Tribuna/Футбол/Блоги/Тактический Борщ (UA)/Топовая лекция Фонсеки о тактике: сложности Серии А, принципы тренера в билд-апе, прессинге и других элементах игры

Топовая лекция Фонсеки о тактике: сложности Серии А, принципы тренера в билд-апе, прессинге и других элементах игры

Большая лекция о тактике от португальца.

Автор — Tribuna.com
18 жовтня 2021, 09:25
4
Топовая лекция Фонсеки о тактике: сложности Серии А, принципы тренера в билд-апе, прессинге и других элементах игры

Экс-главный тренер «Шахтера» Паулу Фонсека дал интервью Роману Бебеху и проекту PASS. В рамках направления PASS Media вышло уже несколько больших разговоров с известными людими футбола: Жозе Боту, Андреа Малдера, Виктор Скрипник, Витор Северино. И теперь – Фонсека. Заходите на канал и смотрите предыдущие выпуски.

Разговор с португальским тренером даже интервью сложно назвать. Скорее, это часовая лекция с большим количеством деталей по тактике. Редко можно увидеть топового тренера, поработавшего в  большом чемпионате, который настолько подробно говорит о своих принципах игры.

Многие тактические детали очень сложно описать в тексте, потому что Фонсека показывает все у доски или объясняет эпизоды на экране телевизора. Поэтому советуем обязательно смотреть видео. Мы же также сделали расшифровку тех частей интервью, где Паулу отвечал на вопросы на общие темы. Она есть после видео.

В частях лекции у доски и экрана Паулу Фонсека рассказывает:

– о своих принципах в билд-дапе и сложностях Серии А при выходе их обороны через короткий пас;

– о поиске пространства за спинами защитников соперника, атаке глубины;

– о своих принципах при быстрых атаках и контратаках;

– о тактической периодизации;

– о прессинге;

– о разнице между схемами з двумя т тремя центральными защитниками;

– о своих принципах игры в позиционной обороне;

– о том, как взламывать низкий блок соперника.

Смотрите видео:

«В «Шахтере» президент имеет решающее слово по трансферам, но тренер всегда вовлечен»

– Мы заценили ваш ход уйти из «Шахтера» на понижение зарплаты в «Рому». Почему и насколько тяжело вы приняли такое решение?

– После тех лет в «Шахтере», после многих выигранных трофеев хотелось новых вызовов в топ-чемпионате. У меня появилась возможность возглавить «Рому», и я принял это предложение – хотел попробовать себя в топ-чемпионате. Это не был вопрос финансов, это был вопрос спорта.

– Известно, что в «Шахтере» роль тренера в трансферах не ключевая. Какие отличия с «Ромой»? Там сложная структура – владелец американец, огромное давление, колоссальное внимание со стороны медиа. Какая была ваша роль в процессе принятия решений?

– Думаю, что как в «Шахтере», так и в «Роме», к тренеру всегда прислушиваются в момент трансферов. В «Шахтере» президент имеет решающее слово по трансферам, но тренер всегда вовлечен.

В «Роме» была немножко другая ситуация, период трансформации команды – был один спортивный директор, который пришел со мной и вместе с ним мы анализировали возможные трансферы клуба. Но надо понимать, что в «Роме» наверняка это был один из самых тяжелых периодов – смена спортивных директоров, продажа клуба, потом пандемия. Было много вещей и факторов, которые влияли, но я старался как можно лучше делать свою работу.

– Без вас могли взять футболиста или на каждый трансфер вы должны были сказать «окей»?

– Без меня никогда никого не брали. Селекционный департамент – спортивный директор и скауты – предлагал имена, а я мог быть за или против этих футболистов. Или случалось, что я мог предложить футболистов. Не было ни одного футболиста, которого в «Роме» подписали без моего согласия. Я всегда давал свое мнение относительно футболистов, которые приходили в «Рому». И если я не хотел какого-то футболиста, они его не подписывали.

–  В прессе постоянно ходила информация, что вы хотели чуть ли не пол «Шахтера» перетянуть в «Рому». Насколько это правда и кого именно вы хотели?

– В прессе фигурировало много имен игроков, которые могли бы перейти в «Рому». Но почти всегда это было слухи. Единственным игроком, которым мы интересовались всерьез, был Тайсон. И все. Люди всегда думали, что я буду стараться многих игроков забрать из «Шахтера». Но единственным был Тайсон.

– Что Тайсон мог дать «Роме»?

– Мы искали быстрого вингера. Он знал, как я работаю. Я думаю, что это игрок, который мог бы отлично выглядеть в Серии А. С его скоростью, атакующей смелостью и опытом он бы нам помог. Он смог бы быстро адаптироваться в итальянском футболе.

– Если брать чисто вас, все равно в «Шахтере» было спокойнее работать? Здесь есть президент, генеральный директор, все выглядит более стабильно. А в «Роме» все быстро меняется.

– В «Шахтере» структура с меньшим количеством людей, что, конечно, легче для тренера, так как есть прямая связь с гендиректором, президентом. Там чуть больше взаимоотношений со спортивным директором, потому что президент не находится в Италии, а живет в Америке.

Это не значит, что я не чувствовал поддержки президента «Ромы». Но мои отношения были больше со спортивным директором. В «Шахтере» сейчас появился Дарио, но раньше этой должности не было и я больше общался с Палкиным.

«Играть против команд, которые играют по всему полю один в один – очень сложно»

– Что Паулу хочет при старте атаки?

– Рискну сказать, что чемпионат Италии относительно тактики – это, наверное, одна из самых тяжелых лиг в мире, если не самая тяжелая. Очень много стратегий во время матчей. Команды не всегда играют так, как играли до этого, постоянно меняются. Это определенная реальность, которой нет ни в одном другом чемпионате.

Много команд, которые играют один в один. И играть против команд, которые играют по всему полю один в один – очень сложно. Я говорю о таких командах, как «Аталанта», как «Верона». И это все особенность, с которой мы не сталкиваемся в других чемпионатах. Например, в Англии есть только одна команды, которая играет в немного похожей манере – это «Лидс».

Играть против команд, которые так обороняются – очень сложно. Например, большие команды, которые играют против «Аталанты» и «Вероны»,  – «Интер», «Ювентус», «Наполи», «Рома», «Лацио» – все эти они имеют очень много трудностей. Это на самом деле совсем другая реальность.

Конкретно в чем состоит сложность? Нужно понять, как надо противостоять команде, которая играет в таком стиле. Мы имеем определенную идентичность, определенное ДНК, определенную манеру игры, которую мы воплощаем, и против, например, этой команды нам надо кое-что поменять, изменить в своем стиле.

И ведь у нас на подготовку к игре обычно есть лишь два дня – очень сложно что-то видоизменить за такой промежуток времени.

Специфика итальянского футбола еще и в том, что команды очень много готовятся и подстраиваются под соперника.

Например, в «Шахтере» мы знали, что контекст почти всегда одинаков  – игра в последних сорока метрах. Все команды очень низко обороняются. В Италии очень тяжело понять что будет, потому что есть команды, которые очень низко обороняются, и есть те, которые чередуют низкую оборону и высокий прессинг.

Каждая игра – совсем другая история. То же самое касается игры в атаке. Мы стараемся более-менее предположить, что случится, но в Италии очень сложно точно предположить, что будет делать команда соперника. 

Наше желание – выходить через пас из обороны в атаку, искать пространство, но часто его нет, когда соперник играет один в один. Это прямым образом влияет на нашу игру. 

Я должен сказать, что очень тяжело играть, когда соперник включает высокий прессинг. Когда мы встречаемся с командами, которые индивидуально высоко прессингуют, нам очень тяжело выйти через пас из обороны в атаку. Например, против «Аталанты» или «Вероны» мы играем через длинную или среднюю передачу, а потом сразу собираемся сделать подбор, потому что тяжело выходить через пас при таком прессинге. Тут мы не можем построить привычный билд-ап для нас, но мы должны быть готовы сыграть иначе.

– В вашем билд-апе игроки пытаются располагаться широко, есть всегда опции в центре.

– Мы тогда переживали из-за двух вещей – мы стараемся атаковать, развивать свою атаку, но мы не должны забывать про оборону. У нас центральные защитники и также два центральных полузащитника – нельзя разделять атаку и оборону. В принципе, если вдруг мы теряем мяч, у нас есть пять игроков, которые уже готовы к обороне. Расположение этих игроков очень важно – конкретно как они располагаются при потере мяча.

– Говорят, что вы отошли от своего стиля в Италии и перешли на лонгболлы. И вы это объясняли особенностями стиля чемпионата. 

– Как я уже говорил – все команды в Италии организованны, все очень хорошо прессингуют. И не всегда мы можем сделать все, что мы хотим. Точно так же мы смотрим уровень команд: как они обороняются, как они стараются уничтожить нашу игру.

Наша идея неизменна – мы стараемся выходить через короткий пас, постепенно прогрессировать. Но мы не можем точно так же слишком много рисковать, и если нас заставляют играть длинной передачей – мы стараемся сразу это делать, сразу подготовиться ко второму мячу, к подбору. Это не только мои требования, игра так диктует. 

– Ваш билд-ап – это больше импровизация, наработанные комбинации или интерпретация? 

– Перед игрой мы всегда много внимания уделяем билд-апу. За два дня до игры мы начинаем подготовку нашего билд-апа к сопернику. Существетвует масса перемененных, которые мы должны учитывать. Сколько игроков будет в штрафной, будем ли мы выходить через вратаря или через центрального защитника, наши крайние защитники – ниже или выше. 

«Со времен нашего прихода, Степаненко очень вырос в атакующем плане»

– Паулу, отдельная тема – мотивация футболистов. Вы предпочитаете талантливого игрока, но которого нужно постоянно подталкивать, мотивировать, иногда на повышенным тонах общаться, либо же менее одаренного, но дисциплинированного и готового пахать?

– Я предпочитаю тех игроков, которые имеют большой талант и работают на максимум. Есть разные типы футболистов. Тем и сложна наша профессия, чтобы понять характеристики и персоналии каждого.

Например, Мхитарян – это безумный профессионал, очень сфокусированный на своей профессии, умнейший футболист, и я бы хотел всегда его видеть в своей команде.

Но работа тренера – это всегда работа над мотивацией, чтобы игрок выкладывался на максимум. Конечно, есть футболисты, которым меньше нужны слова тренера. Тот же Мхитарян не требует, чтобы тренер постоянно был с ним рядом и направлял его. С такими игроками тренеру легче работать.

– Известно, что вы много внимания уделяли развитию Тараса Степаненко. Можете рассказать детальней, как проходил этот процесс?

– Прежде всего, Степаненко – очень большой профессионал, футболист, который всегда хочет развиваться. Я думаю, что со времен нашего прихода, он очень вырос в футбольном плане. Что важно – он очень вырос в атакующем плане, а в обороне он был хорош всегда.

– Какой была эта работа? На тренировочном поле? Или показывали разные видеоматериалы?

– Да, показывали видео действий разных игроков.

– Кого?

– Я помню, что показывали моменты Бускетса, Вайгля из «Боруссии» Дортмунд. Детали, которые указывали на позицию корпуса, как нужно принимать мяч, чтоб разворачивать игру вперед. Показывали видео, работали также индивидуально после и во время тренировок. Бывало, что Тарас приезжал до тренировки, отрабатывал эти мелочи.

– А в чем именно был нюанс касаемо позиции корпуса?

– На самом деле, ключевое – как твои ноги развернуты и голова. Если правильно не поставить ноги, не повернуть корпус, не крутить головой – будешь играть только назад. Поэтому наша работа, чтобы в момент приема мяча корпус был развернут вперед и игрок осознавал, что происходит вокруг. Это позволяет прогрессировать с мячом, играть вперед, а назад – только под давлением.

«Критикую, что команды в Украине не пробуют играть в атакующий футбол»

– Давайте поговорим глобально о развитии украинского футбола. Многие команды предпочитают оборонный, сугубо контратакующий футбол, что не способствует развитию. Как изменить эту ситуацию?

– Поменять ментальность. Я не хочу критиковать с позиции экс-тренера «Шахтера» – действительно, разница между нашей командой, «Динамо» и другими огромна. И нелегко этим командам играть в очень атакующую игру. Но я критикую, что команды не пробуют, не стараются играть в атакующий футбол.

А ведь в чемпионате Украины я видел, что когда они пробуют атаковать, думают про атаку – у них получается. Лучше проиграть игру, стараясь играть в футбол, чем проиграть и даже не попробовать это сделать. И футболисты будут расти, только когда они будут играть. Игроки никогда не смогут прогрессировать, если будут 90 минут стоять в обороне.

Я был тренером маленьких команд в Португалии. Мои команды всегда старались играть в футбол. И даже против сильных команд, даже против грандов я никогда не собирался играть только от защиты.

– Тренеры ответят – мы играем так, ведь от нас требуют мгновенный результат. Иначе – отставка.

– Я знаю каково это, ведь прошел через это, когда тренировал «Пасуш», когда тренировал маленькие команды. Но все зависит от того, во что мы верим. Если мы идём в команду и боимся, что нас уволят, – лучше не становиться тогда тренером. Если я верю в свои идеи, если я верю что могу выиграть матч, играя в футбол – я не буду от этого отказываться из-за риска увольнения. Потому что рано или поздно, если я буду иметь страх, буду бояться – меня уволят, так или иначе.

Я думаю, это зависит от того, истинно ли мы верим в наши идеи. Смелый, храбрый тренер – он всегда будет востребован, будет иметь перспективу. Не тут – так в другом месте.

Смелый тренер всегда будет иметь свой шанс, свой момент показать себя. Это то, что отличает молодых тренеров – они не так сильно боятся, они рискуют. А чего вообще в жизни можно добиться без риска?

– Проблемы молодежного сектора тоже ведь взаимосвязаны: тренеры хотят результат, родители оказывают давление и тоже хотят побеждать любой ценой – и это не способствует развитию игроков. 

– Думаю, что Украина имеет очень большой потенциал. В первую очередь это очень большая страна. С очень большим количеством детей, которые любят футбол. Думаю, что должна быть какая-то революция в украинском футболе.

Мы уже проходили через это в Португалии. Хотя нас всего 10 миллионов и, наверное, не так много детей, которые бы хотели играть в футбол. Местные клубы – и тут, и в Португалии – не могут покупать дорогих игроков. И мы должны сконцентрироваться на том, чтобы выращивать футболистов. Думаю, подготовку украинских игроков можно улучшить.

В первую очередь нужны тренеры. И в этом, наверное, секрет и сила Португалии. Но для этого, опять же, этих тренеров нужно подготовить. И если федерация и государство сделают это, а это не очень сложно, то можно прогрессировать.

Украина имеет возможности сделать так, чтоб стать страной-экспортером игроков заграницу. Это на самом деле очень долгий процесс, но это процесс обязательный, он просто необходим.

В первую очередь, нужно создать условия, чтобы были хорошие тренеры, воспитать молодых тренеров, хорошо их подготовить и создать им условия работы: это тоже не очень сложно на сегодняшний день. И потом призывать, завлекать людей, детей к футболу. Создавать условия для людей, чтобы больше посещали стадионы.

Очень много всего можно сделать, но первое – Украина имеет потенциал. Не хватает только кого-то, кто бы хотел воплотить все это в жизнь. Потенциал Украины не поддаётся сомнению.

«Почти все команды Италии работают на силу в зале. Есть и индивидуальная работа, которая должна быть проделана в зале»

– Являетесь ли вы последователем тактической периодизации? И как вы ее используете в вашей работе, в тренировочном процессе? 

– Когда я начал тренировать, то в большей мере ориентировался на тактическую периодизацию, но сейчас не являюсь ее радикальным приверженцем. В целом, если выбирать направления, то я ближе к ней, но для меня это не так важно – важны собственные идеи в игре.

Конечно, мы должны тренировать то, во что мы будем играть. Во всех моментах нужно тренировать команду так, чтобы то, над чем мы работаем, можно было перенести на игру. Не может быть упражнений вне контекста нашей игры.

Тактическая периодизация изначально имела физико-аналитическую направленность, вне контекста игры. Я – тренер, который защищает теорию, что есть определенная работа, физическая работа, которую ты не сможешь сделать, тренируя только игру.

Я могу дать пример – я очень много работаю на коротких пространствах, а наш крайний защитник, который совершает много рывков на 30-40-50-60 метров –  в рамках нашей тренировки – не сможет подготовиться должным образом к игре.

Просто из-за того, что в ходе тренировок не будут возникать такие ситуации. То есть мне надо отдельно с ним поработать, чтоб это он был готов в игре делать рывки на 30-50 метров. 

Я не являюсь ярым защитником тактической периодизации, но я согласен что мы должны тренировать то, во что мы хотим играть, во всех упражнениях мы должны быть ориентированы на то, что мы хотим, чтоб произошло в игре.

– Придя в «Шахтер», вы настояли на том, чтоб был построен тренажерный зал. Можете детально рассказать, почему для вас это было так важно?

– Мы хотели построить этот зал, потому что работа на силу, работа на взрывную силу – это очень важно. Нам было важно создать условия для развития.

Почти все команды Италии работают на силу в зале. Есть также индивидуальная работа, которая точно так же должна быть проделана в зале. У некоторых игроков есть свои индивидуальные программы и они должны перед или после тренировки заниматься в зале.

БЛИЦ

– Украинский игрок или итальянский?

– Трудно выбрать, мне очень нравится ментальность украинского футболиста, но и импонирует тактическая культура итальянского футболиста. Очень трудно выбрать. Я и тех, и тех люблю.

– Чемпион Украины или просто работать в Серии А?

– Быть чемпионом – это всегда быть чемпионом. Поэтому – здесь выбор очевиден.

– Качество игры или результат?

– Прежде всего результат, а потом уже игра. На самом деле это хороший вопрос. Я не тот тренер, который ставит только на результат. Для меня качество игры очень важно. Просто выигрывать для меня недостаточно.

Например, я бываю недоволен, когда выиграю. Потому что мы не играем в наш футбол. Даже когда мы выиграли матч. Поэтому для меня, конечно, важно выигрывать, но этого недостаточно. Очень важно и играть в тот футбол, который я хочу.

– Свой футбол или подстраиваться под соперника?

– Свой футбол.

– Футбол в лайве или вайскаут?

– Конечно, лайв.

– Почему?

– Это совсем другие эмоции. Совсем по-другому видишь игру. Я очень много использую вайскаут, это очень качественный продукт. Но на экране ты не чувствуешь эмоцию игры. Поэтому, конечно, лучше, живая игра.

– По мотивам цитаты Моуриньо: вы выберете победу 1:0 или 4:3?

– 1:0. Я люблю, когда моя команда не пропускает.

– Паоло, хотим поблагодарить вас за интервью. И желаем найти хорошее место для работы.

– Большое спасибо. Было очень приятно быть с вами, поговорить о футболе. И, конечно, я жду, что через несколько месяцев буду работать. Сейчас я отдыхаю, наслаждаюсь семьей, потому что это важно после стольких лет работы. На самом деле очень кайфую от этого момента.

Найкраще у блогах
Більше цікавих постів

Інші пости блогу

Всі пости