Tribuna/Футбол/Блоги/Игра В. Пас/Робби Фаулер: легенда Ливерпуля

Робби Фаулер: легенда Ливерпуля

Всем привет! Приглашаю почитать мой материал о Робби Фаулере, опубликованный в третьем карантинном номере журнала «Футбол». 45 легенде 5:4 Если материалы, инфоповодом для которых становится смерть персонажа, мне всё ещё тяжело совмещать даже с умеренной критикой, то текст в честь юбилея персонажа я решил сделать взвешенно-аналитическим. У Фаулера в жизни всё хорошо, он тренирует австралийский «Брисбен Роар» (перед карантином шли в А-лиге четвертыми без особых вариантов – 18 очков отставания по потерянным от ФК «Сидней», в котором уже почти пять лет...

Блог — Игра В. Пас
15 апреля 2020, 12:58
2
Робби Фаулер: легенда Ливерпуля

Всем привет! Приглашаю почитать мой материал о Робби Фаулере, опубликованный в третьем карантинном номере журнала "Футбол".

45 легенде 5:4

Если материалы, инфоповодом для которых становится смерть персонажа, мне всё ещё тяжело совмещать даже с умеренной критикой, то текст в честь юбилея персонажа я решил сделать взвешенно-аналитическим. У Фаулера в жизни всё хорошо, он тренирует австралийский «Брисбен Роар» (перед карантином шли в А-лиге четвертыми без особых вариантов – 18 очков отставания по потерянным от ФК «Сидней», в котором уже почти пять лет звездит Милош Нинкович. – А.Ф.) – и явно не нуждается в панегириках.

Понять и проникнуться

В списке «100 игроков, которые потрясли Коп», составленном в 2013-м году болельщиками «Ливерпуля» на официальном сайте, Робби Фаулер занимает четвёртое место. Выше, чем 99% многократных чемпионов Англии, выше 99% победителей Кубка/Лиги Чемпионов. Собственно, проще назвать людей, которые оказались выше нападающего, прозванного «Богом» – это Иан Раш, Кенни Далглиш, дай Бог ему здоровья в свете подхваченного коронавируса, и Стивен Джеррард.

Подобные рейтинги постоянно грешат завышением мест сегодняшних звёзд, но ведь Фаулер опережает и множество асов недавних лет вроде Суареса, Каррагера, Торреса! Игрок, которого никто даже в пьяном бреду никогда не называл претендентом на «Золотой мяч», почти не забивавший на международном уровне, звезда всего одной команды по сей день вызывает в Ливерпуле и «Ливерпуле» почти религиозный трепет.

Хотя лично меня такое признание «Бога» не удивляет. Фаулер всегда был для фанатов «красных» совершенно особенной величиной. Если Джеррард был болельщиком, которому посчастливилось играть за «Ливерпуль», если Раш и Далглиш были футболистами супертоп-уровня, по недоразумению не добравшимися до «Голденболла», то Фаулер был прост и божествен одновременно. Попыткам понять, в чём его уникальность для «красных», и посвящён данный материал.

Эх, молодо-зелено! Или красно?

Первая особенность Фаулера в том, что в большую игру он не вошёл, а ворвался. Первый турнир, на котором все узнали о Робби – юношеский чемпионат Европы-1993. Лирическое отступление: как же я люблю жеребьёвки «зелёных» турниров, благодаря которым разброс в сложности групп такой, что итоговый посев выглядит манифестом шизофреника вне стадии ремиссии. Вот, например, Евро-93: Турция, Венгрия, Румыния, Португалия в одной группе и… Англия, Франция, Испания, Голландия в другой!

Фаулер начинал турнир игроком запаса, но в первом же матче всё равно воткнул французам – «Три льва» выиграли у «петушков» 2:0. На матч с голландцами Робби получил шанс в «старте» – и ещё до перерыва положил им два мяча (итоговые 4:1, первый тайм закончился 3:0). После этого хет-трик испанцам уже не удивляет – скорее странно, что Фаулер тянул с голами до 71-й минуты, когда на табло ещё держался равный счёт.

Англия выиграла тот турнир, в финале одолев турок, но это было не так уж и важно. Важнее, что с английских же полей июльского турнира в Ливерпуль возвращался нападающий, который выглядел готовой футбольной звездой. Кстати, в контексте истории про этот турнир можно сказать, что он действительно сыграл большую роль в карьере игрока: даже абсолютно бесталанному тренеру Грэму Сунессу стало ясно, что этому нападающему (пусть 18-летнему, но в предыдущем сезоне ни секунды за первую команду не сыгравшему) можно доверять.

Уже в третьем матче в стартовом составе Фаулер отметился голом. И каким! Скромнейший ныне, а тогда довольно бодрый манчестерский «Олдхэм» вёл в счёте на «Энфилде» до 87-й минуты, когда Фаулер сравнял счёт. На последних минутах защитник «латикс» Энди Барлоу организовал автогол, и «Ливерпуль» победил. Ещё через тур Робби отметился хет-триком «Саутгемптону», и вскоре на долгие годы тесно увязал себя в умах миллионов с оптимальным составом «красных».

 

 

Итак, первым даром Фаулера стало то, что для «Энфилда» он словно сошёл с небес. Никакого тяжёлого пути, никакой долгой работы над собой: история о том, что на детском уровне он однажды забил шестнадцать голов, а команда выиграла 26:0, не говорит абсолютно ни о чём (мало ли какой колхоз там был в соперниках?), но выглядит красивым штрихом к портрету. Чуть позже мы расскажем о том, почему лёгкость дороги была иллюзорной для игрока, но на самом деле и клубу пришлось попотеть, чтобы заполучить бомбардира в академию. Фаулер играл за ливерпульскую команду школьников, болел за «Эвертон», но звали только в «Ливерпуль» – и нападающий отнекивался, пока его не пригласил в клуб лично Кенни Далглиш.

Фаулер в первом же сезоне забил за клуб 18 голов, а во втором, в концовке которого отметил 20-летие, положил 25 мячей в чемпионате и в бомбардирской гонке уступил только страшному Алану Ширеру, став гордостью «Ливерпуля». Такая результативность восхищала ещё сильнее оттого, что больше гордиться болельщикам «Ливерпуля» было нечем.

Красное пятно на сером фоне

Девяностые – эпоха послевкусия в истории «красных», когда великие победы вроде бы и были совсем недавно, руку протянуть, но здесь и сейчас царила лишь беспросветная серость. Некоторые третьи и четвёртые места не должны вводить в заблуждение: до прихода различных шейхов и олигархов в Англии была просто ниже конкуренция. Грэм Сунесс быстро довёл «Ливерпуль» до ручки – сам Фаулер писал в автобиографии: «Один или два футболиста говорили в раздевалке, что хорошо бы проиграть и избавиться от тренера». Команда становилась всё слабее и слабее, и именно в такой ситуации Робби был воспринят не просто как хороший нападающий, а как Мессия.

Больше двадцати лет продержался рекорд Фаулера, установленный им в 19-летнем возрасте. Самый быстрый хет-трик на уровне АПЛ – Робби положил три мяча за четыре минуты не кому-нибудь, а Дэвиду Симэну в качестве последнего оплота «Арсенала». При всём уважении к защите «Астон Виллы», которую в 2015-м тоже венчал не кто-нибудь, а Шей Гивен – хет-трик Садио Мане за три минуты этой команде превосходит тот подвиг Робби формально, но не по сути.

(Напомнить, что ли… Занесенным в «Книгу рекордов Гиннеса» до сих пор остается залп ныне совершенно забытого форварда «Вест Бромвич Альбиона» Уильяма «Динджера» Ричардсона по воротам «Вест Хэма» 7 ноября 1931 года – четыре гола за пять минут. Размахиваете тут своими хет-триками, словно хоругвями… 5:1 тогда снесли «Молотков» в Лондоне на «Аптон Парке»! - А.Ф.)

Именно за такие вещи Фаулер заслужил от болельщиков прозвище «Бог» раньше, чем от государства – право покупать алкоголь. Пафосное слово «магия» в футболе принято относить к каким-нибудь разрезающим передачам латиносов, но Робби был человеком, способным магически классно проявлять в себя именно в последних эпизодах. По числу хет-триков в истории АПЛ Фаулер по сей день занимает третье место, уступая только Ширеру и Агуэро. Хотя разница в условиях, которые окружали «Куна», и тех, которые встретил Робби, стремится в космос.

Если вокруг Агуэро уже девятый год выстроена практически идеальная команда, то Фаулеру с каждым сезоном становилось всё труднее и труднее. Раш покинул команду в 1996-м, Барнс – в 1997-м, и «Ливерпуль» понемногу начал привыкать не претендовать на чемпионство. Уже и Макманаман ушел свободным агентом в «Реал» вместо продления контракта, об усилении звёздами и говорить не приходилось – «красные» становились четвёртыми, если не ниже, претендентами на больших игроков после «МЮ», «Ньюкасла» и «Арсенала».

Интересно, оскорбит ли кого бы то ни было сравнение Фаулера с Леоненко? (Оскорбит, оскорбит – не в обиду будь сказано самому Виктору Евгеньевичу, но он должен был знать, на что подписывается))) – А.Ф.) В эпоху тяжелейшего безвременья у «Ливерпуля» тоже была звезда, которая могла расписаться в воротах соперника в любой момент, в любую секунду. Фаулера боялись, Фаулера уважали во всей Англии – и это было одной из причин, почему «Энфилд» обожал свою звезду до беспамятства. (Посмотрел бы я на их любовь к Фаулеру, если бы он вдруг стал вести передачу на телеканале, принадлежащем семейству Глейзеров или Роману Абрамовичу, донося до болельщиков свое видение проблем команды, в которой когда-то блистал! – А.Ф.)

Пять кубков. Нечаянных? Вопреки?

У этой сказки всё же состоялся хэппи-энд: стоило к одному игроку-глыбе дорасти, а где и докупить-доставить вторую, третью, четвёртую, как команда выдала невероятный год имени Пяти кубков. Те самые 5:4 в Дортмунде – главный символ и лучшая иллюстрация странных времён Жерара Улье, о роли которого в истории «Ливерпуля» болельщики спорят до сих пор и, видимо, будут спорить всегда. В стартовом составе одной команды одновременно выходят Оуэн, который закончил год выигрышем «Золотого мяча», и Сандер Вестервельд, оказавшийся на «Энфилде» между «Витессом» и «Сосьедадом».

Невероятную мощь игры уже тогда будет показывать Стивен Джеррард, но его старания чуть не помножит на ноль «работа» в обороне пришедшего из вылетевшего «Блэкберна» Стефана Аншо. Четвёртый гол «Алавесу» забьёт вышедший на замену «Бог» – но в начале игры он сидит рядом с Пегги Арфексадом и Грегори Виньялем, самый уместный вопрос относительно которых: «Кто это такие?». Злые языки говорили об Улье, что он грел на руки на трансферах подобных футболистов, но мне кажется, хуже, если этого не происходило. Сложно было бы жить с мыслью, что тренер топ-клуба до такой степени мог не дружить с реальностью, чтобы притаскивать в английский топ-клуб такой вот неликвид… (Это еще что! Потом еще подвезут… Например, жутко талантливых Антони Ле Таллека и его двоюродного брата Флорана Синаму-Понголя. Хотя тогда данное вложение капитала выглядело вполне обоснованным, и нечего крутить своими задравшимися в последнее время скаузерскими носами. Небось, вам и Джордан Хендерсон лет шесть назад был не игрок, я уж молчу об Энди Робертсоне… – А.Ф.)

 

 

Нет, будни Фаулера были суровыми абсолютно на любом этапе карьеры. Даже пребывание в действительно неплохой команде начала нулевых было омрачено жёсткой конфронтацией с тренером. Улье не любил Фаулера: ему не нравилось поведение игрока за пределами поля, он хотел приобрести в «Ливерпуль» Робби Кина и ссылал в запас «Бога» при любой возможности. Робби, конечно же, не оставался в долгу: даже после победного гола в финале Кубка Лиги он демонстративно подбежал к скамейке, но отпраздновал не с тренером, а с Джейми Реднаппом.

Фаулер забил за «Ливерпуль» немало – 183 мяча, однако даже ярые его недруги (а где они?) не будут спорить с тем, что он мог забить ещё больше. Перманентное отсутствие внятной игры, сильных партнёров и тренеров, сам факт эпохи безвременья делал форварда богом на фоне других, но это же мешало ему покорить ещё большие вершины. Подумать только: в год победы «красных» в Лиге чемпионов Робби было всего тридцать лет! Чем он хуже Бароша или Сиссе? Но ему суждено было остаться в истории «Ливерпуля» фигурой трагической – и оттого ещё более любимой.

Вышли не все из народа

Итак, в Ливерпуле Фаулера любят ещё и как звезду безвременья. Но есть причина, ещё более тонкая, ещё более важная для истории «Бога». Именно для неё стоит наконец вернуться в самое начало – туда, где начиналась карьера Робби.

Это так кажется, что на запад от Чопа все живут в роскоши и процветании, а на деле многие жители Виндзор-стрит, на которой вырос Фаулер, могли бы позавидовать условной Одессе. Очень простые родители-пролетарии, которые к тому же вскоре развелись, откровенно неблагополучный район Токстет. Во времена детства «Бога», а именно в июле 1981-го, он пережил лютые беспорядки на расовой почве, усиленные безработицей и бедностью. В ходе этих событий сгорели 150 зданий… А парень, который дорос до миллионов на счету (состояние Фаулера, приумноженное на пару с Макманаманом благодаря инвестициям в скаковых лошадей и спортивный промоушн, оценивается в 28 млн фунтов, а болельщики «Ман Сити» распевают на мотив «Yellow Submarine»: «We all live in a Robbie Fowler house». – А.Ф.) и звания «Бога», но остался всё тем же простым Робби с ливерпульского двора.

Когда бы ни закончил Фаулер, когда бы он ни одержал свою главную победу, он навсегда остался классическим футболистом XX века. Его любимым рестораном был «Макдональдс», любимым напитком – пиво, а в тусовках с другими игроками он предпочитал не гольф, а стриптизёрш. Робби не смог найти общий язык примерно ни с одним тренером в карьере, кроме разве что Роя Эванса – даже в сборной, например, однажды додумался подойти к Глену Ходдлу с рюмкой бренди, сигарой и вопросом, почему он не играет.

Фаулер мог бесить тренеров и некоторых партнёров своими выходками на поле и вне его, но он никогда и ни в чём не предал тот самый Коп, который поразил больше, чем почти любой игрок в истории «красных». Он всегда помнил, для кого и зачем играет – это то, чего не хватает современным футболистам, до самого выхода на поля не вынимающим наушников из ушей. Мерсисайдец, которому повезло играть за местную команду – Робби был классическим «своим», и эстафету от него принял Стиви Джи.

Мифы и предания: «дорожка», дразнилка, пенальти и CK

В своё время Робби не убоялся дисквалификации, чтобы войти в анналы мерсисайдского дерби. Болельщики когда-то любимого «Эвертона» травили «Бога» постоянными выкриками «Наркоман!», намекая на его простое происхождение – и в 99-м после очередного гола «ирискам» он подбежал к линии ворот и сделал вид, что снюхивает белую дорожку. Фаулеру достались четыре матча бана от ФА и 60 штук штрафа от клуба, но это не могло сравниться с тем уважением, которым к нему прониклись фанаты в красном после такого выпада в сторону фанатов в синем. (По версии Улье, Фаулер ничего не занюхивал, а как бы ел траву, повторяя ритуал подсмотренный у камерунского ливерпульца Ригоберта Сонга. Удивительное рядом, но нам оно запрещено… Что касается фанатов «Ливерпуля», то, учитывая отношения, установившиеся несколько позже с «Челси», еще больше они должны уважать и обожать Фаулера за другое – когда он дразнил и довел до белого каления Грэма Ле Со, изобразив многодетного отца гомосеком на глазах его жены и детей. Грубо говоря, Робби вилял задом. Тоже было весело! Любопытно, что это дело рассматривалось на том же заседании контрольно-дисциплинарного комитета ФА, что и «кокаиновое», так что Фаулер получил еще два матча бана и 32 штуки штрафа вдогонку. Мужик! - А.Ф.)

Центрфорвард самого что ни на есть старого стиля, классический наконечник копья, Фаулер так никогда и не избавился от того мальчишества, с которым все выходят играть во двор и почти никто – на поле стадиона. В списке индивидуальных наград особенное место занимает премия Фэйр-плей от УЕФА, заработанная «Богом» в 96 году за поступок в матче с «Арсеналом» на «Хайбёри». Выйдя один на один всё с тем же Симэном, форвард не удержался на ногах и упал, а арбитр подумал, что вратарь сбил нападающего. Фаулер вместе с вратарём начал сигнализировать, что пенальти не было… (Этот эпизод имел печальное продолжение. Переубедить арбитра не удалось, и Фаулер взялся пробить с «точки». Принято считать, что он намеренно пустил мяч слабо, позволив Симэну его парировать, но Джейсон Макэйтир добил мяч в сетку. Робби позднее высказывался по этому поводу довольно цинично, отрицая излишнее благородство своим намерений: «Это часть моей работы как бомбардира. Я хотел забить. Я пытался забить. Я никогда не промахивался. Если это всё же случилось, значит, ударил плохо». – А.Ф.)

И, наверное, главный эпизод, в котором проявилось происхождение Фаулера – хайлайт игры с норвежским «Бранном» в рамках матча Кубка кубков. Хайлайт, после которого многие фанаты «Ливерпуля» узнали, что Ливерпуль – это не просто город, а порт.

Если «Ливерпуль» в последние годы крепнет и наращивает мощь, то Ливерпуль давно перестал быть тем стратегически важным городом, каким был в прошлые века. Порт с развитием авиасообщения значит всё меньше и меньше, работа в доках находится для всё меньшего и меньшего количества людей, и в середине 90-х очередной виток «эволюции» привёл к очередному бунту. Массовое сокращение докеров привело к ещё более массовой забастовке, и в 97-м после гола «Бранну» «Бог» показал на камеру футболку с надписью в поддержку докеров. (Логотип «Келвин Кляйн» на футболке – CК – стал частью слова DoCKer. Надпись целиком гласила «500 ливерпульских докеров уволены с 1995 года». Эту футболку разработали специально в рамках кампании в поддержку бастующих и активно продавали по 5 фунтов – собрали больше четверти миллиона и передали семьям. Ее, эту T-shirt, носило немало вяло сочувствовавших знаменитостей, но, конечно, они и близко так не гремели, как божественный Робби со своим празднованием. Кстати, именно такие моменты делают футболиста или тренера истинно народным – можно, например, вспомнить участие Брайана Клафа в демонстрации в поддержку бастующих шахтеров. – А.Ф.)

 

Штраф за неспортивное поведение прилетел от УЕФА всего через пару дней после благодарственного письма за благородство в игре с «Арсеналом». Такой вышла и вся карьера Фаулера: не в бровь, а в глаз, всегда быть таким, какой есть, а не прогибаться под изменчивый мир. У чужих для «Ливерпуля» людей он вызывал то восхищение, то возмущение – но на главной трибуне «Энфилда» эмоция все эти годы была одна.

Еще один Радомир

Итак, еще раз: в списке «100 игроков, которые потрясли Коп», составленном в 2013-м году, Робби Фаулер занимает четвёртое место. Выше, чем 99% многократных чемпионов Англии, выше 99% победителей Кубка/Лиги Чемпионов. И это полностью заслуженно и справедливо. Если Гарринчу называли радостью народа, то Фаулер десять лет был радостью города.

Виталий ПАСИЧНЫЙ при участии Артёма Франкова

Примечание главреда. Позволю подытожить вышесказанное одной фразой: Робби Фаулер – живой и свой. Живой в, надеюсь, понятном смысле. Подавляющее большинство персонажей современного футбола и в сравнении с Фаулером, и, в общем-то, сами по себе бездушны, плоски и сделаны из картона, как бы ни лепили из них СМИ выпуклые и яркие образы. Душа-то болельщицкая тянется к чему-то родному, хотя и придуривается, что ей только звезд и подавай для обожания!

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Топы Копы
9 июля 2019, 07:03
1
На вольных хлебах
4 июля 2019, 08:17
4
Клинки наточены
2 июля 2019, 10:14
7
Из Кореи с любовью
1 марта 2018, 17:50
Все посты