Tribuna/Авто/мото/Блоги/They Race As One/Незаслуженно забытые гонщицы начала ХХ века

Незаслуженно забытые гонщицы начала ХХ века

О первых женщинах, которые всерьез занимались автоспортом.

Блог — They Race As One
16 жовтня 2020, 23:11
10
Незаслуженно забытые гонщицы начала ХХ века

Задержаться на страницах истории – порой это кажется не таким уж и сложным делом, если у тебя есть слава, признание и достижения. Зачастую всё оказывается совсем не так, а те, кто ярко сияют на определенном отрезке времени, через несколько десятилетий теряют даже способность слабо отблёскивать. Сегодня речь пойдет о женщинах, имена которых ещё сто лет назад были у всех на слуху в мире гонок.

Элен ван Зуйлен (1863-1947): баронесса, гонщица, поэтесса, да ещё и бисексуалка

В современном мире автоспорта имя Элен ван Зуйлен (1863-1947) забыто практически всеми, но раньше всё было по-другому.

Элен была единственной дочерью известного французского банкира Саломона Джеймса де Ротшильда, который умер в 29-летнем возрасте через год после того, как Элен появилась на свет. В детстве девушка интересовалась искусством и писала стихи.

В 1887 году Элен вышла замуж, однако из-за этого брака с бароном Этьеном ван Зуйленом семья от неё отреклась: Ротшильды были евреями, Зуйлены ─ католиками, а Элен сменила веру, чтобы выйти замуж.  

В 1898 году Этьен предложил своей жене поучаствовать в гонке "Париж─Амстердам─Париж". За пять дней Элен преодолела 1431 километр и стала первой женщиной в мире, участвовавшей в международной гонке. Во время заездов Элен выступала под псевдонимом Snail (улитка), а ее муж использовал то же слово, но во французском варианте: Escargot. Необходимость использования псевдонима была обусловлена тем, что в то время участие женщин в подобных соревнованиях считалось скандальным и даже запретным.

В 1901 году Элен подружилась с французскими гонщицами Камиллой дю Гаст и Анной де Рошшуар де Мортенемар. Подруги стали первыми парижанками, получившими права, а Анна была первой жительницей Парижа, которая была оштрафована за превышение дозволенной скорости в 15 км/час. Говорят, что эти три женщины были настолько влиятельны в парижском обществе автолюбителей, что даже подтолкнули «Renault» начать производство автомобилей со стартером от приборной панели.

В том же 1901 году Элен ван Зуйлен встретила поэтессу Рене Вивьен, ради которой ушла от мужа, но в 1907 году Зуйлен бросила Вивьен из-за другой женщины. Это быстро разожгло слухи в парижском светском сообществе, после чего Элен полностью посвятила себя писательству и занималась этим до конца жизни.

Камилла дю Гаст (1868-1942): богатая вдова и невероятная спортсменка

Камилла дю Гаст, подруга Элен ван Зуйлен, обладала невероятной жизненной историей. Муж Камиллы умер, когда ей было всего 27 лет, оставив ей маленькую дочку и огромнейшее наследство. Женщина славилась дерзким нравом и смелостью, постоянно развивала свои политические связи, общаясь с известными лидерами и личностями.

Ещё при жизни супруга она начала соревноваться в полетах на воздушном шаре и в парашютном спорте, а после смерти мужа занялась фехтованием, санным спортом, лыжами, стрельбой из винтовки и пистолета, конным спортом, играла на пианино и обладала красивым голосом.

В 1901 году она увлеклась гонками и участвовала вместе с Зуйлен в ралли «Париж─Берлин». Зулейн сошла с дистанции из-за технической неисправности, а Камилла смогла приехать к финишу 33-й среди 122-х участников.

В 1902 году дю Гаст участвовала в гонке «Париж─Вена». Она также подала заявку на участие в заезде «Нью-Йорк─Сан-Франциско», но получила отказ от руководства, поскольку была женщиной.

В 1903 году на гонке «Париж─Мадрид» дю Гаст была приглашена руководством соревнования для управления машиной De Dietrichs. Хоть Камилла и пользовалась популярностью у французской публики, враждебность к женщинам-водителям была проиллюстрирована комментарием в спортивной французской газете того времени: «Галантные французы аплодировали и поднимали шляпы, но мы сами должны признаться, что гонки на длинные дистанции ─ это очень сложно для женского пола».

Наверное, единственной сложностью для женщин в гонках того времени было скорее то, что им приходилось соревноваться в абсолютно неприспособленных для активных действий корсетных нарядах, которые сковывали любые движения и мешали управлению авто.

За рулем De Dietrichs Камилла стартовала 29-й, поднялась на 8-е место, но возле Бордо заметила, что машина англичанина Фила Стеда скатилась в канаву. Женщина вытащила Стеда из-под автомобиля и этим спасла ему жизнь.

В 1904 году заводская команда Benz предложила дю Гаст место в гонке на «Кубке Гордона Беннета» из-за ее хороших выступлений в предыдущем году, но к тому времени французское правительство запретило женщинам участвовать в автогонках, сославшись на «женскую нервозность».

В июле 1905 года дю Гаст поехала в Англию, где всё же смогла поучаствовать в первых гонках на скорость в Брайтоне, но там она проиграла Дороти Левитт, которая на своей машине Napier установила мировой рекорд скорости среди женщин.

Запрет французского правительства на участие женщин в автоспорте вынудил Камиллу заняться гонками на моторных лодках.

До самого преклонного возраста она много путешествовала, занималась благотворительностью, открывала центры для бедных женщин и сирот, а также писала статьи о спорте.

Известно, что дочь Камиллы со своими друзьями однажды пытались убить гонщицу ради получения огромного наследства, но отважная женщина оказала сопротивление и избежала смерти.

Дороти Левитт (1882-1922): рекордсменка и изобретательница

Дороти Левитт, соперница Камиллы дю Гаст по соревнованию в Брайтоне, работала секретаршей, была скромной и хрупкой девушкой, однако именно она стала первой британской гонщицей.

В 1903 году она выиграла международное соревнование среди моторных лодок и установила первый в мире рекорд скорости на воде: 31 км/ч на двенадцатиметровом скоростном катере со стальным корпусом и мощностью в 75 лошадиных сил, оснащенном 3-лопастным гребным винтом.

В 1905 году Дороти установила рекорд самой продолжительной езды, достигнутой женщиной-водителем. Она проехала из Лондона в Ливерпуль и обратно за два дня в сопровождении официального наблюдателя, своей собачки Додо, а также револьвера для защиты в опасных ситуациях.

В июле 1905 Левитт установила мировой рекорд скорости среди женщин, однако уже через год она побила свой рекорд со скоростью 146 км/ч, после чего её прозвали самой быстрой женщиной на планете.

Всю свою жизнь Дороти регулярно участвовала в гонках и всячески развивала автоспорт среди женщин: проводила лекции, писала статьи и книги, а также научила королеву Александру Датскую и королевских принцесс водить машину.

В своей книге «Женщина и машина» Левитт предлагала читательницам брать с собой в автомобиль маленькое ручное зеркальце, которое время от времени нужно было держать в воздухе для того, чтобы заглядывать назад во время движения в транспортном потоке и оценивать ситуацию. Так Дороти изобрела зеркало заднего вида.

Титайна (1897-1966): журналистка и отважная летчица

Француженка Элизабет Сови была необычайно известной журналисткой, которая писала статьи и книги под псевдонимом Титайна. Её литературным стилем восхищался Антуан де Сент-Экзюпери, а её лучшим другом был Жан Кокто.

Эта женщина обладала притягательной внешностью, а также бесстрашным характером. Казалось, что нет транспорта, который Титайна не может покорить: аэропланы, автомобили и мотоциклы были её главным средством передвижения, а окружающие порой спрашивали, ходит ли она вообще когда-нибудь по земле. Как-то раз её самолет загорелся в воздухе, но она сумела совершить экстренную посадку и осталась жива.

Газеты писали, что она – первая летчица, имеющая в своем самолете ещё и мотоцикл. После посадки самолета Титайна сразу же садилась на мотоцикл и мчалась по репортерским делам. В свободное время она любила участвовать в автомобильных гонках, но всё же говорила, что сердце её принадлежит мотоспорту.

Титайна никогда ничего не боялась. В 1927 году девушка полетела в Камбоджу к кхмерам и вернулась оттуда с головой Будды в самолете. Она её украла.

Девушка брала интервью у Муссолини (1935) и Гитлера (1936). Во время войны Титайна оставалась во Франции и продолжала работать в газете.

После освобождения Франции девушку арестовали и лишили гражданских прав по делу о прогерманской и антисемитской литературной деятельности. После этого Титайна уехала в США, где и умерла в полном одиночестве. Спортом она больше никогда не занималась.

Элли Найс (1900-1984): сводящая с ума танцовщица  

Элли Найс (настоящее имя – Мариетт Элен Делангль) была дочерью обычного почтальона из французской провинции, но всё своё детство она мечтала о лучшей жизни.

В 16 лет девушка уехала в Париж, но там без всякого образования она не могла найти себе достойную работу, поэтому ей пришлось выступать в кабаре, где она и получила свой сценический псевдоним (от английского nice – хорошенькая).

В 1926 году весь Париж сходил с ума от этой танцовщицы. Её изображения печатали на плакатах и открытках, а толпы поклонников с утра до ночи стояли под окнами девушки. Элли купила себе большой дом, яхту и машину.

Через год с девушкой произошло несчастье – катаясь на лыжах, она сильно упала и повредила ногу, так что о танцах пришлось забыть навсегда. После реабилитации Найс решила заняться автоспортом.

Первую гонку она провела в 1929 году и в том же году выиграла соревнование во Франции, где поставила новый мировой рекорд скорости среди женщин. В 1931 году Найс познакомилась с Этторе Бугатти, который пригласил её к себе в команду, где она соревновалась наравне с мужчинами.

В 1936 году на гонках в Бразилии Элли попала в аварию, в результате которой погибло несколько человек, а саму гонщицу поначалу тоже сочли мертвой. Она несколько дней была в коме, и за это время во Франции её чествовали как национальную героиню, несли к госпиталю цветы и называли новорожденных девочек в её честь.

Восстановившись после инцидента, Найс вернулась к гонкам и участвовала в них до Второй мировой войны.

В 1949 году Элли поехала в Монте-Карло для участия в первом послевоенном ралли. На вечеринке после соревнования известный гонщик Луи Широн прилюдно обвинил Найс в шпионаже в пользу гестапо – это стало концом карьеры женщины. Её выгнали из мира автоспорта, а друзья и родственники перестали с ней общаться.

Найс подала в суд на Широна, выиграла дело, но сказанные гонщиком слова никто не забывал. В Элли плевали на улицах, давали пощечины, отказывали в регистрации на гонки. Женщина сбежала из Парижа, сменила имя, и 35 лет до самой смерти жила в безызвестности и нищете. Её кремацию оплатил фонд помощи одиноким старикам, прах отдали какой-то дальней родственнице, которая даже не удосужилась отметить памятным знаком место захоронения.

Так навсегда исчезло свидетельство существования женщины, которая сводила с ума всю Францию. Только в 2010 году биографу Найс удалось провести масштабные работы с изучением документов и писем гонщицы, где и было доказано, что шпионкой Элли Найс никогда не была.

В истории автоспорта существует ещё немало потерянных на страницах воспоминаний имен, которые нуждаются в «воскрешении» из забытья. Чтобы помнили…

Інші пости блогу

Всі пости