Tribuna/Футбол/Блоги/Bundesrebublik/Малиновский — в топе дальнобойщиков Европы. Его левая — чистая мощь

Малиновский — в топе дальнобойщиков Европы. Его левая — чистая мощь

Гасперини был нужен игрок профайла Малиновского. Сейчас у «Аталанты» есть все, чтобы чаще бить по воротамДжанпьеро Гасперини пришел в «Аталанту» летом 2016. В условиях ограниченного трансферного бюджета нужных ему исполнителей приходилось собирать по крупицам. За это время «Аталанта» ни разу не провалилась по балансу доходов, накопив при этом внушительную сумму.Выход в Лигу чемпионов обязывал клуб пойти на серьезные траты. Не для имиджа или статуса, но для полноценности системы Гасперини. И трансфер Малиновского, кажется, стал финальным винтиком всего механизма.***За последние десять лет в...

Блог — Bundesrebublik
7 июля 2020, 12:50
17
Малиновский — в топе дальнобойщиков Европы. Его левая — чистая мощь

Дмитрий Курпас отследил, как поменялась игра Руслана за последние годы.

Гасперини был нужен игрок профайла Малиновского. Сейчас у «Аталанты» есть все, чтобы чаще бить по воротам

Джанпьеро Гасперини пришел в «Аталанту» летом 2016. В условиях ограниченного трансферного бюджета нужных ему исполнителей приходилось собирать по крупицам. За это время «Аталанта» ни разу не провалилась по балансу доходов, накопив при этом внушительную сумму.

Выход в Лигу чемпионов обязывал клуб пойти на серьезные траты. Не для имиджа или статуса, но для полноценности системы Гасперини. И трансфер Малиновского, кажется, стал финальным винтиком всего механизма.

***

За последние десять лет в футболе прослеживается четкая тенденция к падению общего числа ударов по воротам. Этот факт — производная от другой фундаментальной вещи — доминации владения. Любая команда, которая стремится играть в осмысленный футбол, будет минимизировать вероятность потери и, следовательно, больше контролировать мяч.

Удар в такой концепции — потенциальная возможность потери владения. А удар издали — просто бесполезный инструмент с крайне низкой конверсией. И тут сложно придраться: лонгшоты действительно очень редко приносят результат.

В больших лигах это осознали уже давно и постепенно стали отказываться от дальних ударов. Начиная с сезона 09/10 их число просело на 15-20%, и нет причин считать, что глобальное положение вещей изменится: тренеры видят карты xG и просят игроков бить из более опасных зон. Та же история случилась и с общим количеством ударов (например, в АПЛ падение с 2009 по 2018 годы составило 15%): команды все больше предпочитают разыгрывать до верного и комбинировать в последней трети в поиске оптимального момента.

Но «Аталанту» не волнуют мировые тренды. С момента прихода Гасперини бергамаски сделали мощный рывок во всем, что касается количества ударов, не потеряв при этом эффективность.

Гасперини хочет не только максимальной активности в зонах завершения (758 касаний внутри штрафной — топ-1 Серии А), но и почти равноценного обострения с расстояния 18-22 метров. Именно для этого ему и нужен был Малиновский.

Гасперини сменил Руслану позицию. Теперь у него топовые показатели эффективности удара

Гасперини никогда не скрывал, что видит в Малиновском замену Гомесу на месте десятки. В начале сезона это звучало странно, ведь лучший период в карьере украинец провел на месте разыгрывающего опорника. Теперь идея Джанпьеро стала понятной.

Коуч не хотел забивать Малиновского черновой работой, а просил чаще играть на его лучшем качестве — мощном ударе. У номинальных опорников Фройлера и де Рона на двоих набирается около 1,5 ударов за матч. Не потому, что у них нет скиллов — просто в системе Гасперини (3-4-1-2 или 3-4-2-1) центрхавы располагаются достаточно низко и редко выходят на ударную позицию.

Так глубоко Руслан будет неэффективен. А вот на позиции под нападающим у него регулярно возникают моменты.

Даже немного выросшие по сравнению с прошлым сезоном показатели — уже позитивный момент для Малиновского: безболезненно пережил смену позиции и перенес свои лучшие качества в гораздо более конкурентный чемпионат. Нужно отдать должное и Гасперини: итальянец знал о бэкграунде Малиновского на месте десятки и рискнул подвинуть его выше — результатом должен быть доволен.

Трансформация игровой роли повлекла за собой еще одно важное изменение — средняя дистанция удара Малиновского стала на 3-4 метра ближе к воротам соперника, чем в предыдущих сезонах. Казалось бы, это не очень много, но по факту вероятность гола с 22 метров может быть вдвое выше, чем с 25. Особенно, когда речь заходит о таких мастерах, как Малиновский. 

Малиновский научился круто готовить себе пространство для удара — это помогает ему быть опаснее возле штрафной

Важный аспект футбола Гасперини — высокая интенсивность перемещений в нападении. Среди всей группы атаки четкую позицию имеет разве что Сапата (и то больше ввиду габаритов, а не из-за недостаточной обученности). Все остальные — Гомес, Иличич, Муриэль, Пашалич и Малиновский — постоянно меняют позицию в поиске оптимальных вариантов продолжения атак. Каждый из них — своеобразный раумдойтер — искатель пространства без привязки к месту. Малиновский на удивление органично смотрится в этом управляемом хаосе. 

Его глобальная цель на поле — открыться между линиями и обострить. Желательно ударом. Каждый раз Руслан балансирует между решением двух проблем:

1. Занять позицию максимально близко к штрафной, чтобы увеличить потенциальную угрозу от удара.

2. Получить передачу на достаточном расстоянии от соперника (качественно подготовить удар + не дать защите его заблокировать).

Надо сказать, Малиновский пока справляется с их решением. Голы в этом сезоне — лучшее тому доказательство.

В матче с «Фиорентиной» Малиновский выехал в первую очередь за счет крутого позиционирования, а уже потом из-за мощного удара. В моменте с голом неплохо открывался под передачу с фланга, но когда увидел, что мяч у Гомеса, решил подняться выше и занять, казалось, менее атакующую позицию. Это перемещение — топ-интерпретация момента: увидел, что никто из центрхавов за ним не успевает, а ЦЗ не будет выдергиваться так высоко. Итог — много пространства для подработки и пушка с 25 метров.

На видео — с 3:00:

Похожая история произошла и в матче с «Вероной». У Руслана было около 4 секунд, чтобы сделать ускорение и максимально приблизиться к штрафной. Вместо этого он постоянно оставляет пространство в 10-15 метров между собой и защитниками, которые еще и пятятся назад. Все слишком увлечены блокированием Муриэля, но не видят потенциальную угрозу от украинца перед штрафной. Руслан тут же наказывает.

На видео — с 1:03:

Круто, когда игроки в атаке видят пространство у чужой штрафной и стараются максимально быстро его занять. Но еще круче — не занимать пространство чисто механически или из-за инструкции. Малиновский понимает этот принцип.

Малиновский — топ Европы по числу дальних ударов за матч (круче Месси, Роналду и Де Брюйне). Что делает его удар уникальным?

В это трудно поверить, но в такой статистике нет подвоха или низкой выборки. Просто Руслан действительно очень хорош за пределами штрафной. Более того, среди топ-30 дальнобойщиков лучших лиг Европы он провел на поле наименьшее количество времени (всего 6 полных матчей, остальное время — с замен). Говорить о том, насколько сложнее входить в игру со скамейки, думаю, не стоит.

Похожая история выходит и с общим числом ударов за 90 минут. Руслан снова в топ-20 рейтинга, но уступает по показателям многим форвардам и вингерам. А вот среди атакующих полузащитников легко вошел бы в топ-3 — у него 3,9 удара/90 минут.

Попадание в такие рейтинги — уже большой успех. Но что делает удар Малиновского настолько эффективным? Давайте разбираться.

Первое — феноменальная сила лонгшотов. У Руслана  относительно невысокий центр тяжести и визуально небольшой размер ноги (38-39). При правильном подходе игроки такой комплекции делают из удара мощнейшее оружие. Малиновский — более габаритная версия Алиева или Шакири. Со вторым его даже сравнивал одноклубник.

Вдобавок к этому, украинец еще и неплохо подтянул физику за последнее время. В «Зарю» переходил с весом 74 кг, в «Генке» поправился до 79 кг, столько же весит и в «Аталанте», но это, кажется, еще не предел: «Если 7 дней до игры, то может быть две тренировки на ноги. Не просто там с резиночкой, а серьезно — 80-90-100 килограмм штанги», — при Гасперини вполне реален вариант, при котором Руслан еще наберет мышечную массу.

В сумме с силой это дает сумасшедшие по траектории и скорости удары: в матче с «Лацио», например, выбил 106 км/ч с вращением под перекладину:

Прямо сейчас нет причин сомневаться, что Малиновский продолжит прогрессировать в качестве ударов с игры — Гасперини, похоже, дал ему полный карт-бланш, а Муриэль уже успел пожаловаться: «Гасперини сказал, чтобы я не наносил удары из-за пределов штрафной, потому что у меня мало таких голов. Для этого у нас есть Руслан Малиновский».

А что со штрафными? У него же куча голов с точек за «Генк» и сборную

С точностью все в полном порядке: за весь период в «Аталанте» Руслан ни разу не послал мяч мимо створа со штрафного. Хотя с голами пока не задалось. Возможно, дело в возросшем качестве киперов и лучшей подготовке к его ударам в Серии А (уже есть серьезная выборка и определенные шаблоны, по которым действует Руслан).

Штука в том, что у «Аталанты» совсем невысокий процент ударов со стандартных положений: за сезон всего 32 из 532. И среди них еще 8 пенальти. Когда Малиновский на поле — он стабильно забирает себе большинство штрафных, но чтобы Гасперини продолжил ему доверять, украинцу пора забивать.

Иначе стандарты может забрать себе кто-то другой. Например, Муриэль, положивший нереальный мяч против «Удинезе»:

Левая Малиновского — феномен всего украинского футбола последних пяти лет. Руслан уже вывел ее на топ-уровень, но до сих пор продолжает совершенствоваться. 

Фото: globallookpress.com/Matteo Papini/Keystone Press Agency; Andrea Bressanutti/Lapresse

Данные: Wyscout, Whoscored.

Изображение: datofutbol.cl

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты