Tribuna/Футбол/Блоги/Книжная лавка Блэка/Автобиография Денниса Бергкампа. Глава 9 - «Эпоха перемен»

Автобиография Денниса Бергкампа. Глава 9 - «Эпоха перемен»

Мы продолжаем наши публикации перевода автобиографии одного из самых легендарных игроков Арсенала и сборной Голландии, «нелетучего голландца», футболиста-волшебника Денниса Бергкампа. Сегодня вас ждёт девятая глава:

Автор — G.O.A.
12 апреля 2014, 13:47

Я часто задаюсь вопросом: «О чём думали в "Арсенале"?». До того, как я пришёл, это был "скучный-скучный" "Арсенал". Потом они покупают меня и Дэвида Платта. Какая у них идея? Какие у них планы на будущее?».

Вам, естественно, кто-то об этом рассказал, да?

Нет. Дэвид Дэйн и Брюс Риок говорили что-то вроде «У нас большие планы» и «Мы хотим двигаться вперёд – в этом духе. А я думал: «Да-да, какая разница». Я не принимал эти слова всерьёз. Но это не было похоже на то, когда Абрамович пришёл в «Челси» и сразу же сообщил: «Я хочу выиграть Премьер-Лигу, Лигу Чемпионов, я хочу купить этих игроков, вот деньги, а если это не сработает, то поступим по-другому: возьмём курс на использование молодых игроков…». Я имею в виду, что ожидались большие перспективы. Когда Шейх Мансур пришёл в «Манчестер Сити», я уверен, было так: «Вот десятилетний план». Так вот, я хотел бы знать: какие перспективы были у Арсенала? Риок был назначен тренером всего на один год? Всё было обговорено заранее? Арсенал уже тогда думал о закупке иностранных игроков, назначении иностранного тренера, изменении стиля игры? Какой был план?

Вскоре после того, как в феврале 1995-го Джордж Грэм был уволен за незаконное получение денег от норвежского агента, Тони Адамсу поступил телефонный звонок. «Я ехал по Уондсворту [район в Лондоне, прим. пер.] и получил этот странный звонок [начинает говорить с итонским акцентом]: "Тони! Говорит президент". До того момента он разговаривал со мной три раза. Я говорю: "Иди на хрен! Кто это?". Он отвечает: "Тони, это Питер! Питер Хилл-Вуд!". Он звонил из Америки. "Наступил критический момент. Не волнуйся! На подходе отличный парень! Клуб движется в правильном направлении! Пока! Поговорим позже! Держи оборону!"»

Он сказал «держи оборону»?

 

«Держи оборону, Тони! Я скоро вернусь!». Это было настолько странно, что я перезвонил и договорился с ним о встрече.

Адамс, капитан команды, начал пить из-за того, что Джордж Грэм был уволен, получал звонки от Алекса Фергюсона, который надеялся, что Тони перейдёт в «Манчестер Юнайтед». В ноябре 1994-го полузащитник Пол Мерсон признался в пристрастиях к кокаину и алкоголю, а Дэвид Хиллиер был обвинён в краже багажа из аэропорта «Хитроу». С победы в чемпионате в 1991-м году у «Арсенал» наступил спад. Тем временем, стиль игры команды стал похожим на английский «катеначчо», полагающийся на надёжную и массивную оборону, а также на таланты Иана Райта, игравшего поачера [скоростного нападающего, играющего на грани офсайда, прим. пер]. «Мы стали кубковой командой, а в чемпионате ничего собой не представляли. Полнейший беспорядок!»,- вспоминает Адамс. «И Деннис попал в этот беспорядок. Наверное, он думал: «Боже, что я наделал». Дэвид Дэйн, который в тот момент отвечал за клуб, скорее всего, убеждал Денниса не беспокоиться». Вообще-то «Арсенал» показался Деннису стабильной и хорошей командой. «Ха-ха! Действительно? Нет, я считаю, что у него была бы другая точка зрения, если бы он оказался там, где был я – в темноте».

Был ли план? Адамс хотел бы получить от Дэйна, Хилл-Вуда и Кена Фрайара заверения о будущем клуба. «Помню, как я зашёл в кабинет и сказал: "С меня довольно! Невообразимо, что клуб покупает игроков за 325 тысяч фунтов, вроде Гленна Хелдера. Где наши амбиции?". В то время я не знал о деньгах, которые вложил в клуб Дэнни Фишман [акционер «Арсенала»]. Они сказали: "Не беспокойся, у нас есть амбиции, всё под контролем. Мы хотим пригласить в клуб несколько хороших игроков, хотим подняться на следующий уровень, а ты получишь новый контракт. Мы о тебе позаботимся. Также мы думаем, что определились с новым тренером…". Это значило, что Арсен Венгер будет тренером. Думаю, Риок был просто временщиком».

Дэйн продолжает историю: «Из-за того, что я представлял Англию в УЕФА и ФИФА и вращался в тех кругах, я видел многое, что происходило во всём мире, думал, что английский футбол должен был измениться. Игроки должны были стать более профессиональными, более преданными, серьёзными в отношении образа жизни. И сама игра должна была измениться. Она была простой. Когда мы заполучили Денниса, мы поняли, что у нас теперь есть футбольный гений, который изменит английский футбол».

Но это не входило в ваши планы?

Я думал, что клуб нуждался в том, чтобы сделать шаг вперёд.

Какого рода шаг?

Одной из причин, по которой мы выбрали Арсена, было то, что мы осознали, что он собирается изменить клуб. Благодаря своим тренерским методам он это и сделал.

Так был ли проект? Была ли у вас мысль, что вы можете сделать новый «Арсенал», который в конечном счёте заиграет в «тотальный футбол»?

Нет. Но это развилось само собой. Подписание Денниса было шагом в правильном направлении. Чтобы клуб прогрессировал в плане игры, нам нужно было приобрести игроков выше уровнем, сильнее одарённых технически. Деннис стал одним из них, но в то время никто не знал, к чему всё это в итоге приведёт. Я знал Арсена, знал предпочитаемый им стиль и думал, что комбинация из Арсена и Денниса определённо изменит культуру Футбольного Клуба «Арсенал».

Брюс Риок был уволен перед самым началом сезона 1996-1997, а несколько недель спустя Арсен Венгер прибыл, чтобы взяться за работу. Кен Фрайар вспоминает раннюю беседу с новым менеджером. «Арсен спросил меня, всё ли будет в порядке, если в команде появятся двое иностранцев». Я сказал: "Болельщикам будет на это наплевать, если команда станет побеждать". Я думал, что фанаты посчитали покупку Денниса правильным шагом».

Но Совет директоров не предусматривал, что у клуба появится свой стиль?

Не думаю, что каждый просыпался утром с мыслью: «Я хочу изменить всё». Эволюция произошла из-за тех игроков, которых мы имели. Это была не революция, а именно эволюция. У нас были игроки, а они стали её проводить.

Тони Адамс считает, что становление великого «Арсенала» на рубеже веков было связано с серией нескольких удачных событий.

Адамс: «Не было никакого плана. Никто не говорил: "Мы хотим играть в тотальный футбол". Это произошло само собой. Приходит Брюс Риок. У него были собственные идеи, но ему не повезло. Старая тренировочная база сгорела, поэтому построили новую. Мой алкоголизм проявился примерно в то время. Потом я бросил пить, получал новые знания и улучшал здоровье. Вместо того, чтобы бегать в паб, я наслаждался игрой вместе с Деннисом, наслаждался тренировками, был доволен жизнью. Все эти чувства возникли одновременно. В этом есть заслуга Дэнни Фишмана, вложившего в клуб деньги… Знаете, футбол – это деньги. Футбол – это игроки. А игроки приходят за деньги. Я зарабатывал 300 тысяч в год, а затем – миллион. Это был мой первый достойный контракт. Когда в клубе был Джордж Грэм, не было определённого уровня финансирования. Можно сказать, мы были без денег по сравнению с теми временами, которые настали позже. Без денег Дэнни Фишмана мы бы не получили Денниса, Дэвида Платта или Арсена. Я бы не остался в команде. Дэвид Симэн не остался бы. Боулди [Стив Боулд] получил лучший в своей жизни контракт. Найджел [Уинтербёрн] – тоже. Без Арсена мы бы не купили Патрика [Виейра] или [Николя] Анелька, или других французских парней с того неосвоенного рынка. Ничего из этого бы не произошло, если бы не финансовая поддержка. Всё зависит не от какой-то одной вещи, от какого-то одного человека».

Наконец мы переходим к Арсену Венгеру, французскому тренеру, работающему в Японии, и которого Дэвид Дэйн хотел видеть в качестве менеджера перед тем, как Совет директоров одобрил назначение Риока. Дэйн вспоминает: «Я встретил Арсена за восемь лет до этого, когда он работал в "Монако". А мы подписали его в 1996-м. Он не знал, что всё это время мы его прослушивали, но так всё и было! Раньше я много раз ездил в Монако, а он приглашал меня на игры, и я наблюдал за тем, как он взаимодействовал с футболистами, прессой, болельщиками, руководством. Он был тренером совсем другого класса».

Существовал ли план? Как осуществлялся процесс становления великого «Арсенала»?

Венгер: «Процесс становления Арсенала заключался в том, что я изменял каждого игрока, делал их более техничными. Сначала я развивал тех игроков, что были в распоряжении. После этого, когда их нужно было заменить другими, мы заменяли их теми футболистами, которые могли больше содействовать атаке. Построить команду на игроках обороны вроде Коло Туре, Лорена, Эшли Коула, разбавить её такими бразильцами, как [Жилберто] Силва, Эду… а затем постепенно изменить всю среду… чтобы на каждой позиции в команде имелся футболист, умеющий играть как в атаке, так и в обороне.

Что очень похоже на «тотальный футбол»?

Очень похоже, верно. В этом и заключался план. На каждую позицию мы смогли найти игрока, который мог спокойно это принять.

Но вы не произносили речей наподобие: «Вот наша новая философия. Мы будем ей следовать»?

Конечно, мы говорили об этом много раз. Но я считаю, что твоя философия идёт с тобой на тренировках, в том, что ты делаешь на них. Поэтому я проводил изменения медленно. Знаете, когда ты едешь за границу, сначала нужно узнать то, насколько далеко ты можешь уехать. Потому что в то время я не был мастером, который всё познал. Я был неизвестной фигурой. Я был, как англичанин, приехавший в Бордо и объясняющий французам, как делать вино! Я был французом, который приехал бы в Англию и объяснял всем, как играть в футбол. Они бы сказали: «Кто ты вообще такой? Что тебе нужно?».

В общем, вы всё делали осторожно?

Да, я двигался шаг за шагом.

Встретили ли вы какое-нибудь сопротивление?

Не совсем. Нет. В каждой стране есть своя культура. В каждом футбольном клубе есть собственная культура. И чем успешнее была та культура, тем сильнее будет сопротивление. Если ты сразу же не достигаешь успеха, люди начинают задавать вопросы о том, что ты собираешься делать. Поэтому я и говорю вам, что изменения нужно вносить медленно. Сейчас «Арсенал» хорошо известен за свой высокий уровень техники. Но если вы вернётесь на двадцать лет назад, вы увидите, что такого тогда не было. Это показывает нам, что изменения сработали. Но они вносились постепенно.

Таким образом, у вас был план, но вы его не афишировали?

Конечно. Конечно, у меня был план. Но я не кричал с каждой крыши о том, что он у меня был!

Предыдущие главы

 

             

Лучшее в блогахБольше интересных постов

Другие посты блога

Все посты