногами. Хотя умом понятно, что даже пустые трибуны ни черта не поменяют. И Евробаскет-2015, похоже, надолго станет последним большим турниром для сборной Украины.

Лучшее в блогахБольше интересных постов

Другие посты блога

Все посты