Tribuna/Баскетбол/Блоги/На уровне и под эгидой/«В женской НБА болят сердца за Украину. И за Бриттни Грайнер». Украинский тренер прошла стажировку в лучшей лиге мира

«В женской НБА болят сердца за Украину. И за Бриттни Грайнер». Украинский тренер прошла стажировку в лучшей лиге мира

Разговор с Аленой Рыжовой.

25 июля 2022, 09:17
9
«В женской НБА болят сердца за Украину. И за Бриттни Грайнер». Украинский тренер прошла стажировку в лучшей лиге мира

Украинский баскетбольный тренер Алена Рыжова два последних сезона работала с «Динамо» в женской Суперлиге, с которым завоевала бронзовые награды сезона-2020/21, являясь при этом самым молодым главным тренером чемпионата. Она – внучка легендарного Владимира Рыжова, который выигрывал в качестве тренера женской сборной Украины Евробаскет-1995 и участвовал в Олимпиаде-1996.

Летом Алене представилась возможность пройти стажировку в баскетбольной команде «Чикаго Скай» – действующем чемпионе женской НБА. Украинка поделилась опытом стажировки в топ-клубе, рассказала много интересных подробностей о своей карьере, а также поделилась мнениями относительно неудач женской сборной Украины и нового сезона Суперлиги.

«В «Чикаго» атмосфера настоящей семьи, все стоят друг за друга. Я такого нигде не видела – особенно в Украине»

– Попасть на стажировку в клуб женской НБА, да еще и в штаб действующего чемпиона лиги – это едва ли не возможность всей жизни для любого тренера, особенно украинского. Как вообще появилась такая идея, и благодаря чему это стало возможным?

– После начала полномасштабной войны 24 февраля все резко изменилось и перевернулось за считанные дни. Стало понятно, что пока не будет нормальной полноценной работы в баскетболе в Украине, и я начала искать разные варианты. У меня были друзья, у которых есть контакты в НБА, они поговорили с Джеймсом Уэйдом (главный тренер «Чикаго Скай» – прим. Tribuna.com) и договорились о стажировке. Обсуждали, что я приеду на две недели. Но это был не разговор один на один, поэтому я попросила его номер и уже потом связалась с ним лично.

Когда я прилетела в Чикаго, он с командой был на выездной игре и мы встретились только на следующий день. Уэйд пригласил меня на ужин, мы много говорили о баскетболе и он понял, что мне действительно это интересно, что я действительно в этом разбираюсь. Короче говоря, я ему точно понравилась и произвела хорошее первое впечатление.

Много говорили, кстати, о нашем чемпионате, в частности о «Прометее» и олимпийской чемпионке Ариэль Аткинс, которая играла там в прошлом сезоне.

– Джеймс Уэйд – тренер-чемпион прошлого сезона, тренер года, раньше – чемпион Евролиги. Собственно, именно этот человек был фактическим хозяином на вашей стажировке. В чем особенности его тренерского стиля и как быстро вам удалось найти общий язык с ним?

– Общий язык удалось найти достаточно быстро, опять же, стоило только показать ему, что я заинтересована в этой работе и возможности, которую получила. Он довольно непростой человек, как и все, думаю, но настоящий профессионал.

Уэйд долгое время собирал вокруг себя тот штаб и ту команду, которая подходила бы ему по всем параметрам. Не только чтобы это были качественные игроки, но и хорошие люди и профессионалы. Он так и говорил мне: «Если это хороший специалист, но как человек – дерьмо, то работать он у меня не будет». Джеймс перепробовал много людей и сейчас собрал хорошую команду и хороший тренерский штаб, который дает результат. Хотя объединить таких людей вместе очень непросто, особенно, когда у тебя в команде такие звезды как Паркер, Куигли, Вандерслут, каждый со своими интересами.

Перед третьей домашней игрой, «Чикаго» играл против «Финикса», (Уэйд пропустил первые два матча Алены против «Миннесоты» и «Конектикута» в Чикаго из-за положительного теста на коронавирус – прим.) был классный момент: я сидела с ним в тренерской, он сидит, ест булочки с шоколадом, смотрит игровые моменты, изучает розыгрыши после тайм-аутов, полностью сконцентрирован и сфокусирован на деле. Ни за что не переживает, никак не показывает, что хотя бы в чем-то сомневается, готовится к игре, хотя еще утром даже не знал, что будет на матче сегодня, потому что только несколько часов назад сделал два негативных теста и получил возможность приехать.

А к этой игре, как и к двум предыдущим, команду тренировал Эмре (Ватансевер, турецкий тренер, ассистент Джеймса Уэйда – прим.), и все его очень поддержали, прямо стояли за него горой. Когда он выиграл свой первый матч, Уэйд очень поддержал его, сказал, что гордится им. Они полностью доверяю друг другу, а Джеймс никогда не давит на него и дает самостоятельно решать, что делать.

Джеймс Уэйд сам постоянно получал возможность развиваться, когда был ассистентом главного тренера УГМК, он там проводил тренировки и научился многому, а сейчас так же дает такую ​​возможность своим ассистентам. В матчах, когда Уэйд отсутствовал, все пытались помочь и поддержать нового тренера. Больше всего Кэндис Паркер выделялась, была очень активной, взяла мяч в руки и побежала, повела за собой команду, чтобы поддержать Эмре.

– Кэндис Паркер, Кали Коппер, Эмма Мессеман, Кортни Вандерслут – настоящие звезды игры. Какие они, звезды мирового баскетбола в повседневной работе и затем во время игр?

– Да, они действительно звезды. Паркер пришла в команду, когда Вандерслут уже была, а это две баскетболистки, стремящиеся быть лучшими из всех. Но в таких условиях здоровой конкуренции они нормально нашли общий язык, объединились ради команды и общего результата.

В «Чикаго» атмосфера настоящей семьи, все стоят друг за друга. Я такого нигде не видела – особенно в Украине. Все объединяются и ставят интересы команды выше собственных.

Что еще меня впечатлило – тут никто ничего не переспрашивает, сказали играть какую-то комбинацию или определенную защиту – они играют, даже если раньше они этого не делали. И такие моменты помогают им ломать ход игры. Никому не нужно ничего объяснять, разжевывать, все ведут себя как настоящие профессионалы.

Паркер, кстати, очень приветливая. Познакомила меня со своей женой, с детьми, спрашивала постоянно как я, как ситуация в Украине, все ли нормально со мной и моими родными.

– Ты ехала в «Чикаго Скай» не человеком с улицы – уже имела определенный тренерский бекграунд и почти два сезона работы главным тренером в женской Суперлиге. Почему среди всех вариантов выбрала именно тренерскую работу?

– Я начинала как баскетболистка, играла до 21 года, но потом не сложилось по здоровью. Перенесла две операции, после которых тяжело восстанавливалась. Трудно было играть, поэтому взяла паузу и вскоре закончила вообще. Уже потом решила перейти к тренерской работе.

Так сложилось, что мой дядя Владимир Рыжов закончил карьеру, а дедушка (Владимир Рыжов-старший – прим.) болел, и я на тот момент была вообще единственной, кто мог и сумел принять «Динамо». Это был крутой опыт и очень трудный сезон. Мы выиграли бронзу Суперлиги, что безусловно радует, но после сезона я была просто полностью выжата.

– Как вообще проходил процесс стажировки и чем именно ты занималась в «Скай»?

Я была на всех тренировках, посетила все домашние матчи команды, наблюдала за всеми процессами, много общалась со специалистами, училась и набиралась опыта.

Я имела довольно ложное представление о бюджетах команды. Думала, если это команда-чемпион, то у них много денег на все, а оказалось, что все не так, здесь тратят ровно столько, сколько нужно, и не больше. Поэтому и не смогла посетить выездной матч команды (против «Миннесоты» – прим.), осталась в Чикаго, потому что со «Скай» на выезды отправляются только необходимые члены персонала. Хотя в других клубах и такие «интерны», стажеры, как я, тоже имеют возможность посетить гостевые матчи.

– Понятие «тренерский штаб» в украинском и американском женском баскетболе – это совершенно разные вещи. У нас тренеры работают с одним ассистентом/консультантом и иногда даже вообще без них, а как эта система выглядит и функционирует в «Чикаго»?

– Кому как не мне знать, что такое выполнять обязанности сразу пятерых человек. Конечно женская НБА – это совсем другой уровень, тренерский штаб отвечает за все ситуации, помогает решать проблемы, находит компромиссы. С игровой точки зрения это очень полезно, они постоянно обсуждают, что мы будем делать, если не сработает первоначальный план, и что будем делать, если не сработает что-то другое. У них всегда есть «козырь в рукаве», в любой ситуации.

– Кстати, интересно, что в штабе «Скай» работают многие тренеры из Европы: Турция, Бельгия, Франция. Это сознательная попытка образовать в команде «микс» разных культур, баскетбольных школ и идей?

– Да, Джеймс Уэйд точно собирал такой «микс» специально. И он делал это довольно долго, а то, что он хотел, вышло только в этом году. Разные идеи, разные баскетбольные культуры, помогают по-разному взглянуть на ситуацию, найти лучшее решение.

У меня сначала тоже было такое искаженное впечатление о баскетболе, не понимала, для чего столько людей, столько персонала. А теперь поняла, что это очень сильно помогает, когда каждый отвечает за свое, и все работают вместе.

«В женской НБА все умеют работать на аудиторию и делают это очень круто. Не дают людям скучать»

– Кроме всего прочего, ты посетила и Матч звезд женской НБА – событие, которое обычно проходит мимо рядового украинского болельщика. Насколько это вообще интересно, и можно ли это мероприятие вообще сравнивать с Матчем звезд НБА мужской? Посоветовала бы такое смотреть?

– Матч звезд делится на два этапа – это первый день, день контестов, где все очень круто и ярко. Мощная медийка, крутая фотозона, через которую проходят как болельщики, так и игроки. Любой может подойти к какой-нибудь баскетболистке, попросить сфотографироваться, и она охотно согласится. Очень классные впечатления от этого события, и, что интересно, первый день – полностью бесплатный.

Но есть впечатление, что в плане самих контестов нужно что-то менять. Конечно все мы переживали, кто же победит, болели за игроков. Там весело, есть Кэндис Паркер, которая постоянно бегает с телефоном, всех снимает и веселит, но что-то все равно не то, что в таком формате это уже не актуально. С их мозгами и возможностями можно сделать что-то гораздо ярче.

А второй день – это уже сам Матч звезд, и там все же все менее интересно, если сравнивать с Матчем звезд в мужской НБА. Что-то там бегают себе, играют, но по-настоящему зрелищных моментов не так много. И, кстати, за сам матч люди уже платили, покупали билеты.

Хотя был крутой момент с Сильвией Фаулс, которая поставила сверху. Представь, она заканчивает карьеру и в своем последнем Матче звезд ставит сверху.

Кэндис Паркер посмотрела, но не стала данковать сама в игре. Но я видела на тренировках, как она ставит сверху, так что уверяю, она точно умеет. Потом еще сама Паркер не забила из-под кольца и когда уже пошла атака соперников, она не вернулась в защиту, а просто стояла и говорила кольцу, типа «ну чего, как ты не залетел туда?». И уже никто не смотрит на игру, все наблюдают за Паркер, которая развлекает публику. Там все умеют работать на аудиторию и делают это очень круто, не дают людям скучать.

В Украине провести такое, наверное, можно, но у нас нет такой возможности и интереса к этому, в первую очередь со стороны зрителей. Я раньше не понимала, зачем в женской НБА ставят матчи на 12 часов дня. Там это называется «kids day», детей приводят туда бесплатно, они сидят в кортсайде, смотрят на все и влюбляются в баскетбол. Потом они будут хотеть ходить туда еще и заниматься спортом.

Если бы у нас делали такое, и играли матчи в том числе и для детей, в 12 часов дня, а не в семь вечера, возможно, когда-то и у нас любили бы баскетбол так же. Но опять же, не факт, что у нас вообще такое возможно. Если бы у всех были возможности хотя бы примерно как у «Прометея», а у них были действительно крутые условия, зал, тренировки и все такое, то, возможно, действительно ходили бы на такие матчи.

Украинский баскетбол в целом развивался бы, будь он хотя бы на таком уровне, как в прошлом сезоне. У нас была олимпийская чемпионка, крутые команды, конкурентный чемпионат. Я очень ждала продолжения сезона в новом году, смогла только в январе собрать хорошую команду, месяц поиграть в удовольствие, была готова бороться, но началась война и все разрушилось.

– Как отнеслись к тебе в «Скай» не как к тренеру, а как к человеку, приехавшему из Украины – стране, где сейчас идет война? И актуальна ли вообще наша проблематика в мире женской НБА?

– В женской НБА все не кричат ​​постоянно, что в Украине война, не подчеркивают это. Но они точно все понимают, у них это болит, болят сердца за Украину. Меня все каждый день спрашивали, что там в Украине, как обстановка, все ли нормально.

Есть еще одна проблема, которая очень болит – это Бриттни Грайнер, которая с середины февраля находится под арестом в России. На вторую половину Матча всех звезд все вышли в майках с ее фамилией. Потом еще было фото самой Грайнер, где она со слезами на глазах держит эту фотографию. Они тоже за это очень переживают.

– Обычно такие стажировки становятся очень большой мотивацией для молодых специалистов – они видят другой мир и стремятся попасть в него снова. Каким ты представляешь свой дальнейший тренерский путь?

– Да, это дало мне очень сильную мотивацию. Я хочу быть тренером и буду развиваться в этом направлении, буду тренером. Это очень большой шаг для меня, и сейчас я просто готова свернуть горы. Что-то о будущем своем рассказать пока не могу, если будет что-нибудь официально, то это и так все узнают. Но я четко поняла, что хочу развиваться дальше и работать на самом высоком уровне.

«Играя во внутреннем чемпионате, не сталкиваясь с лучшими соперницами в еврокубках, ты не станешь сильно конкурентным. Разве что ты какой-нибудь Лука Дончич»

– Понимаю, что вопрос, наверное, не очень по адресу, но. За 25 лет наш женский баскетбол прошел путь от победы на Евробаскете и участия в Олимпиаде до того, что наша сборная с Алиной Ягуповой в составе не попадает на чемпионат Европы. Почему так вообще происходит, и какие проблемы тянут наш женский баскетбол ко дну?

– Думаю, этот вопрос нужно задать как раз моему дедушке, который и был на Олимпиаде 25 лет назад. Когда он тренировал сборную, это был совсем другой уровень, там играли лучшие из лучших, баскетболистки были здоровее, сильнее, более крепкие, воспитанницы советской школы, которая была одной из лучших в мире. Он смог собрать хороший штаб и объединить всех, сделать из отдельных личностей полноценную команду. А сейчас у нас стартовые разыгрывающие с ростом по 160, ну это ведь совсем не то.

У нас немногие играют за границей, а это важно, ведь ты не наберешься такого опыта, если играешь только в своей стране и даже здесь получаешь мало времени.

Может, я не права и проблема не в этом, но я вижу это именно так. Когда играешь в Европе, или еще где-то за границей, и приезжаешь играть за сборную – ты готов и заряжен, а у нас такая мотивация не всегда есть. Играя во внутреннем чемпионате, не сталкиваясь с лучшими соперницами в еврокубках, ты не станешь сильно конкурентным. Разве что ты какой-нибудь Лука Дончич, но ты же не Лука Дончич.

Конечно, важно приезжать играть за сборную, особенно сейчас, но это не значит, что нельзя пробовать себя в другом чемпионате. И неправильно не стремиться к большему.

– Ты очень похоже говоришь о своем дедушке и Джеймсе Уэйде. Заметила ли что-то похожее между ними?

– Да, они действительно очень похожи. Оба серьезные психологи, умеющие объединять людей вокруг себя, доверять другим. Разве что у моего деда не было таких возможностей. Например, собрать настолько хороший персонал, воплотить все, что он хотел, что получилось у Уэйда. Но в работе действительно очень похожи.

– О будущем женского клубного баскетбола в Украине пока известно еще меньше, чем о баскетболе мужском. «Прометей» вообще закрыл женскую программу, Бердянск, очень важный в этом аспекте город, находится под оккупацией. Будет ли у нас вообще женский чемпионат в следующем сезоне?

– Не знаю, как играть в баскетбол, зная, что в любой день, в любой момент, в тебя может прилететь ракета. Думаю, сейчас в первую очередь все думают, что надо закончить войну, победить, а потом решать, что и где играть.

Жаль, что «Прометей» распустил женскую команду, мне нравилось за ними наблюдать, они хорошо играли. И Дубинский (президент «Прометея» – прим.) действительно их любил, давал им все, что необходимо, у них были возможности наивысшего уровня, поэтому жаль, что так все получилось. Но рада, что мужская команда возрождается и будет играть. Болела в прошлом сезоне за них, смотрела, как играли в Европе. Буду болеть и в этом году – у них будет хороший состав, думаю, у них хорошие шансы показать себя в Еврокубке.

– В Суперлиге ты возглавляла «Динамо» – один из самых титулованных клубов независимой Украины. Переживет ли он войну и есть ли у него вообще будущее?

– Будущее «Динамо» точно за молодыми игроками. Как будет дальше, пока ничего неизвестно, но очевидно, что этот клуб будет развиваться и развивать молодых игроков, которые будут мощно играть и дальше.

– Вернулась бы в «Динамо» на такие же условия после окончания войны?

– Это сложный вопрос, вернуться на такие же условия я не готова, потому что хочу двигаться дальше, развиваться. Сейчас после стажировки в НБА у меня и запросы побольше, и мотивация безумная, хочется прогресса. Но очень хотелось бы в будущем сделать еще что-нибудь для Динамо, потому что это моя родная команда, где начинался мой путь.

– А существует ли вероятность, что мы когда-нибудь сможем увидеть тебя в качестве тренера мужской команды?

– Я в США поняла, что нет ничего невозможного. У меня никогда не было никаких лимитов в голове, вот они появились уже при работе главным тренером в «Динамо», но сейчас снова просто исчезли. Поэтому я открыта ко всему и ничего не исключаю. Если будет такая возможность – окей, супер. Говорю же, я ни в чем себя не ограничиваю, и понимаю, что ограничений никаких не существует, это все мы придумываем себе сами и сами же это можем исправить. Сейчас я счастлива, что мне представился случай набраться опыта в женской НБА, посмотреть, что здесь и как, и я собираюсь двигаться дальше.

– Давай завершим на оптимистической ноте. Для многих болельщиков женский баскетбол – это нечто экзотическое или вообще что-то, на что не стоит обращать внимания. Знаем, что это не так. Расскажи, чем он действительно крут, и почему нам стоит включить трансляцию матча женской НБА или сходить на матч в родном городе.

– Женская НБА – лучший женский баскетбол на планете. Если ты любишь баскетбол – ты просто обязан включить и посмотреть. Особенно если ты сам игрок или ребенок. Смотришь на совершенно другой уровень, на самый лучший баскетбол в мире.

Все молодые спортсмены должны следить за таким баскетболом и обязательно должны равняться на кого-то. Надо тянуться к лучшим, мечтать быть там, на их месте, в этих же командах, в этой же лиге.

Поэтому женский баскетбол – это точно интересное зрелище, которое может подарить незабываемые впечатления. Конечно всем советую посмотреть несколько матчей, чтобы понять, что это действительно так.

Фото: ФБУ, FIBA, БК «Прометей», slamonline, Adam Hag/NBAE via Getty Images

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты