Tribuna/Футбол/Блоги/Онлайн ЧЕ-2016/Как попасть на «Маракану» без билета

Как попасть на «Маракану» без билета

Истории о том, как обойти службы безопасности главного стадиона Бразилии, и почему у сборной на ЧМ-2014 не было организованной поддержки.

11 июля 2014, 10:21
Как попасть на «Маракану» без билета

Футбольный путешественник и болельщик сборной России Алексей рассказал, как обойти все службы безопасности главного стадиона Бразилии, и почему у сборной на ЧМ-2014 не было организованной поддержки.

Это мой пятый большой турнир, до этого был на Евро-2004, ЧМ-2006, Евро-2008 и Евро-2012. Решил поехать, потому что чемпионат мира в Бразилии – это большое событие. До следующего, может, мы и не доживем уже, хотя хотелось бы, конечно.

Семья уже привыкла. Футбол – достаточно большая часть моей жизни, я много путешествую за свой клуб, за сборную, и то, что уехал в Бразилию на три с половиной недели, – это нормально.

Семью с собой беру редко. Скажу честно: если ехать всем вместе, стоимость поездки увеличивается в разы. Одному проще. Грубо говоря, можешь лечь спать в любом месте. К тому же, иногда я не очень традиционными способами посещаю футбол.

На матчи сборной России билеты у меня были. Если есть возможность купить билет по честной цене, то я, конечно, покупаю. Но в планы входили и другие матчи, в частности, матч открытия, игра Аргентина – Босния на «Маракане», матч 1/8 финала в Сан-Паулу, ну и что-то еще по обстоятельствам. На эти матчи билеты достать очень сложно.

Билет на матч открытия в городе стоил от 1,5 тысяч евро, и спрос был гораздо выше предложения. Платить такие деньги за футбол я не готов, поэтому решил искать другие способы попасть на стадион.

Опыт посещения футбола топ-уровня у меня – 15-16 лет. На обычный футбол я более чем регулярно хожу уже 22 года. За это время убедился в том, что лазейки есть везде, даже на самых сложных стадионах.

Один из простейших вариантов вписаться – сделать копию какой-нибудь проходки. На больших стадионах вроде «Коринтианс» или «Мараканы» очень много служб: волонтеры всевозможные, охранники, мойщики, разносчики напитков, танцоры и так далее. У каждого свой цвет, свои ограничения по передвижению по территории, но, по сути, в это никто особо не вникает. Копия бейджа, строгая футболка – и нет проблем.

Арена «Коринтинанс» не выглядела непроходимой. Обошел территорию вокруг стадиона. Посмотрел, как идут потоки болельщиков, какая система безопасности. Первый контроль – военные с полицейскими, которые просят предъявить билет. Я воспользовался моментом пересменки проверяющих. Второй контроль – проверка сумок, опять же с предъявлением билета. Я просто показал бумажник и за счет уверенности прошел. Третий контроль – когда в турникетах сканируются билеты. Буферная зона между вторым и третьим контролем на «Коринтианс-Арене» очень узкая, в ней же расположен киоск, в котором обменивают билеты, если вдруг что-то затерлось и не сканируется. В этой зоне я провел полтора часа, и видел немало людей, которые точно так же пытались попасть на стадион без билетов. Была группа из четырех хорватов, билеты только у двоих – они проходили по очереди, а потом просто передавали билеты через забор. Уже использованные билеты не прокатывали, но они их тут же обменивали в киоске на новые – так ребята попали на футбол. На входе есть не только турникеты, но и ворота пошире, через которые на территорию могут попадать какие-то сервисные службы или люди в инвалидных колясках. Эти ворота почти всегда закрыты, и люди, которые за них отвечают, не всегда сфокусированы – могут отвлечься, заговориться. Ворота были открыты, и со стартовым свистком я пошел через них, уже сделал несколько шагов по территории стадиона, но стюарды в последний момент меня заметили. Вторая попытка пройти с другой стороны стадиона тоже провалилась.

В Восточной Европе за такую попытку тебя бы приняли. Отдубасили бы, может быть, посидеть бы пришлось. А тут просто выводили за зону второго контроля.

На моих глазах на матч открытия вписалось еще два человека. Один парень в наглую проскочил под турникетом – проверяющие так увлеклись футболом, что не заметили этого. Еще один вписавшийся – неприметный паренек в белой футболке. Ему удалось зайти на стадион из буферной зоны в перерыве, он просто пошел через ворота в толпе с волонтерами и в итоге попал на стадион.

Пробовал предлагать стюардам деньги – к сожалению, отказ. Понятно, что стюардами работают небогатые люди, для которых деньги важны. Но еще больше они дорожат именно работой, синица в руках для них важнее. А то возьмет он мои 100 евро, но лишится работы на ближайший месяц. Так что деньги не брали ни в какую, не только в Сан-Паулу.

Получилось вписаться на «Маракану». Для меня это оказалось даже ценнее и гораздо эмоциональнее, чем теоретическое попадание на открытие. В Рио была куча аргентинцев, которые жутко хотели попасть на игру с Боснией, но так и не сумели, а мне это удалось.

Где-то за час до матча аргентинцы стали штурмовать одни из ворот, ведущих на стадион. Это были хулиганы, барра бравас. Они прошли через два кордона без билетов, стояли уже у самой «Мараканы» и увидели ворота, через которые на арену может проехать, например, пожарная машина. Народ все подходил, собралось около пятидесяти человек, и я понял, что скорее всего будет прорыв. Одни подкатили мусорные баки, стали залезать на них и перепрыгивать через стену. Часть охраны побежала их ловить. Ворота ослабли, и на них налетела оставшаяся часть барра бравас. Думаю, 20-30 человек в итоге прорвалось. Для меня это была непривычная картина. Я, конечно, попробовал пройти вместе с ними, но когда подошел, ворота уже закрыли. Полиция бежала со всех сторон, пришлось шлангом притворяться. Хорошо, что меня не приняли. После этого полиция уже встала на слабых местах по периметру всего стадиона.

Там, где не дает сбой техника, может дать сбой человек. Начиналось все не очень хорошо. Уже на первом кордоне возникли вопросы, пришлось включать дурака. Долго рылся в рюкзаке, доставал телефоны, фотоаппарат, наушники, тянул время – а поток большой, и им легче тебя так пропустить. Прошел так первый кордон, на втором человек уже настойчивее спрашивал у меня билет. Я отмахнулся, но ему на помощь пришел еще один стюард. Ну, я начал действовать по старой схеме: плеер, наушники, которые падают на пол, деньги, порылся в многочисленных карманах. Снова прокатило. Третий кордон – снова электронная система, пройти через которую не получилось. Но получилось пройти по-другому.

На территории в непосредственной близости от стадиона находилась как минимум пара сотен агрессивно настроенных аргентинцев без билетов. Со стартовым свистком полиция начала плотную зачистку территории. За первые два кордона выводили всех, кто не мог предъявить билет на матч или аккредитацию. В этот момент мне пришлось лавировать между проверяющими и полицейскими, пару раз сделал лицо кирпичом, в руках зеркалка – мол, фотографирую стадион с внешней стороны и направляюсь к воротам. Помогла уверенность и стеклянный взгляд, на вопросы проверяющих не реагировал. Всем своим видом показывал, что билет у меня есть. Когда подходил к турникетам, опять включал дурака, разворачивался и снова шел фотографировать уже другую территорию. На аргентинца я не похож, думаю это в итоге меня и спасло.

Первый тайм я смотрел футбол через стекло одной из фуршетных зон «Мараканы». Это такой застекленный вариант гаштета, расположенный непосредственно под трибуной, в непосредственной близости к пути, ведущему к двум пропускным пунктам – турникетам. Я просто там завис, затерялся, сошел за своего. Но я находился снаружи и через стекло смотрел телевизор, который висел внутри. Там начинали готовить фуршет для неких випов, но я уверенно стоял и смотрел телевизор, никто меня не трогал. Периодически к дверям, у которых я стоял, подходили различные сотрудники стадиона, они пытались попасть внутрь через дверь вип-зоны. Не знаю, хотели они поучаствовать в фуршете или просто сократить свой путь внутрь арены, но охранник не пускал даже людей с бэйджиками. Вход только для випов. Я на этих гостей не реагировал, стоял и смотрел по ТВ футбол. В какой-то момент мне даже показалось, что охранник на входе принял меня за своего.

В перерыве на фуршет стали собираться важные гости, и я надеялся проскочить внутрь в момент, когда кто-то выйдет покурить через многочисленные двери. Время шло, а никто из гостей так и не выходил. Настроение в тот момент упало ниже плинтуса, в голове крутился эпизод со штурмом ворот аргентинцами, там я повел себя нерасторопно и в итоге не попал на стадион. «Маракана» была так близко и в тоже время так далеко. Недалеко от места моей дислокации, было еще два прохода для работников стадиона и лишь по одному стюарду на каждом. Подошел к первому и второму, предложил им деньги за вход, но ребята отказались.

Перерыв подходил к концу, я вернулся на исходную позицию, ближе к воротам, через которые проходит персонал стадиона. Полиция во время перерыва отошла чуть в сторону от ворот на перекур. На горизонте показалось трое волонтеров, один из них – крупный мужчина под два метра ростом. Я поравнялся с волонтерами – таким образом, что передо мной шли две девушки, а между проверяющими на воротах и мной – этот великан. В итоге, прикрывшись этим великаном, я и проскочил через ворота, в которые не успел заскочить два часа назад. Пожалуй, для меня это был самый яркий момент всего бразильского путешествия.

Целенаправленно подраться на большие турниры фанаты ездят, но выбирают места, куда легко добраться. Бразилия к таким, конечно, не относится, там могут быть только локальные разборки с участием латиноамериканских барра бравас. А так есть люди, которые разъезжают по Европе в поисках приключений. На Евро-2008 в Зальцбурге, например, дрались французы. То есть полтора десятка белых ребят из Нанта приехали не столько поддержать сборную, сколько искать приключения. Таких эпизодов с различных турниров можно вспомнить много.

Говорят, во время Евро-2008 наши фанаты договаривались с фанатами «Базеля» подраться после матча Голландия – Россия. Но тогда за 120 минут матча все выложились настолько, что было уже не до драк. Когда хулиганы «Базеля» позвонили русским фанатам после игры, парни им все объяснили.

На матче сборной в Куябе людей из фанатской среды было около сорока. Пытались создать какую-то атмосферу на игре, но сделать этого не удалось. В первом тайме собралась активная группа, человек двадцать, повесили баннеры, пытались завести людей вокруг, устроить перекличку, но народ реагировал вяло. Думаю, просто было очень много людей, которые на футбол приехали первый раз в жизни – здесь же было организовано много корпоративных поездок. Обычных болел очень мало было.

Во время матча с Бельгией на «Маракане» поддержка сборной была еще хуже. Вроде как фэнам вновь удалось собраться вместе, но стюарды делали все, чтобы посадить активистов, а несогласных пытались вывести с трибуны. Какие-то проблески организованной поддержки, возникли на игре с Алжиром в Куритибе, но опять же благодаря самоорганизации активных фэнов, которые имеют опыт и желание и занимаются поддержкой своих клубов в России. Историю со стюардами повторилась вновь, но на этот раз фанаты несколько раз давали отпор и отсояли свое право на выражение эмоций в обычном для них стиле. Полиция, видимо, во избежание крупных беспорядков, на трибуну зайти не решилась.

На данный момент у сборной России по футболу нет организованной, качественной поддержки. Во времена зарождения ВОБ эта поддержка была, и была достаточно качественной. Сейчас эта организация себя всячески дискредитировала, потеряла былой авторитет, в итоге из нее вышли многие уважаемые фанатские группировки. По факту ВОБ есть, по сути – пустота. Билеты на матчи сборной в Бразилии продавались всем по-разному, и на трибунах получался микс, активные болельщики были разбросаны по всему стадиону. Где, что и как делать – непонятно. Тем не менее, в Куябе как-то смогли организоваться. Мы, конечно, в наглую заняли проход внизу трибуны, повесив там баннеры. То есть из-за нас два-три ряда не могли сидя смотреть футбол. Обычных зрителей, конечно, понять можно, но это футбол, а не театр. Стюарды несколько раз снимали баннеры, мы вешали их обратно. В перерыве матча пришла полиция, они сняли баннеры и встали в проходе, то есть точно также мешали смотреть футбол обычным зрителям, как и мы в первом тайме. Это повторялась и на матчах в Рио и Куритибе.

Когда ВОБ имел авторитет в фанатской среде, за организацию поддержки определенные люди получали льготы. Была выстроена некая иерархия. Трибуну на сборной заводили лидеры основных фанатских движений России – люди опытные, знающие свое дело. Вокруг попадания на крупные матчи – будь то выезд на матч с немцами в Дортмунд или турниры вроде Евро-2008 – плелись различные интриги, на горизонте маячил денежный вопрос. Там, где деньги, всегда начинается дележка, и непременно находятся обделенные.

Сейчас есть люди, которые могли бы организовать поддержку на сборной от души и бесплатно, без какого-либо лоббирования из вне. Никто не требует вознаграждения, люди так и так гоняют на выезда, бывают на домашних матчах сборной. Важно организовать продажу билетов на топовые матчи и турниры, вокруг которых есть ажиотаж, как-то централизованно, чтобы те, кто хочет активно поддерживать команду, находились на одной трибуне в одном секторе. Не знаю, должен ли этим вопросом заниматься РФС, но какая-то политика и логика распространения билетов должна быть. Люди, которые приехали на корпоративный выезд, тоже хотят получить удовольствие – фанаты им и ни к чему, наверное. Хорошо, посадите их отдельно, а то получается, что все намешано, и все друг другом недовольны. А сборная в итоге остается без поддержки.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты