Tribuna/Футбол/Блоги/Регрессия к среднему/Что не так с нападающими «Динамо»

Что не так с нападающими «Динамо»

Тарас Дмитрик разбирает давнюю проблему киевлян.

4 октября 2018, 18:17
39
Что не так с нападающими «Динамо»

Тарас Дмитрик разбирает давнюю проблему киевлян.

 

Летом «Динамо» так и не нашло нападающего под основу. Был подписан 18-летний Супряга, но, как показали первые матчи, он в полной мере не готов к стабильной игре в основном составе.

Киевский клуб вошел в сезон с двумя реальными конкурентами на место форварда: Бесединым и Русиным. На двоих они забили три гола, хотя нужно учитывать травму Артема. Вместе с игровыми проблемами «Динамо» это не могло не повлечь за собой шквал критики и в их сторону.

Дошло до того, что в последних трех матчах в роли центрального нападающего выходил Вербич. Ключевой момент в том, что Беньямин отлично начал сезон и стал абсолютным лидером «Динамо», а главный тренер убирает его с максимально комфортной позиции в попытках закрыть проблемную зону.

Попытаемся разобраться, действительно ли это поможет решить проблему. И в чем вообще ее корень.

Беседин сдает в основных показателях

Нет, речь не про удары и голы. Если говорить коротко, роль Беседина максимально понятная – навязывать верховую борьбу и быть целью для таких любимых нынешним тренерским штабом забросов.

«Не смотря на то, что Беседин не забивает мячи, он выполняет огромный объем работы и приносит пользу команде. Конечно, ему нужно улучшить реализацию своих моментов. Я вижу прогресс в его игре», – говорил в конце лета главный тренер сборной Андрей Шевченко.

Если опираться на эталоны черновой работы в исполнении габаритных форвардов, то идеальный пример – Оливье Жиру на прошедшем чемпионате мира. Нападающего «Челси» нещадно критиковали за отсутствие голов и деревянность при реализации. По факту же Оливье стал важнейшим элементом чемпионской Франции. Без него едва был бы возможен тот феерический перформанс Мбаппе. Жиру часто опускался глубоко, уводил за собой защитников, освобождал зоны для тех самых рывков Килиана и скидывал ему мяч.

«Динамо» делает акцент именно на фланговых атакующих игроков, как на главную ударную силу при атаках. Только похожая схема, как у французов, не работает.

Да, Цыганков – далеко не Мбаппе, но проблемы в системе. В большинстве эпизодов на Беседина грузится мяч от нежелания или неспособности сыграть низом. Артем становится единственной опцией для передачи и не имеет никакой поддержки: не только от фланговых забеганий, но часто отсутствуют игроки в зоне подбора.

Насыщать зону подбора – одно из первых правил, которое усваивают команды из низов АПЛ, играющие в олдскульный вертикальный футбол. У «Динамо» же часто возникают вот такие вот ситуации:

 

Неслаженная игра партнеров фактически подставляет центрального нападающего. Правда, существуют не только системные, но индивидуальные проблемы. У Беседина наблюдается регресс в его сильнейшем качестве – верховых единоборствах:

Во-первых, с каждым сезоном растет непосредственно само количество попыток вступить в борьбу на втором этаже: с 4,3 до 10,5. Это объяснимо: при Реброве «Динамо» выходило из обороны низом. Когда с этим были проблемы, футболисты сбивались на стерильное владение, но не лонгболлы.

В этом сезоне Артем снимает менее 29% вверху, при хороших показателях в зависимости от роста – 40-50%.

Более очевидная проблема Беседина – ужасный контроль мяча. У защитников при разборе индивидуальных действий против Артема задача крайне простая – закрыть правую сторону.

Артем вообще не умеет обыгрывать влево. Схема игры напрашивается сама собой: при возможности выдавливать Беседина на правый фланг, а после приема сопровождать до боковой линии. Но даже при возможности идти в правую сторону у Беседина есть проблемы с простым контролем мяча. Из-за этого возрастает количество потерь, причем тоже наблюдается регресс с каждым сезоном.

Для сравнения ушедший этим летом в «Шахтер» Мораеc теряет мяч 7 раз за матч.

Беседин способен открываться между линий под передачу в ноги. И делает это неплохо, особенно, если дальше может отдать в 1-3 касания. Но такие моменты возникают крайне редко (10 эпизодов за этот сезон, которые были всего в трех матчах против «Аякса», «Александрии» и «Ворсклы») из-за заточенности партнеров на навес. Это тоже можно записать к системным проблемам.

На выходе имеем совокупность из командных и персональных игровых факторов, которые приводят к той критике, что нападающий не забивает. Хотя все намного сложнее.

Русин изолирован в игровой системе «Динамо»

Владимир Гарец уже анализировал проблемы киевлян при игре на атакующей трети соперника. Первым делом это отражается на нападающих. Они на протяжении всей игры отрезаны от команды, не используются в важных системных ролях или даже в локальных наработках.

Складывается впечатление, что их роль сводится к пассивному покрытию пространства перед собой и возможности в случае чего подставить ногу или голову – вдруг залетит.

Так в среднем в этом сезоне Русин получает 7 передач за матч (и то это число набилось в тех матчах, когда «Динамо» много вешало верхом, например, против «Астаны»), в матче с «Зарей» вообще только 3 передачи.

Роман Яремчук, о важности роли которого для сборной Украины я уже писал, в поединке против чехов получил 32 передачи, против Словакии – 21. Можно взять игрока, который не должен по своим функциям опускаться так низко. Например, все тот же Мораеc. Форвард «Шахтера» получает в среднем 14,6 передач за игру. В два раза больше.

Еще важно оценивать то, в каких эпизодах Русин может демонстрировать максимально эффективные результаты. Таковыми являются, безусловно, забегания за спину защитникам из глубины и игра на опережение в штрафной. Именно так Русин забил большинство своих голов за молодежку в прошлом сезоне. Вот пример максимально удобного для него эпизода:

А теперь посмотрим, сколько такого рода передач + прострелов он получал от партнеров в этом сезоне: «Александрия» – 1 из 1(в общем), «Черноморец» – 3 из 8, «Аякс» – 1, «Карпаты» – 3 из 5; «Заря» – 1 из 3, «Астана» – 1 из 9.

Остальные случаи – забросы в борьбу или переигровки низом. Конечно, команда не должна играть целиком и полностью на нападающего. Но как можно требовать от него голов, если не создавать удобные условия и не развивать его сильные стороны.

Представим, что «Динамо» таки купило форварда за неплохие деньги и он примет такую неопределенную роль без оглядки на свои потенциально сильные и слабые стороны. Шансы для полноценной интеграции в состав сразу падают.

Про Супрягу пока еще очень рано что-то говорить, парню надо привыкать и адаптироваться к новому уровню. Обязательно будем следить за ним в молодежном первенстве и юношеской ЛЧ.

Вербич в центре нападения – хорошее решение?

После разгромной победы над Десной (4:0) Хацкевич говорил: «Мы ищем сочетания и футболиста, который усилит нашу игру. Вербич сегодня здорово сыграл нападающего. Когда мы его просматривали и брали в команду, знали, что он может играть и центрального нападающего. Результат есть, он забил – это самое главное. К сожалению, конкуренции большой у нас нет».

После этого Вербич выходил на позиции форварда в двух последующих матчах.  Делать какие-то глубокие выводы пока очень сложно ввиду маленькой выборки и того, что в этих матчах киевляне играли в диаметрально противоположных футбол.

Против «Десны» «Динамо» очень много владело мячом и пыталось выходить в атаку только через короткий пас. В этом матче они сделали 28 длинных передач при среднем показатели 41.

Такая игра неплохо раскрывает преимущества Вербича. Он может получать передачи от полузащитников в ноги и продвигать мяч с помощью индивидуальных действий. Очень заметно, что партеры чувствуют уверенность и чаще пасуют Вербичу.

Главное, что может дать словенец: остроту, непредсказуемость и варианты на чужой трети поля. У «Динамо» там стабильно проблемы и Вербич может опускаться ниже, уходить шире и везде будет более опаснее, чем Беседин. Хотя бы потому, что способен вступать в дриблинг один в один.

«Мариуполь» же очень грамотно подобрал тактику против киевлян. Они не прессинговали защитную линию «Динамо», давая возможность Кадару и Бурде начинать атаки. Но при первой попытке получить мяч в районе центрального круга накрывали соперника. Игроки с мячом всегда находился под давлением.

Киевляне сбились на забросы, много теряли мяч и вообще паниковали (процент точных передач был 63,7% при средних по этому сезону 75%). Но даже при такой игре Вербич чаще становился адресатом для передач (13 полученных). Часть из них – неудачные попытки (следствие забросов), но не раз Вербич грамотно предлагал себя сам.

 

Основное преимущество Беньямина – в его способности обострять еще до штрафной и добавлять креатив в атакующей трети поля. Из-за маленькой выборки сложно оценить приобретает ли «Динамо» таким образом больше, чем теряет, лишаясь лучшего флангового игрока. Покажет время, но точно не ближайший выезд в Чехию – против «Яблонеца» словенец не сыграет.

В целом острый вопрос по форвардам – еще один пример того, как проблемы в системе влияют на непосредственные результаты отдельных игроков. Это дает возможность для размышления о том, действительно ли «Динамо» помогла бы покупка нового нападающего. Хуже точно бы не было, но, возможно, новичок мог получить необоснованную порцию критики.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Для Джека
12 декабря 2020, 15:02
1
Все посты