Все новости

Самый ценный актив. На возвращение Фила Джексона

15 мая 2013, 05:24

Сегодня менеджером клуба НБА может считаться один из представителей нескольких культов.

Бывшие игроки, критикуемые за то, что не имея должного экономического образования, понимания сущности управленческого процесса и опыта, все равно активно переворачивают все наизнанку, воротят то, что считают нужным и единственно верным, пользуясь чувством игры и зачастую отсталым ее пониманием, закладываясь на то, что было приемлемо в их время, не успевая за его скоропостижным течением. Они переоценивают возможности игроков на местах, личные связи, саму ценность собственных идей. Здесь и Айзея Томас со своими чудачествами, Отис Смит и его легендарная невменяемость, и Дюмарс со ставкой на мертворожденных игроков, вроде Родни Стаки, и Кевин МакХэйл с таким же пустым в долгосрочной перспективе Рэнди Фоем, который все равно круче Брендона Роя, хоть ты тресни!

Есть представители серьезных организаций, ученики больших качественных систем, которые тут же наломают дров, ведь должны набить свои собственные синяки и шишки, а значит их ошибки — часть процесса, без которого они не смогут развиваться. Роб Хенниган, речь о тебе. Есть еще клан маньяков-реформаторов, вроде Дэрила Мори или Райана Макдоно. Они имели незначительное отношение к баскетболу, их идеи понятны лишь узкому кругу, их авторитет среди аксакалов тренерского цеха весьма сомнителен, а соответственно и сотрудничество там вряд ли будет гладким. Им гораздо легче взять что-то вялое и слабохарактерное, не имеющее права голоса при формировании состава и принятии ключевых кадровых решений, что несомненно скажется на качестве игрового рисунка. Нельзя забывать о бывших тренерах средней руки, уходящих от нервного процесса на что-то более спокойное и рассудительное, как полицейский из кинофильма, меняющий большой город на укромное место в глуши, статус шерифа в глубинке. Без белых ворон здесь не обойтись: журналист Кан, мастер на все руки Гленн Грюнвальд, полный тезка Notorious’a B.I.G. из «Мемфиса» или просто геи или бывшие агенты.

Но есть сверхкаста руководителей: это гении цеха и владыки на местах.

Первые — Бьюфорд, О’Коннор — появляются на свет лишь несколько раз на пару поколений, и поймать такого профессионала практически нереально, это, скорее, будет случайностью, чем дальновидным решением, вторые — это Крестные Отцы, которых в современном спорте — раз, два и обчелся. Райли, Фергюсон, Беккенбауэры с Хеннессами, персонажи, способные видеть далеко, смотреть широко, вглядываться глубоко и при этом обладать достаточным авторитетом и харизмой, чтобы продавливать те решения, которые кому-то, кроме их самих могут показаться странными и чересчур рискованными. Учитывая то, сколько проектов доверяют таким господам, как долго они находятся на своем посту, можно смело говорить, что большинство их начинаний приводит к конечному успеху. Заиметь такого руководителя — это едва ли не самое сложное решение, но зачастую — надежнейшее из всех. И сегодня их состав может пополниться.

Еще два года назад я бы вряд ли ратовал за назначение Фила Джексона главнокомандующим какого-то клуба в НБА, ведь в нем не было должной энергии и рвения для достижения новых целей. Сегодня он успел ими наполниться, он мотивирован, отказ калифорнийских умников еще больше подстегнул его. Дзен-мастер получил новый вызов: он выиграл все как тренер, который по сути своей приходил на «готовенькое», но он никогда ничего не создавал сам, не применял свои идеи и наработки по формированию состава должным образом, ведь всегда был ограничен персонами лидеров своих клубов: очень противоречивыми и сложными, с такими уживаться куда сложнее, чем с вами или даже со мной. Альфы подминают все и всех под себя, а чувство гордости и собственного достоинства задавить в себе способен далеко не каждый.

Он хочет попробовать что-то свежее и он обладает достаточным набором сильных качеств для того, чтобы говорить об определенной перспективе, а не о периоде стагнации.

Он лучший психолог в современной истории американского спорта, следующий после Джона Вудена в ранжире на все времена. Он может найти подход к сложным игрокам и подчинить их, а это крайне важно для руководителя: превращение проблемного актива в полезный зачастую сопровождается экономией средств: все очкуют, боятся в него вложиться, кроме тебя. Поэтому шестой игрок «Сан-Антонио» получает 14 миллионов долларов, а лучший в этом компоненте по итогам сезона — меньше трех. Я согласен столько платить, даже ради краткосрочного эффекта. Ему под силу найти списанного игрока с достаточным для баскетбола высоких достижений набором данных и заставить его поверить в себя, подстегнуть его. Это роль личности в истории: если вам позвонит Артём Панченко и скажет, что вы все правильно делаете, и нужно продолжать, ведь у вас есть перспектива — вы бросите трубку, если вам позвонит Фил Джексон и скажет ровно тот же текст — вы убьетесь на работе, прыгнете выше собственной головы и приложите 150% от необходимых для выполнения задания усилий, потому что вам доверяет величайший персонаж, живая легенда, ставившая на ноги огромное количество людей. Поэтому Трэвор Ариза решает вопросы в плей-офф НБА у него и является обладателем одного из самых глупых контрактов через несколько лет после разрыва сотрудничества. Для результата здесь и сейчас мне это точно также необходимо. Он несет с собой свое самообладание, и он не поддастся панике тогда, когда возникнет перспектива потери крупного актива: все вокруг бились головами о батарею, когда Брайант форсировал трейд, Джексон уговорил его остаться играть в команде, где на важных ролях бегали Вуячич, Радманович, обруганный только что сопляк Байнэм. Вы без меня знаете, чем это закончилось: никаких шестнадцати игр от Джеральдов Уоллесов за шестой пик здесь не будет.

Джексон знает всю подноготную НБА, он прошел через три эпохи и в каждой из них находил возможность достигать результата: с жадным владельцем и лидером, не воспринимающим генерального менеджера и бьющим партнеров на тренировках, с двумя большими эго, которые еще не успели окончательно отравить все вокруг, но уже начинали подванивать, с дуэтом из самого жадного игрока после Чемберлейна, разрушавшего то, что должно было работать как часы своим эгоизмом и «мистера 0-16» в плей-офф, который при нем и в массе добавил, и в качестве игры, и в решимости, в конечном итоге принеся самый красивый чемпионский титул со времен Мэджика Джонсона в 87-ом фактически на блюдечке. Фил видит в игроках не то, на что они способны сегодня, а то, что они в состоянии показывать на максимуме своих возможностей. Это стоит не так много, гораздо дороже — умение подвести их к предельной черте. Это его общеизвестная догма, характерная черта, это делает его персоной вне экономических рынков и финансовых моделей. Многие предпочтут ехать даже в самую большую глушь к нему, чем под свет софитов: Кириленко прибыл в расположение к Рику Адельману не потому, что ему нравится снег и морозная зима. Это качество уникальных специалистов с невероятным авторитетом, и это огромное преимущество для генерального менеджера: Дэрил Моури вкладывал все силы в то, чтобы приобрести звезду в команду с выходом на азиатский рынок из достаточно крупного города, представляющего штат без подоходного налога. Он ходил в двери к игрокам даже средней руки, вроде Марчина Гортата, и его везде слали лесом. При аналогичных условиях шансы на достижение этой цели у Дзен-мастера выше на три порядка. Поэтому Рэй Аллен и Шейн Баттье играют у Райли за шесть миллионов в сумме, в то время, как у других бегали бы за одиннадцать, считайте даже за восемнадцать-девятнадцать, с учетом налога на роскошь. Повышение доходности или снижение расходной базы, которого можно достигнуть за счет фамилии и харизмы? Да, это опять к генеральному менеджеру. Это тоже зона его ответственности.

Он чувствует баскетбол, он не хочет возвращаться на скамью и может принять важнейшее и необходимое в современных реалиях решение, ощущает его неизбежность: увидеть молодого и перспективного наставника и довести его до ранга элитных, Брайана Шоу, кого угодно. Игра меняется, и нет ничего лучше, чем нанять специалиста, растущего под твоим крылом, с новыми идеями, которые можно корректировать исходя из опыта и умения выжимать максимум из потенциала игроков. Величайшее индивидуальное достижение Текса Уинтера? Дважды зашел в «Финал Четырех» NCAA, но попал в Зал Славы, потому что Джексон увидел в его модели баскетбол будущего. Эрик Споэльстра был филиппинским видеокоординатором, формально представлял страну с самым бандитским в мире национальным чемпионатом. Сегодня он прошел боевое крещение, меняет баскетбол, выдал сумасшедшую серию, собирается выиграть несколько титулов. Да, у него есть ЛеБрон. Но я еще сопляком твердил о том, что Джеймс должен играть быстро. Браун этого не понял и понять не хотел, сам Спо это не до конца осознал сначала. Но сегодня он под «Оком Саурона»: он шумит и ломает наши представления о баскетболе, он додумался и поставил на все тогда, когда другие боялись рискнуть. В лиге, где вот-вот уйдут Поповичи и Адельманы, молодой, перспективный и прогрессирующий тренер с рукой аксакала на плече — это не фокус, это преимущество, превращающееся в требование времени.

Я не уверен в том, что он в состоянии провести ураганные трейды, я практически убежден в том, что ему будет неинтересно сидеть на телефоне и обзванивать миллиард клубов лиги по поводу каких-то там ролевых ребят в обмен на исключения в декабре и январе. Но он будет другим руководителем: менеджер-рекрутер, его «работа» заключается в активном межсезонье и доведении команды до максимума ее возможностей по ходу чемпионата, без скачков из стороны в сторону, но и без серьезных ошибок. Это тонкий управленческий стиль конкретного кукловода: он вырабатывает определенный план на будущий сезон, исходя из собственной оценки перспектив своей команды и ее прямых конкурентов, тщательно обдумывает его, проводит точечные изменения и ждет, полагаясь на то, что его чутье, видение и опыт больших побед все еще чего-то стоят. Поэтому я всегда посмеиваюсь над болельщиками «Хит», которые ждут каких-то обменов в феврале: знаете какие сделки Пэт Райли совершает зимой за последние пять лет? Крис Куинн за пик второго раунда, Мэрион за Джермейна и вынужденный трейд Шака, разругавшегося на фоне неудач и с ним, и с владельцем клуба настолько, что под сводами будет висеть майка Майкла Джордана, Дэна Марино, но не О’Нила.

Это, между прочим, самый лучший путь. Сильная команда — это не та, которая выигрывает тяжелую концовку. Это та, которая побеждает даже без намеков на нее.

В НБА слишком много агрессивных, борзых менеджеров, которые считают, что понимают баскетбол куда лучше, чем легенды и тренеры, поэтому ценность Донни Уолша, Джерри Уэста и упомянутого выше строителя «Майами» так высока. Уилт Чемберлейн любил проводить одну аналогию: большие псы, огромные, в чем-то устрашающие — всегда самые заботливые и добрые по отношению к маленьким детям, в то время, как мелкая шушера — все время гавкает, прыгает, проявляет определенную агрессию, но ее укусы не представляют опасности.

Баскетболисты, по мнению множества специалистов — это те самые малые дети и для организации процесса их жизнедеятельности, для того, чтобы их воспитать, для того, чтобы они не перегрызли друг друга, а наоборот росли и развивались, необходим именно такой большой пес, вызывающий и страх, и уважение одновременно. Шок и трепет.

Не Дуайт Ховард, не Крис Пол, не Джош Смит, а именно Фил Джексон — самый ценный актив этого межсезонья, и он станет важнейшим из звеньев в своей новой организации. Я не пойму того, кто пройдет мимо в случае даже минимальной заинтересованности со стороны Дзен-мастера во взаимных отношениях. Я повешу на него клеймо и буду нагло и открыто его костерить при каждой возникающей возможности. Это тот случай, когда у тебя есть хороший, любимый, классный игрок, но ты не задумываясь должен расстаться с ним для получения элитного, способного изменить судьбу команды. Засуньте личное поглубже.

Победы все стерпят.