Все новости

«Юрген был немцем, но сейчас он – еврей». Как болельщики «Тоттенхэма» стали «жидами» и почему Англии это не нравится

19 октября 2013, 12:08

«Мы можем называть себя «жидами», но когда так говорят другие – это объявление войны»

«Тоттенхэм», как и некоторые другие клубы Лондона, имеет немало поклонников среди евреев. В 1936 году, когда Освальд Мосли, лидер британских фашистов, провел по Ист-Энду марш под лозунгом «Долой жидов», фаны «шпор» в знак протеста стали называть себя «жидами», по-английски – yids. С тех самых пор болельщики «Тоттенхэма» на матчах (и не только) с гордостью скандируют “Yids Army” (Армия жидов), рисуют на своих флагах звезду Давида, а в адрес отличившихся футболистов с любовью кричат “Yiddo”, и национальность игрока, конечно, значения не имеет – например, посвящение Джермейну Дефо звучит так: “Jermaine Defoe he is a Yiddo”. Многие, вероятно, помнят, что в 90-х за «Тоттенхэм» выступал Юрген Клинсманн – на «Уайт Харт Лейн» его обыкновенно приветствовали песенкой на мотив из мультика Диснея: «Юрген был немцем, но сейчас он – еврей».

По мнению фанов «Тоттенхэма», за употреблением слова «жиды» стоит славная история, оно не содержит оскорбительного контекста

«Это можно сравнить с тем, как молодые черные ребята называют самих себя словом на букву Н, – объясняет журналист-политолог “The Times” и фан «шпор» Давид Аронович, – это некий иронический вызов. Суть в том, у кого есть право говорить так. Я могу скандировать слова «Армия жидов», подразумевая в том числе себя, но если кто-то обратится ко мне «Эй, жид», то это равнозначно объявлению войны».

По словам Ароновича, «шпоры» всегда выступали против любых форм расизма: «Национальный Фронт быстро сдался и перестал распространять свои прокламации на «Уайт Харт Лейн», я никогда не видел обезьяньих ужимок в исполнении фанов «шпор», более того, никто не отваживался произносить здесь даже “black bastard”, зная, какая последует реакция».

По мнению многих фанов «Тоттенхэма», за употреблением слова «жиды» стоит славная история, а само оно не содержит оскорбительного контекста – это лишь их знак отличия и дань традиции. Однако за пределами «Уайт Харт Лейн» картину видят совершенно в ином цвете.

В начале сентября Футбольная Ассоциация выпустила заявление, в котором предупредила, что любой болельщик, употребляющий слово “yid”, независимо от клубной принадлежности, будет иметь проблемы с законом. По мнению руководителей английского футбола, «жид» – слово антисемитское. Десятилетиями фаны выкрикивают его в оскорбительном ключе. И поведение болельщиков «шпор» дает этим людям повод для оправдания – «мы называем их «жидами», потому что они сами себя так называют». Каждый год случаются отвратительные истории. Например, в прошлом сезоне на матче «Тоттенхэм» – «Вест Хэм» часть фанов гостей пела гнусные песни про Освенцим и газовые камеры, а также скандировала речевки во славу Паоло Ди Канио, который как-то признался в симпатиях к Муссолини. Кстати, очень болезненно переживал эту ситуацию один из совладельцев «Вест Хэма» Дэвид Голд, еврей по национальности, немало страдавший от антисемитизма в детстве. К сожалению, подобное весьма распространено.

«Это можно сравнить с тем, как молодые черные ребята называют самих себя словом на букву Н»

В заявлении ФА было отмечено, что контекст употребления нехорошего слова значения не имеет, а нарушители будут надолго отлучены от посещения стадиона или даже привлечены к уголовной ответственности. Руководство «Тоттенхэма» в ответ заявило, что вопрос слишком серьезный, и клуб готов еще раз обсудить проблему с собственными болельщиками, хотя здесь по-прежнему убеждены, что их фаны никого не оскорбляют.

Как и следовало ожидать, инициатива ФА была встречена болельщиками «шпор» в штыки: на следующем же матче с «Норвичем» тема «Армии жидов» звучала еще громче и сопровождалась словами: «Мы будем петь, что хотим!»

Спустя сутки слово взяли представители официального фан-клуба «шпор». По мнению его главы Даррена Александера, только фаны могут решать, стоит ли им прекратить употребление слова “yids”. «Мы подготовили опросник для владельцев сезонных абонементов и собираемся выяснить мнение большинства. Если они считают, что пора остановиться, то мы будем работать в этом направлении. Мы поддержим решение болельщиков. Но нас не должны принуждать ФА или правозащитники. В ответ они получат протест».

Александер также заметил, что полиция еще должна доказать, что человек, произносящий слово «жид», делает это с намерением оскорбить. «Насколько мы понимаем, если намерение не доказано, преследование в уголовном порядке невозможно. Так вот мы искренне убеждены, что ни один фан «шпор» ни разу не употреблял это слово в таком смысле». Ответа от ФА не последовало.

По спорному вопросу высказался и премьер-министр Дэвид Кэмерон, который принял сторону «шпор». Хотя заявление ФА было поддержано Союзом евреев Великобритании, Кэмерон по сути согласился с представителем фан-клуба: «Есть большая разница между болельщиками «шпор», которые сами себя называют «жидами», и теми, кто использует это слово как оскорбление». Главный тренер «Тоттенхэма» Андре Виллаш-Боаш также заверил, что не видит проблемы: «Я думаю, наши фаны поют это слово с гордостью. Это же не поется с намерением кого-то обидеть».

Дискуссия продолжилась на страницах “The Guardian”, где на стороне ФА выступил эстрадный комик и писатель Дэвид Бэддиэл, болельщик «Челси» и еврей. В 2011 году Дэвид вместе со своим братом начали борьбу со словом “yid”, сняв небольшой ролик для кампании Kick Racism Out of Football (видео).

Если в отвратительных кричалках про Освенцим заменить слово «жиды» на нейтральное «евреи», они станут лучше?

«Да, Дэвид Кэмерон, «жид» – расистское словечко», – говорит Бэддиэл. Его позиция выглядит так. Во-первых, было бы ошибкой считать, что это касается только «шпор». Неважно, кто начал говорить это слово первым, а кто в форме протеста. Проблема в том, что чем чаще «шпоры» употребляют это слово, тем чаще оно им возвращается в ответ. Во-вторых, любая кампания, направленная против антисемитизма, не может допускать исключений – одним говорить можно, а другим нельзя. В-третьих, подавляющее большинство фанов «Тоттенхэма» – не евреи (их не более 5%), а «Тоттенхэм» – не еврейский клуб (среди фанатов «Челси» не меньше евреев), поэтому аргумент о так называемом протесте несостоятелен. Представьте себе, если бы клуб, чьи болельщики преимущественно белые, взял себе в качестве знака отличия слово на букву Н – их бы заставили замолчать. И самое главное: слово «жид» унижает достоинство целой нации, не зря его жаловали чернорубашечники Мосли. Оно ничем не лучше «ниггеров» и «паки», но, к сожалению, аналогичным не считается. Услышав типичные оскорбления в адрес болельщиков «Тоттенхэма», вы можете пожаловаться стюарду и получить в ответ: «А где здесь расизм?». ФА должна заставить их услышать.

Но многие болельщики «Тоттенхэма» не согласны с Бэддиэлом, в том числе евреи. Некоторые ссылаются на то, что “yid” на идише означает всего-навсего «еврей», да и в некоторых западнославянских языках «жид» звучит абсолютно нейтрально и используется, например, для названия газет или улиц. В конце концов, почему предметом запрета является слово? Важно ведь не оно, а контекст употребления. Если в отвратительных кричалках про Освенцим заменить слово «жиды» на нейтральное «евреи», они станут менее отвратительными? Еще больше возмущает еврейских болельщиков «шпор» то, что жертвы антисемитизма становятся обвиняемыми. «То есть мы теперь отвечаем за то, что фанатье «Челси» или «Вест Хэма» распевает свои мерзкие песенки или шипит, имитируя газовые камеры?! И вы полагаете, что запрещение слова «жид» решит проблему? К сожалению, нам, евреям, хорошо знакома ситуация, когда в преступлении начинают обвинять самого пострадавшего», – говорит один из болельщиков «шпор».

Футбольную Ассоциацию, впрочем, ничьи доводы не интересуют. Перед игрой «Тоттенхэм» – «Вест Хэм» она пригрозила арестами всем, кто нарушит запрет. И выполнила обещание. «Вест Хэм» на этот раз провел работу с фанами, и отвратительные сцены из прошлого сезона не повторились. Но «шпоры» снова скандировали “yids”, полиция сначала предупреждала болельщиков, и, наконец, арестовала одного – самого упрямого, который кричал запрещенное слово прямо в лицо офицеру. Сейчас 51-летний фанат «Тоттенхэма» выпущен под залог, но в ноябре, согласно сообщениям в прессе, его ждет суд. Таким образом, будет создан прецедент, хотя Траст болельщиков «Тоттенхэма», вероятно, потребует экспертного заключения на предмет того, чье же достоинство было оскорблено.