Почему совершенно не важно, кто стал новым министром спорта

Куда важнее, кто теперь министр экономики, чем кто теперь министр спорта, уверен Александр Ткач.

3 декабря 2014, 17:34
22
Почему совершенно не важно, кто стал новым министром спорта

Куда важнее, кто теперь министр экономики, чем кто теперь министр спорта, уверен Александр Ткач.

В непроницаемой атмосфере плохих новостей, в которой мы сейчас все живем, важно научиться отличать плохие и важные новости от плохих, но не важных. Это позволит хотя бы экономить и без того расшатанные нервы для более важных поводов – иначе начинаешь непроизвольно дергаться на каждый чих.

Назначение новым министром спорта политконсультанта и 10-го номера списка от «Батькивщины» по квотному принципу «на тобі небоже, що мені негоже» смущает, но – к счастью или к сожалению – ничего не меняет в отечественном спорте. Да, лучше, последовательнее и порядочнее было бы оставить Булатова – глупо и нерационально дать человеку время на разработку и не дать времени на ее внедрение. Да, хорошо бы, если уж менять Булатова, то на внятного менеджера с багажом внятных достижений за спиной. Не обязательно, кстати, спортивного – в конце концов, у нас министерство молодежи и спорта.

Назначение политконсультанта из «Батькивщины» смущает, но ничего не меняет в отечественном спорте.

Но ведь по большому счету и планировавшиеся реформы Булатова – это история о том, как разделить один бутерброд на десять человек. Сейчас он делится нечестно. Кто-то кусает его дважды, забирая чужое. Но даже если делить честно, появится разве что ощущение моральной удовлетворенности, а никак не сытости. – даже если это справедливо, то все равно смехотворно. Можно придумать какую угодно смелую, умную, обкатанную в Европе систему госспорта – но без денег в бюджете и, что немаловажно, в личных карманах граждан она просто не будет работать.

Advertisment

Мы всей страной прошли за полгода тот этап, когда можно (и нужно) было правильно поделить деньги, выбрать хороших людей и правильно организовать процессы, чтобы результат стал заметен. Спорта это касается в особенности, а государственного еще больше. Теперь пока в стране не наладится экономика – то есть дефицит бюджета, темпы роста ВВП, курс национальной валюты – совершенно не важно кто и как будет рулить системой спорта. Переделивать из госденег сейчас просто нечего, а попросить спортшколы зарабатывать самостоятельно, пока украинские семьи отказываются от «необязательных» трат на бассейн или секцию футбола, – наивно и/или лицемерно. Возможно, где-то кому-то что-то достойное удастся создать – но никакая система из этого не выстроится.

Это, кстати, понимают и кандидаты – поэтому наш выбор обречен быть таким скудным. Ни один успешный большой менеджер не возьмется за ведомство, где у тебя нет ни бюджета, ни возможности его создать. Согласятся только те, кто уже в спорте чем-то рулит (как Игорь Гоцул), те, кому терять по сути нечего и почему бы не рискнуть, если выдают карт-бланш (как Булатову), и те, кому партия сказала «надо», а он ответил «есть» (как, кажется, получилось с самим Ждановым).

Пока в стране не наладится экономика, совершенно не важно кто и как будет рулить спортом

История на самом деле если чему и учит, то прагматизму. Едва ли не все положительные и прогрессивные реформы в мире произошли не от большого и чистого идеалистического стремления, а выросли из вполне материалистичных пожеланий и открытий.

Эпоха просвещения и реформация в католической церкви случилась только тогда, когда появился печатный станок, который перевел текст из разряда элитной роскоши в разряд доступного. Сексуальная революция и эмансипация женщин были невозможны до изобретения надежных и массовых контрацептивов. За отмену рабства в США боролись не только те, кто считал ее бесчеловечной, но и лоббисты, считавшие, что наличие бесплатной рабочей силы у конкурентов из южных штатов невыгодно для бизнесов, которые своим рабочим вынуждены пусть и мало, но платить. Набожные поляки впервые избрали мэром открытого гея – но только тогда, когда стали ощутимо лучше жить, есть и одеваться.

Примеров хорошо организованного на государственном уровне спорта при работающей экономике – полно. Примеры того же с плохо работающей экономикой – бывали, но для этого экономика нужна плановая, как в позднем СССР. А вот примеров, когда нет ни денег, ни железного кулака над каждым гражданином, и при этом медали в олимпийскую копилку капают и спортшколы полны желающих грести, метать и бить по мячу, – я лично не знаю.

В общем, если действительно хочется переживать о новых министрах – начните с других. От них сейчас спорт куда больше зависит.