Tribuna/Хоккей/Блоги/Хоккейный дайджест/«В конце концов, он же умеет кататься». Самые крутые истории драфтов расширения

«В конце концов, он же умеет кататься». Самые крутые истории драфтов расширения

Как это происходило раньше.

22 июня 2017, 12:27
«В конце концов, он же умеет кататься». Самые крутые истории драфтов расширения

За последние 50 лет НХЛ не раз проходила процедуру драфта расширения – неудивительно, что генменеджеры успели выдумать достаточно оригинальных способов обойти правила лиги.

Каждый раз, когда приходит время для нового драфта расширения, клубы готовы к тому, что им придется потерять кого-то из игроков. Новички же надеются, что смогут заполучить хоккеиста, который сразу же принесет пользу команде.

Но так было не всегда. Полвека назад клубы очень неохотно соглашались на расширение. Кому хочется делиться деньгами и игроками? И некоторые генеральные менеджеры пытались извернуться, чтобы не потерять ни одного ценного актива. Вот пять ярких примеров.

Первый драфт расширения прошел в 1967 году – лига увеличила число участников вдвое. Так что представители «Оригинальной шестерки» могли защитить только 11 полевых игроков и 1 вратаря. Если кто-то из незащищенных хоккеистов был выбран, то клуб имел право внести в список защищенных еще одного человека.

Перед самым драфтом центрфорвард «Торонто» Ред Келли решил завершить карьеру и генеральный менеджер «Мэйпл Лифс» Панч Имлак согласился отпустить игрока и освободить его от контрактных обязательств, чтобы Келли смог занять пост главного тренера новосформированного «Лос-Анджелеса». Занятно, что именно «короли» получили право первого пика на драфте.

В день драфта Имлак попробовал сохранить обоих голкиперов. Джонни Бауэра он защитил в качестве вратаря, а Терри Савчака… внес в список 11 полевых игроков. «В конце концов, он же умеет кататься», – отстаивал свое решение Имлак. Однако поддержки и понимания он так и не нашел.

Естественно, «короли» выбрали под первым номером Савчака, чем немало насолили Имлаку. После еще девяти раундов и постоянной потери игроков генменеджер «Торонто» был сыт по горло. Он включил Реда Келли в список защищенных игроков, хотя это решение не имело особо смысла, так как хоккеист объявил о завершении карьеры. Но Имлака это не смутило: он настаивал, что должен получить компенсацию от «Кингс» за Реда, так как он был «лучше любого игрока из числа тех, кого «короли» задрафтовали». В конце концов, через пару дней «Лос-Анджелес» сдался и отдал малоизвестного защитника Кена Блока в обмен на права на Келли.

Бенгт-Оке Густафссон стал яблоком раздора между «Вашингтоном» и «Эдмонтоном». Густафссон был выбран «Кэпиталс» на драфте-1978, но вместо этого подписал контракт с «Ойлерс», которые тогда выступали еще во Всемирной хоккейной ассоциации. Когда же четыре команды из ВХА (среди которых, разумеется, были и «нефтяники») присоединились к НХЛ, было принято решение, что все хоккеисты, на которых обладают правами клубы Национальной хоккейной лиги, вновь становятся собственностью клубов НХЛ. Команды из ВХА имели право защитить только четырех игроков вне зависимости от их статуса.

Изначально «Эдмонтон» включил в этот квартет Уэйна Грецтки, Бенгта-Оке Густафссона и голкиперов – Дэйва Драйдена с Эдди Мио. И «Вашингон» не протестовал… До определенного момента.

В сентябре «столичные» подали жалобу на Густафссона, рассматривать которую взялся тогдашний президент НХЛ Джон Зиглер. Клуб настаивал, что «Эдмонтон» заключил контракт с игроком в начале 1979 года. А по ходу переговоров между НХЛ и ВХА, которые проводились в сезоне-1978/79, Национальная хоккейная лига настояла, что клубы Всемирной хоккейной ассоциации не имели права подписывать соглашения с игроками с 31 декабря 1978 года. Это должно было лишить ВХА возможности переманивать хоккеистов НХЛ. ВХА же особенно не потрудилась довести это до сведения клубов.

Зиглер постановил, что «Эдмонтон» незаконно подписал Густафссона и присудил права на него «Вашингтону». Если бы «Кэпиталс» заявили претензию в июне, а не три месяца спустя, «Ойлерс» могли бы защитить на драфте расширения кого-то другого.

Густафссон стал участником еще одного драфта расширения 12 лет спустя, когда к лиге присоединилось «Сан-Хосе». Бенгт-Оке уехал в Швецию еще в 1989 году, и права на него в итоге оказались у «Детройта», который не стал защищать его на драфте-91. Густафссон был выбран «акулами», но в НХЛ так больше и не вернулся.

Вообще, драфт-1991 года вышел скомканным. Джордж и Гордон Ганды, владельцы «Норт Старс», хотели перевезти команду в Сан-Хосе, но лига также желала сохранить клуб в Миннесоте – так что был найден компромисс. Ганды продали «Норт Старс» и получили новую команду в «Заливе».

Чтобы заполнить состав, «акулы» получили от «северных звезд» 24 игроков. А затем оба клуба выбирали по очереди доступных хоккеистов из составов остальных 20 команд лиги. В этих списках оказалось множество людей, которые уже закончили игровые карьеры.

К примеру, «Монреаль» включил в свой список Жана Беливо, Ивана Курнайе и Кена Драйдена. «Айлендерс» и «Филадельфия» предложили Дени Потвена, Билла Барбера и Бобби Кларка. Только представьте, что Кларк, действующий генеральный менеджер «Норт Старс», мог бы заполучить от своей бывшей команды права на самого себя в качестве игрока.

В итоге он остановился на Ги Лефлере из «Квебека», который не скрывал желания повесить коньки на гвоздь, но еще не объявил об этом официально. Кларк поступил так, чтобы не остаться с нежелательным контрактом на руках, и затем на следующий день вернул Лефлера в «Квебек» в обмен на Алана Хэворта, который выступал в Европе и не учитывался бы в платежной ведомости «Миннесоты».

Каждая команда, за исключением «Сан-Хосе», должна была выставить на драфт расширения хотя бы одного вратаря с опытом игры в НХЛ (хотя бы один матч). Именно так некоторые и поступили. «Чикаго» вызвал завсегдатая низших лиг Рэя Леблана, который был известен тем, что защищал ворота сборной США на Олимпиаде 1992 года, и дал ему сыграть один матч, прежде чем отправить обратно в фарм. Также с Уорреном Шарплесом поступило «Калгари».

Но ярче всего проявил себя «Вашингтон», который заключил контракт с давно завершившим карьеру Берни Вулфом с единственной целью – выставить его на драфт расширения. Вулф провел четыре сезона за «Кэпиталс» в середине 70-х и в 1979 году завершил карьеру, открыв финансовую компанию, которой занимается до сих пор.

«Генеральный менеджер «Кэпс» Дэвид Пойл, мой приятель и клиент, позвонил мне и предложил такой вариант. Он уверял, что это станет отличной рекламой, – вспоминает Вулф. – Я сомневался: «Боже, мне 40 лет. А если кто-то задрафтует меня?». Но он отверг мои сомнения: «Не беспокойся, никто на тебя не позарится».

Конечно, НХЛ аннулировала этот контракт, да и сам Вулф не собирался возобновлять карьеру. «Зато это была действительно отличная реклама, – улыбается он. – Для человека, только что открывшего свой бизнес, это оказалось очень кстати».

По ходу своей карьере Фредерик Шабо мог быть точно уверен в одном – если случится драфт расширения, то он примет в нем участие. Шабо пять раз (в 1991, 1992, 1993, 1998 и 2000 годах) выставлялся на драфт, что является рекордным показателем. Трижды его выбирали другие клубы, что также является рекордом.

«Канадиенс» вернули Шабо в команду только ради того, чтобы вновь выставить его на драфт. Они не стали защищать его ни в 91-м, ни в 92-м, когда вратаря забрала «Тампа», хотя Шабо вновь был быстро возвращен в «Монреаль». «Я был рад вновь вернуться в Канаду», – рассказывает нынешний тренер вратарей «Айовы» (АХЛ).

В 1993 году Фредерик вновь попал на драфт расширения, хотя никто его не выбрал. Через пять лет, будучи уже вратарем «Лос-Анджелеса», Шабо был выбран «Нэшвиллом», что позволило «Кингс» сохранить тандем основных стражей ворот – Стефана Фисета и Джейми Сторра. В том же сезоне Шабо был выставлен на уэйвер и вернулся в «Лос-Анджелес», однако еще через три месяца Шабо через драфт отказов оказался в… «Монреале».

«Канадиенс» выставили его на драфт расширения в 2000-м, и Фредерик оказался в «Коламбусе», что означало, что на том драфте «Монреаль» больше не мог потерять ни одного вратаря или защитника. «Оказалось, что я – отличная разменная монета, – смеется Шабо. – Во время драфта расширения генеральные менеджеры постоянно что-то придумывают».

Источник: The Hockey News Magazine

Топовое фото:Gettyimages.ru/Denis Brodeur/NHLI

 

Другие посты блога

Все посты