Tribuna/Футбол/Блоги/Почему бы и да/Украинские корни НБА

Украинские корни НБА

История о двух иммигрантах из Украины, которые построили профессиональный баскетбол в Америке.

Автор — cheddar
24 июня 2018, 20:18
4
Украинские корни НБА

В понедельник, 25 июня, в солнечной Санта Монике, НБА проведет ежегодную церемонию награждения лучших игроков года. После великолепного, хоть и не победоносного сезона в Хьюстоне, большинство экспертов пророчат главную награду вечера Джеймсу Хардену – игрок, набиравший в среднем 30.4 очков за игру, пожалуй, заслужил называться "Самым ценным" (MVP). А вот вторая по важности награда сезона, Новичок Года (Rookie of the Year) ещё не предопределена, но предпочтение все-таки отдают Бену Симмонсу из Филадельфии.

Обладатель премии MVP 2017 - Рассел Уэстбрук

Выходцам из Украины еще не доводилось выигрывать эти престижные лавры – что вдвойне обидно, ведь обе эти награды носят имена украинских иммигрантов. Трофей им. Мориса Подолоффа вручается лучшему игроку сезона с 1956 года, а лучший новичок получает трофей им. Эдди Готтлиба с 1953 – и если вы не многолетний поклонник американского баскетбола, то эти имена вам мало о чем скажут. Однако, без этих людей, лучшая баскетбольная лига в мире могла бы выглядеть совершенно иначе – если бы существовала вовсе.

Если бы вы оказались в США в послевоенные годы, и случайно встретили на улице Подолоффа или Готтлиба, вам бы ни за что не пришло в голову, что эти ребята имеют хоть какое-то отношение к баскетболу. Оба – небольшого роста, неспортивного телосложения, скорее работники ближайшего офиса, чем люди, заложившие фундамент НБА.

С разницей в 10 лет, их детьми перевезли в Штаты из Украины, после очередной волны еврейских погромов и введения ряда анти-еврейских законов имперским правительством. На этом сходство между Эдди и Морисом, пожалуй, и заканчивается – их путь в профессиональный спорт сложился по-разному.

 Морис Подолофф за работой

Многие источники свидетельствуют, что Морис Подолофф родился в 1890 году в Елисаветграде (современный Кропивницкий), сам же Подолофф не знает где и даже когда он появился на свет – возможно, в пригороде Одессы. Семья Подолоффых переехала в Нью-Йорк в начале 1890-х, когда тот был еще совсем мал. Через несколько лет, они сменили место жительства на маленький городок Нью-Хейвен, штат Коннектикут, где отец семейства Авраам построил стремительную карьеру в области страхования и недвижимости. К тому времени, как Морис выпустился из Йельского университета со степенью в юриспруденции, семья Подолофф владела более чем 20 объектами недвижимости.

Волею судьбы, Авраам решил приобрести заброшенную спортивную арену в 1926 году – найти ей применение должен был его сын. Как оказалось, к этому у него был талант. После реконструкции, Морис начал проводить на арене хоккейные игры – он сдавал ее в аренду различным командам, и неплохо на этом зарабатывал. Несколько лет спустя, Подолофф даже приобрел местную хоккейную команду “Нью-Хейвен Иглз” – а в 1938 году его избрали президентом новообразованной Американской Хоккейной Лиги, предшественницы НХЛ.

Арена в Нью-Хейвене. 1934 год

Мориса, как и других владельцев спортивных арен, крайне беспокоил тот факт, что в теплые месяцы они были без дела – в хоккей играли только зимой. И когда зашла речь о новом виде спорта, выбор пал на баскетбол.

В США на то время успешно существовала Национальная Баскетбольная Лига – но играли там команды из маленьких городов Среднего Запада. Густо заселенное Восточное побережье США было лакомым кусочком, и в 1946 году, ряд коммерсантов вроде Подолоффа решили создать свою лигу. Так родилась Баскетбольная Ассоциация Америки, а на пост президента был выбран все тот же Морис Подолофф – человек, по собственному признанию, далекий от баскетбола, но обладающий способностями к организации и предприимчивым умом, который отлично зарекомендовал себя как спортивный функционер в АХЛ.

Именно тогда пути Подолоффа и Эдди Готтлиба пересеклись. Если Подолофф, можно сказать, пришел в мир баскетбола сверху, то его соотечественник поднимался из самых низов. Родившийся в Киеве в 1898 году Исидор Готтлиб тоже переехал в Америку в раннем детстве, но его семье повезло меньше, чем Подолоффым. Они приехали в Нью-Йорк, где юный Готтлиб делал первые шаги в спорте – “зайцем” прошмыгивал на бейсбольные игры “Джайантс”. Когда ему было всего 9, его отец скончался, и семья Готтлибов перебралась в Филадельфию. Жилось им нелегко, но, по словам самого Эдди (в 17 лет он сменил имя Исидор на более американское Эдвард) он был “крепким орешком”, и уже в 15 лет заправлял бейсбольной командой 19-летних.

Жизнерадостный Эдди Готтлиб

Он и сам был не прочь погонять мяч, но все таки талант Готтлиба был не в его атлетизме. Прирожденный промоутер и менеджер, Эдди заправлял едва ли не всеми видами спорта в Филадельфии, за что его прозвали “Магнатом”. Бейсбол, американский футбол и, конечно же, баскетбол держались на его плечах – говорят, в разгар летнего бейсбольного сезона, он организовывал по 500 игр в неделю.

Однако, именно баскетбол был его главной страстью. В 1917 году, когда ему не было и 20, Готтлиб собрал команду из местной “Ассоциации молодых иудеев” (как было заведено в то время, большинство спортивных клубов организовывались по этнической принадлежности). Поскольку баскетбол значительно уступал в популярности другим видам спорта, игры представляли собой эдакий “междусобойчик” – их часто проводили в танцевальных залах, а после игры была дискотека. “Мы пускали девчонок бесплатно, потому что без них танцы после игры не устроишь, - вспоминал Готтлиб. – Когда парни слышали эту новость, они без проблем платили за билет на баскетбол".

Редкий кадр - молодой Готтлиб (посередине, с мячом) в составе SPHA

Судьба команды с неприглядным названием SPHA (South Philadelphia Hebrew Association – Ассоциация иудеев южной Филадельфии) во многом вторила судьбе баскетбола в Ревущие 20-ые и годы Великой Депрессии – они с переменным успехом выступали в аматорских лигах, расформировывались и снова собирались несколько раз. Они выиграли сразу несколько чемпионатов подряд в 1930-ых, и даже назывались “чемпионами мира”. Все это время менеджером, промоутером и тренером команды был Эдди Готтлиб – и именно его успехи с SPHA привели к тому, что в 1946 году его назначили генеральным менеджером новосозданной команды “Филадельфия Уорриорз” (те самые, что сейчас играют в Сан Франциско). Не смотря на то, что Эдди был в первую очередь промоутер, а не тренер, его “Уорриорз” выиграли самый первый чемпионат БАА, которой руководил Подолофф – не в последнюю очередь, благодаря тому, что Готтлиб сумел подписать легендарного Джо Фалкса.

Многие спортивные журналисты и историки по праву признают, что без этих двоих украинских первопроходцев, баскетбол в Америке бы не выжил. Они тесно сотрудничали во время слияния БАА и НБЛ в Национальную Баскетбольную Ассоциацию в 1949, и вывели спорт на совершенно другой уровень. Но с таким масштабом проблемы тоже стали гораздо серьезней. В то время, едва ли не каждый сезон из НБА исчезали команды, посещаемость падала ежегодно, игроков уличали в “договорняках” направо и налево, а владельцы творили, что хотели (звучит знакомо, не правда ли?).

Малыш Подолофф и владельцы команд новосозданной лиги

НБА в эти тяжелые времена нужно было чуткое и справедливое руководство, а также кардинальные изменения. Вот тут-то и блистали Подолофф и Готтлиб.

Морис был не самым популярным человеком в баскетбольной ассоциации – среди игроков и судей, он слыл бесхребетным и нерешительным, владельцы команд считали его некомпетентным. У него была нелегкая работа – найти баланс, чтобы угодить всем, и не утопить все еще очень юный вид спорта. Сам Подолофф говорил, что именно потому что он не был без ума от баскетбола, он смог привести лигу к успеху. Под его руководством провели первую “Игру всех звезд”, и ввели ряд правил, которые сделали баскетбол таким динамичным – например, 24-секундные атаки. Он также позаимствовал практику драфта из мира хоккея, и добавил туда элемент лотереи, чем порядком разгневал владельцев команд. Он был непреклонен к нечестным игрокам, и выдавал им пожизненные дисквалификации за “договорняки”. После ухода на покой в 1963 году, о нем говорили только с уважением – он добросовестно делал свою работу, и построил фундамент для той НБА, что мы имеем сегодня.

Подолофф вручает сезонный абонемент НБА президенту Труману

Готтлиб, в свою очередь, всегда был любимчиком как публики, так и своих коллег. Он приобрел “Уорриорз” в 1952 году за 25 тыс. долларов (через 10 лет он продал франшизу в Сан Франциско, на чем заработал уже 600 тысяч), и занял место в Совете управителей ассоциации. Он также был неотъемлемой частью комитета правил НБА, и вплоть до своей смерти в 1979 году, отвечал за расписание всех игр – он знал на память когда отходили поезда, где и когда играла каждая команда лиги. Говорили, что если бы Эдди вдруг сбила машина, то с ним бы умерла и НБА.

Эдди Готтлиб празднует чемпионство в сезоне 1955-56 со своими "Уорриорз"

Именно он и Дэнни Биасоне, владелец команды из Сиракуз, которая после отъезда “Уорриорз” в Калифорнию станет “76-ерс”, придумали то 24-секундное правило, что ввел Подолофф – а идея территориального драфта, который позволял командам подписывать игроков из окрестных университетов, открыла миру Уилта Чемберлена, 68 рекордов которого до сих пор не побиты.

Помимо наград, названных в их честь, оба украинских иммигранта заслуженно состоят в баскетбольном Зале Славы. Они оставили заметный след в истории сильнейшей лиги мира, и можно только надеяться, что украинские спортивные функционеры когда-нибудь достигнут тех же высот.

А пока, пожелаем удачи двум украинцам, которые только начинают свой путь в американском про-баскетболе – кто знает, может быть Михайлюк или Санон все-таки привезут трофеи имени Готтлиба и Подолоффа домой.

Лучшее в блогахБольше интересных постов