Tribuna/Биатлон/Блоги/Пхенчхан-Онлайн/«Нажимали на болевые точки, но я не реагировал – так и поволокли на награждение». Как Чебан стал легендой

«Нажимали на болевые точки, но я не реагировал – так и поволокли на награждение». Как Чебан стал легендой

Несостоявшийся каратист, «шарнир», работяга-разгильдяй и предшественник Домрачевой – Виталий Хемий рассказывает то, чего вы не знали о нашем двукратном олимпийском чемпионе.

Автор — Tribuna.com
19 августа 2016, 20:04
19
«Нажимали на болевые точки, но я не реагировал – так и поволокли на награждение». Как Чебан стал легендой

Несостоявшийся каратист, «шарнир», работяга-разгильдяй и предшественник Домрачевой – Виталий Хемий рассказывает то, чего вы не знали о нашем двукратном олимпийском чемпионе.

Чебан всегда был неравнодушен к активному образу жизни, но видел себя скорее каратистом. Мама настояла, чтобы сын попробовал сесть в лодку – все-таки Людмила Александровна сама мастерски орудовала веслом, прошла серьезную тренерскую школу. 13-летний Юра едва ли ни с первой попытки довел маму до инфаркта. Байдарка с мальчиком скрылась из поля зрения за поворотом. Мать запрыгнула в байдарку, отправилась на поиски сына, но искать не нужно было – Юра спокойно добрался до берега и сел ловить рыбу с одесситом, выбравшимся за город.

Людмила Чебан была уверена, что теперь гребля вошла в сердце и голову подростка. Три раза в неделю она давала сыну гривну и двадцать копеек, чтобы тот ездил на тренировки. Троллейбус 30 копеек до Пересыпи, а потом еще трамваем по такой же цене. И обратно. Дорога только в один конец занимала полтора часа. Юра считал это напрасной тратой времени и на тренировку ездил через раз. Друзья гуляют, а ты вкалываешь – где справедливость?

После разговоров с мамой и тренером Евгением Лесяком парень понял, что за шанс надо хвататься. Чебан быстро стал если и не любимчиком тренера, то уж точно примером для подражания. Однажды Юра опоздал на тренировку, но, несмотря на дождь, все равно пришел к озеру. Там его никто не ждал – Лесяк забрал воспитанников и ушел в укрытие: «Вот настоящий характер! Другой бы дома сидел, а он на тренировку идет». Совсем скоро Чебан снова продемонстрировал свой характер – во время одного из тренировочных заездов Юрия подрезал напарник по команде. Пока взбирался на плот, его обошли все. Он не бросил соревноваться, вычерпал из лодки воду и доплыл до финиша. Пришел третьим с конца, но говорили о нем больше, чем о победителе.

Осенью 2001-го Лесяк передал Чебана своему воспитаннику – Вячеславу Сорокину. Не забывайте это имя. Две золотые медали Игр и одна бронзовая – заслуга Сорокина в них огромна. Правда, знакомство ударного в будущем тандема прошло не очень гладко – Вячеслав Михайлович посадил Чебана в дырявую лодку. Просто Юра пришел за лодкой последним, выбора не было. Тренер Сорокин дал первое прозвищу гребцу, от которого он долго не мог отвертеться – «Шарнир». «Его постоянно шатало-болтало, в любую секунду мог вывалиться, но каким-то образом он сохранял баланс» – говорил тренер, превративший со временем недостаток спортсмена в достоинство.

Первый международный старт в Бохуме, куда Чебан отправился уже в качестве члена спортивного общества «Химик», пришелся на 2003 год – начало активного вовлечения Одесского припортового завода в спортивную жизнь страны. Запомнят этот выезд не только Юрий и его тренер – Чебан практически повторил легендарное достижение биатлонистки Дарьи Домрачевой. Гребец из Южного должен был выступать на дистанции 1000 метров. Но встал не в свой заезд. Когда объявляли состав участников, Чебан просто занял свободную дорожку. Гонку невнимательный спортсмен выиграл, но, разумеется, был дисквалифицирован. Чтобы снова не оказаться в глупом положении, заезд на 500 метров Юрий начинал у самой судейской будки.

Лицензию на свою первую Олимпиаду в Афинах Чебан выиграл у опытного гребца Романа Бундза. Тогда Юре пришлось, по сути, впервые встретиться с «недоброй» народной молвой. «Деды» в сборной говорили, что юноша и год себе приписал, и вообще допинг принимает. С первой попытки заткнуть рот оппонентам не удалось. Греческая жара в совокупности с кондиционерами в столовой и холодной водой привели к бронхиту. Предварительный раунд Юрий преодолел, а на полуфинал одессита не хватило. На дистанции даже задыхался.

Тот Чебан, которого знаем мы – человек-титул – начал формироваться в 2006 году. Третье место на чемпионате Европы, второе место на чемпионате мира в Сегеде. На дистанции 500 метров он проиграл лишь россиянину Максиму Опалеву. «На пределе можно проработать максимум секунд сорок. Когда я финишировал, у меня потемнело в глазах, чуть не потерял сознание. Доктор команды подбежала, стала нажимать на болевые точки, но я никак не реагировал. Водой обливали, по щекам хлопали. Так и поволокли на награждение» – вспоминал потом Чебан. Кстати, в Пекине-2008 он чувствовал то же самое после финиша. Лишь спустя минут 10 понял, что принес стране бронзовую награду.

2011-й – начало серьезного противостояния с черкасчанином Валентином Демьяненко, который в 2007 году стал выступать за сборную Азербайджана. Чемпионат мира, снова Сегед, максимальная заряженность на победу. И фальстарт. Сигнал звучит второй раз, но Юра уже немного перестраховался и проиграл старт Демьяненко. Валентин никого к себе не подпустил и выиграл чемпионат мира. Чебан остался без медали, но с олимпийской лицензией. Спустя пять лет, в Рио он выиграет старт у Демьяненко. Но до этого была еще и победа в Лондоне.

В Рио Чебан вообще мог не попасть. С прошлого года он ходил по лезвию ножа. Вслед за триумфальным чемпионатом мира в Москве последовал провал в Милане. Но оставался еще один шанс, и Чебан им воспользовался, даже не напрягаясь – представители Океании отказались участвовать в утешительном заплыве, лицензия досталась ему автоматом.

Попасть в финал Рио, как известно, получилось тоже благодаря удаче. Судьи поначалу неправильно посчитали результаты и не включили Чебана в медальный заезд. Помогло смс мамы. «Увидела результаты, финал В – меня порвало на фашистский крест, – рассказывает Людмила Александровна. – Говорю – пиши протест, кроме тебя это никто не сделает». Тренерский штаб считал Чебана отработанным материалом, не спешил с оформлением судьбоносной бумаги. Протест оформил сам спортсмен, и уже через несколько часов его фамилия значилась рядом с цифрой 8 в медальном финале. Что было дальше — вы видели.

Фото: REUTERS/Marcos Brindicci

Другие посты блога

Все посты