Tribuna/Авто/мото/Блоги/Версификаторные россказни/Опытный образец. Почему Баттон стал напарником Алонсо в «Макларене»

Опытный образец. Почему Баттон стал напарником Алонсо в «Макларене»

Дмитрий Федотов объясняет, почему британская команда колебалась между молодым Магнуссеном и мудрым Баттоном и все-таки выбрала чемпиона мира.

11 декабря 2014, 12:45
Опытный образец. Почему Баттон стал напарником Алонсо в «Макларене»

Дмитрий Федотов объясняет, почему британская команда колебалась между молодым Магнуссеном и мудрым Баттоном и все-таки .

Топ-команды не любят затягивать с объявлением состава пилотов на следующий сезон, но «Макларен» в 2014 году попал в странную ситуацию: подписание контракта с новой звездой притормозилось, а выбор второго пилота оказался сложнее, чем предполагалось.

Впрочем, с «примой» осенью все стало ясно – у Фернандо Алонсо было мало альтернатив: подписать долгосрочное соглашение с Уокингом или годик отдохнуть от «Формулы-1». А поскольку испанец – человек умный, то понимал, что год простоя ничего не изменит: сколько будет шансов ухватиться за место в «Мерседесе» в конце 2015-го, при условии, что Льюис Хэмилтон станет еще быстрее и промарширует к третьему чемпионскому титулу?

В общем, если в объявлении Алонсо никто не сомневался, то с именем напарника испанца возникли затруднения – руководству конюшни пришлось задуматься: отцепить от состава опытного Дженсона Баттона или талантливого Кевина Магнуссена? В конце концов, было принято решение оставить в команде чемпиона мира 2009 года.

Почему оставили Баттона

Первые впечатления могут оказаться яркими, но ложными. Мы запомнили, что в первой гонке Магнуссен финишировал на подиуме, был хорош в квалификациях, отчаянно сражался с коллегами на трассах и демонстрировал неуступчивый нрав. Неплохо для новичка чемпионата, верно?

Дженсон провел год неровно, и лишь в конце сезона обрел отличную форму. Наверное, наберется достаточно технических причин, объясняющих, почему у англичанина что-то не клеилось: например, поиски знаменитого «баланса» автомобиля или традиционно слабые квалификации. Но была еще одна история, наверняка отразившаяся на психологическом состоянии пилота, о которой многие почему-то забывают: в начале года умер его папа. Отношения детей и родителей складываются по-разному, но Джон Баттон всегда поддерживал сына, приезжал на все гонки (за 14 лет не посетил лишь один Гран-при) и был с сыном в самые важные моменты карьеры. В многочисленных интервью этого года Дженсон признавался, что без отца стало очень тяжело, и розовый шлем гонщика (использовавшийся до последнего Гран-при) в честь розовой рубашки папы-смурфика напоминал всем о степени важности этой потери.

Впрочем, давайте посмотрим на сравнительную статистику объективно: да, Магнуссен выиграл у Баттона в квалификациях со счетом 10:9 (за две гонки до конца сезона счет был 10:7), но полностью провалился в гонках – в совместных финишах Дженсон выиграл с разгромным счетом 14:3. Счет по очкам: 126:55 – тоже в пользу англичанина.

«Макларену» нужно стремительно догонять конкурентов, а не заниматься обучением молодняка

Разумеется, важно делать скидку на опыт: Кевин провел первый год в «Формуле-1», а Дженсон – 15-й. Глядя на выступления новичка, можно предположить, что через пару-тройку сезонов датчанин будет так же быстр, как Баттон сегодня, но проблема в том, что «Макларену» нужно стремительно догонять конкурентов, а не заниматься обучением молодняка – коллективу нужны опытные, все умеющие парни.

Есть еще один фактор, который наверняка сыграл не последнюю роль в решении выбрать Баттона, а не Магнуссена – во времена, когда конюшня не может найти сильного титульного спонсора, необходимо, чтобы у гонщиков была дополнительная поддержка. Согласитесь, что найти спонсоров для чемпиона мира (а вернее – уже для двух) проще, чем для вчерашнего новичка, еще не выигравшего ни одного Гран-при. И молчание датских корпораций после зычного призыва самого Рона Денниса говорит о многом.

Победа Баттона над Магнуссеном в споре за место в «Макларене» вышла убедительной, но не нокаутом, а по очкам. И при подсчете нужно помнить о том, что англичанин все-таки близок к завершению карьеры, а датчанин (был) – в начале пути.

Правильное ли это решение?

Еще до официального объявления стало ясно, что любой выбор «Макларена» подвергнется жесткой критике. Как можно выкинуть Баттона после сильной концовки чемпионата? И как можно загубить едва начавшуюся карьеру перспективного Магнуссена?

Между прочим, прощание с Кевином – это не только плохая новость для всех молодых пилотов, но и удар по самой программе британской команды. Уокинг готовил и растил парня только для того, чтобы избавиться от него после первого же сезона? Где логика?

Теперь представьте, насколько серьезными были дебаты в правлении компании. Говорят, Деннис выступал за то, чтобы оставить Магнуссена, да и разговор председателя правления (очень серьезный) с Баттоном после финиша Гран-при Бразилии был еще одим доказательством того, что Рон больше думал о перспективах, чем о сегодняшнем дне.

Тем не менее, в решении оставить Дженсона тоже есть логика: в случае ухода британца из команды вся нагрузка по развитию машины легла бы на Алонсо (не случайно испанец не раз подчеркивал, что хотел видеть партнером Баттона) – сложно предположить, что Магнуссен даст такую же обратную связь, как чемпион мира 2009 года. Будь «Макларен» лидером «Формулы-1» (как «Мерседес» или «Ред Булл»), и, возможно, позиции датчанина оказались бы более прочными, но ведь Уокинг серьезно отстает от других топ-команд, а впереди сложный год работы с новеньким мотором «Хонда», который на первых тестах, мягко говоря, не впечатлил. Заниматься интеграцией движка будут, конечно, инженеры, но с опытными пилотами этот процесс пойдет заметно быстрее.

Что будет через год?

Для Алонсо

Фернандо подписал с «Маклареном» двухлетний контракт с опцией продления еще на один сезон, но есть предположения об особом пункте соглашения, которое предусматривает досрочное расторжение документа, если выступления коннюшни окажутся не слишком хорошими. Если предположить, что 2015 год для «Макларена» сложится непросто (а так, скорее всего, и будет), то напрашивается вывод, что Алонсо вновь станет главным человеком на трансферном рынке и второй год подряд поставит Баттона в знакомую ситуацию – от того, захочет Фернандо уйти или нет, не исключено, будет зависеть будущее Дженсона. Если, конечно, англичанин не выиграет у напарника по итогам сезона.

Для Баттона

Возможно, следующий год Дженсон будет работать на своего будущего сменщика. Баттону скоро исполнится 35 лет, контракт с ним продлен всего на один сезон, и дальше вряд ли станет проще.

Плодами усердной работы воспользуется кто-то другой – тот, кто придет на все готовенькое

Как уже говорилось, в следующем чемпионате «Макларену» предстоит заниматься работой по доводке шасси, и Баттон сейчас примерно в том же положении, что и Джон Уотсон в 1983 году – впереди много проблемных гонок и тяжелого труда по улучшению автомобиля и турбомотора, твои результаты вряд ли сильно впечатлят публику (потому что изменения внутри машины часто остаются незамеченными), а плодами воспользуется кто-то другой – тот, кто придет на все готовенькое.

Для Магнуссена

Будет ли Кевин человеком, который заменит Баттона в 2016-м? Маловероятно. Все зависит от того, какую программу сейчас для датчанина подготовит «Макларен» – если оставят резервным гонщиком, то, не исключено, что возвращение состоится. Однако более вероятно, что Магнуссен уйдет в другую серию и окончательно завяжет с «Формулой-1» – вернуться после года простоя пилоту, который ни разу не побеждал, очень трудно. А ведь на пороге «Ф-1» также стоит высоко ценимый Стоффель Вандорн – талант, возможно, более яркий, чем Магнуссен. Датчанину повезет только в случае, если в конце сезона-2015 команда проведет сравнительные тесты, но, вообще-то, в этом нет необходимости – руководство уже знает о способностях Кевина, а, значит, повлиять на решение он уже никак не сможет.

Что в итоге?

Выбор «Маклареном» Баттона – это не победа опыта над молодостью, а подтверждение тенденции современной «Формулы-1»: топ-командам нужны спортсмены, способные сразу принести нужный результат. Молодежь, не проведшая ни одного сезона в высшем классе, в текущих условиях (при отсутствии большого количества тестов) никогда не покажет выдающихся достижений.

Позволить себе рисковать способны лишь структуры вроде «Ред Булл», у которых есть дочерние коллективы, или авторитарные режимы (где всем заправляет один человек). Всем остальным нужно искать иные способы развития своих талантов.

Плохо ли это? Вряд ли – будущие звезды «Формуле-1» частенько начинали в командах-середняках или аутсайдерах – такова особенность гоночной серии. Жаль только, что при подобном подходе мы не увидим сенсационных историй, вроде той, что случилась с Льюисом Хэмилтоном за рулем «Макларена» в 2007 году.

Фото: Fotobank/Getty Images/Clive Mason, Vladimir Rys Photography, Clive Rose

Другие посты блога

Все посты