Tribuna/Футбол/Блоги/Sports Clinic Stories/«Фактор правильного питания – большая часть успеха спортсмена». Руслан Лебедь и Яна Тоцкая – о мифах спортивного питания

«Фактор правильного питания – большая часть успеха спортсмена». Руслан Лебедь и Яна Тоцкая – о мифах спортивного питания

Здоровый ликбез о здоровье.

Блог — Sports Clinic Stories
24 ноября 2021, 09:58
1
«Фактор правильного питания – большая часть успеха спортсмена». Руслан Лебедь и Яна Тоцкая – о мифах спортивного питания

«Украинская спортивная клиника» представляет специальный проект о силе духа и преодоления — Sports Clinic Stories. О бесконечной любви к спорту и мужестве спортсменов. О борьбе с обстоятельствами, генетикой, ленью и главной победе — над собой.

Сегодняшними героями нашего блога стали два молодых врача нового поколения из «Украинской спортивной клиники» - нутрициолог Яна Тоцкая и ортопед-травматолог Руслан Лебедь. Ребята познакомились благодаря медицине, создали семью и друг для друга являются мотивацией – вместе учатся, вместе развиваются и помогают спортсменам стать на ноги.

История Яны и Руслана – это история о том, какой может быть современная медицина, и насколько важно каждый день работать над собой, чтобы добиться успеха.  

- Спортивный врач в современном мире – престижная профессия?

Я.Т. - Уникальная. В спорте за победами стоят сверхнагрузки и титанический труд, и работа спортсмена - работа на максимуме, на пределе собственных сил. Спортивная медицина - важная составляющая современного спорта. Полагаю, что новым этапом развития этого направления в медицине стала популяризация массового спорта, запрос на спорт и здоровье, развитие культуры ЗОЖ.  Профессия врача всегда была престижной, эпидемия коронавируса показала — это призвание и ежедневный подвиг.

С другой стороны, уникальность нашей профессии в отсутствии качественного отечественного научного сопровождения. К сожалению, образование по спортивной медицине можно получить только в странах Европы, Америки и Австралии, и это накладывает определенные обязательства - быть жадным к знаниям, европейскому опыту и постоянно повышать свой профессиональный уровень.

Р.Л. – В Украинской спортивной клинике мы работаем с особыми людьми, которые решают сверхзадачи, и задачей врача является работа на достижение цели спортсмена.  Поэтому спортивный врач - безусловно уникальный специалист, часть побед атлета.

Молодое поколение не жалует вредные привычки, употребляет правильную пищу и осуждает фастфуд, заниматься спортом стало модно, важно, и мода на здоровье и спорт набирает обороты. Это дает импульс развитию спортивной медицины, хотя пока специалистов меньше, чем того требует спортивная отрасль.

- Вы сами занимаетесь спортом?

Я.Т. – Врачу спортивной медицины необходимо говорить на одном языке со спортсменом. Я считаю для себя обязательным условием проживать опыт спортсмена, так я лучше понимаю его боль и путь. Но спортивной я была не всегда, даже наоборот - лишний вес, беспорядочное питание и конфеты как антидепрессант. В университете получила травму, которая заставила меня радикально пересмотреть свою жизнь. С одной стороны, травма привела меня в спорт, я увлеклась кроссфит и тяжелой атлетикой. Настолько, что в этом году даже выступила в категории профессионалов. С другой стороны, открыла для меня спортивную медицину, с тех пор спорт в моей жизни занимает практически 100% времени.

Р.Л. – Рабочий день врача Украинской спортивной клиники иногда длится 11 часов, и каждый раз, уходя из клиники, я спешу на тренировку. Так я переключаюсь, отдыхаю, заряжаюсь. Спорт для меня не только часть моей профессии, это увлечение, религия. Я выбрал один из самых тяжелых, но многофункциональных видов, как и Яна, увлечен кроссфитом.

- У вас не было желания работать в каком-то спортивном клубе?

Я.Т. – Нет, и никогда не возникало. Спортивный клуб с точки зрения врача — это отсутствие частной практики, узкий взгляд, зависимость от мнения стейкхолдеров. В украинских клубах нет запроса качественную медицинскую службу. В Украинской спортивной клинике мне важны профессиональные возможности, широкий спектр методов, свобода принятия решений и большое профессиональное пространство. Сейчас в нашем распоряжении колоссальная база спортсменов из разных видов спорта, ультрасовременная аппаратура, с помощью которой можно достигать хороших результатов.

- Вы постоянно вместе – дома и на работе. Это не сложно?

Я.Т. – Сложно, многим интересно, как можно друг друга выдерживать 24/7. Работа — это испытание, которое прекрасно тестирует на прочность. А для нас - часть жизни. Нам всегда есть о чем говорить, о чем спорить, каждый из нас делает друг друга сильнее. У нас общие идеи, взгляды и стремления, я горжусь Русланом.

Р.Л. – Нет, не сложно. Мы 11 лет вместе, поддерживаем и понимаем друг друга с полуслова.  Своим профессиональным успехом мы обязаны в том числе и друг другу.

- Молодые врачи подвержены профдеформации?

Я.Т. – Сильно подвержены. Я прихожу в зал тренироваться и постоянно обращаю внимание на то, как работают другие спортсмены – на особенности их тела, как выполняют упражнения. Отслеживая соревнования легкоатлетов, обязательно обращаю внимание на обувь, работу стопы.

- Работу и учебу сложно совмещать?

Я.Т. – Главная сложность в отсутствии времени, ведь решения нужно принимать быстро и эффективно.  Врач не может знать абсолютно все, и встречаясь со сложным случаем, ты погружаешься в изучение вопроса - поиск информации, литературы, иностранных статей, опыта коллег. Это наши университеты.

Нас драйвят цели спортсменов, которые они перед собой ставят.  Так я увидела огромную перспективу в направлении спортивной нутрициологии, однако не нашла курсов в Украине. Да и опыт в основном не подкреплен академическими знаниями и доказательной базой. Я прошла обучение в Barca Universitas по спортивной нутрициологии, и это очень сложный и интересный путь.  Сейчас развиваю это направление в клинике.

Р.Л. – Обучение – процесс постоянный, и вложения в собственную экспертизу просто колоссальны. Если ты хочешь быть классным врачом и на голову выше, необходимо уверенно знать медицинский английский, работать с огромными массивами информации, находить и применять важное. Есть уникальный опыт, которого нигде не найти, я перенимаю его у своих опытных коллег Игоря Михайловича Зазирного и Геннадия Давыдовича Киржнера

- Какие виды спорта представляют ваши пациенты?

Я.Т. – Легкая атлетика, футбол, пауэрлифтинг, теннис, триатлон, тяжелая атлетика, баскетбол, фигурное катание, различные виды борьбы. Также к нам часто обращаются танцоры и артисты балета. В киевском центре процент профессиональных спортсменов выше, чем в Харькове, и все же наша основная аудитория - любители.

- У вас есть какие-то договора с клубами?

Р.Л. - Не все клубы предлагают спортсменам адекватный уровень медицинской помощи, нет такого запроса. Большая часть пациентов– это любители, их можно считать наиболее осознанными и ответственными спортсменами.  У нас есть опыт сотрудничества с Федерациями, в настоящее время Украинская спортивная клиника является официальным партнером Федерации тенниса и Ассоциации спортивной борьбы Украины. Именно такая модель, по моему мнению, является жизнеспособной и экономически выгодной. Наше сотрудничество состоит не только в предоставлении медицинской помощи атлетам, но и проведении семинаров, повышении уровня медицинских знаний у тренеров, спортсменов и спортивных менеджеров. 

- В футболе самая сложная травма – разрыв крестообразной связки? Вы оперируете спортсменов?

Р.Л. - Нет, но у нас футболисты проходят реабилитацию после реконструкции крестообразных связок. Мы сотрудничаем со специалистами, которые занимаются хирургическим лечением спортивных травм.

- Многие футболисты едут оперироваться в Италию, Испанию или Германию. Почему у нас не проводят такие операции?

Р.Л. - Существует мнение, что заграничная медицина лучше. Это стереотип, сейчас уровень украинской медицины значительно вырос за последние десять лет.  В нашей стране есть специалисты, которые успешно выполняют те операции, которые спортсмены раньше делали в других странах.

- Что такое нутрициология? Футбольные клубы все чаще прибегают к этой науке?

Я.Т. – Нутрициология – это наука о сбалансированном питании. Ее отдельная отраслью является спортивная нутрициология, которая изучает влияние базового питания спортсмена на его организм. Любой профессиональный спортсмен-интеллектуал начинает задумываться о роли питания, о том, как правильно питаться до или после тренировки, как готовиться к соревнованиям, что есть перед выступлениями.

Я вижу растущий тренд и запрос на спортивную нутрициологию, мы готовы удовлетворить эти запросы. В некоторых видах спорта вопросы питания стоят критично, например, в борьбе, боксе.

Р.Л. – Питание – это очень важный компонент, который влияет на результат. Когда мы говорим о профессиональном спорте, фактор правильного питания – большая часть успеха. От того, насколько правильно спланирован рацион спортсмена, зависит его производительность и конечный результат.

Проблема в том, что на рынке нутрициологии есть много разных методик. Необходимо тщательно подходить к выбору специалиста, он должен использовать исключительно доказательные методы, получившие медицинскую экспертизу и прошедшие клинические исследования. 

- Яна, расскажите о курсах нутрициологии.

Я.Т. – Я проходила обучение на базе ФК Барселона, одного из лучших футбольных клубов мира. Курс длился почти полгода. Я прошла четыре модуля, по окончании которых – итоговая презентация, тесты и экзамен на английском. Я получила уникальные знания - структурированные, без воды, чистый концентрат. Учиться крайне сложно, выпускников мало, многие сходят с дистанции, не выдерживают. Но если ты прошел обучение - ты на вершине. Сейчас я удивляюсь огромному количеству мифов о спортивном питании. Спортивное питание может быть опасным, особенно если его назначать без должного обследования и необходимости.

- В футболе часто после матчей спортсмены едят пиццу или бургеры. Это нормально?

Я.Т. - Смотря какие бургеры. С большим количеством соуса и сыра - однозначно под запретом. После матча важно наполнить организм белками и углеводами. Бургер из булки, мяса и овощей, пицца без сыра и соуса допустимы. Пицца без сыра и соуса подойдет, а вот четыре сыра категорически нет.

- Допускали ли вы ошибки, которые повлияли на здоровье спортсмена?

Я.Т. – Я как спортсмен допускала собственные ошибки и училась на них. Например, снижала вес тела с помощью обезвоживания - длительно сидеть в бане и бегать в плотном костюме. К тому же я резко снижала количество пищи, пытаясь попасть в определенную весовую категорию. Кажется, что эти варварские практики исчезли, но это заблуждение, они и сейчас распространены среди спортсменов. Результата не добилась, но прожила хороший опыт ошибок и теперь делюсь собственными факапами, чтоб спортсмены избегали их.

- Интернет для пациента – друг или враг?

Я.Т. – Все зависит от потребителя информации. Если я обращаюсь к источникам доказательной медицины, которых я не получу в библиотеке, безусловно. Однако если простой обыватель пытается узнать, «как быстро похудеть», то этот путь может быть опасным.

Р.Л. – Этот принцип работает с любыми заболеваниями. Пациент читает симптомы, ужасается, расстраивается. Следует фильтровать информацию, использовать официальные сайты, а главное - быть на постоянной связи со своим врачом. Самому себе ставить диагноз не нужно.

- Сейчас говорят: «Чему там эти молодые врачи могут научить». Как вы считаете, новое поколение врачей сильнее предыдущего?

Р.Л. – У нашего поколения есть огромные ресурсы знаний. Доктор в 21 веке обучается сам, и этот процесс беспрерывный. Информация быстро теряет свою актуальность, есть базовые медицинские науки, где практически все изучено, но остальные специализированные сферы динамически меняются.

Наше поколение не учат, мы учимся самостоятельно. Сами ищем информацию, курсы, специалистов, которые могут помочь прокачать навыки. Меня восхищает опыт старших коллег, однако свой выбор всегда остановлю на молодом специалисте. Почему? Поскольку советская медицина проигрывает европейским стандартам. Потому что они обладают жаждой помощи и высокой работоспособностью, а главное, не замыкаются в своих знаниях и постоянно растут.

- На кого вы равняетесь в своей профессии?

Р.Л. – На своего учителя, Олега Касатку. Наш коллега ортопед-травматолог Украинской спортивной клинки Сергей Рац курировал нас, когда мы только пришли в клинику, благодарны ему за то, что «вложил» в нас. Сейчас наш фокус широк, он направлен на изучение мирового опыта. Мы изучали опыт ведущих европейских спортивных центров в Риме и французском Капбретоне. Сейчас возможности общаться и сотрудничать с европейскими коллегами более доступны, чем даже пять лет назад.

- Есть история возвращения спортсмена, которая вам наиболее памятна?

Я.Т. – Наверное, история триатлонистки Дарины Москаленко. У нее была череда травм, долгий период восстановления почти два года. Тяжелый путь без гарантированного результата.  Весь этот путь мы прошли вместе, с тех пор дружим. Мне очень запомнился наш первый километр после восстановления, мы пробежали его вместе.  Видеть, что твой пациент снова бегает - особое событие для врача.

- Бывают ли психологически тяжелые спортсмены?

Я.Т. - Безусловно, бывают. Однако врач находить общий язык и точки соприкосновения. Есть общая тема - спорт и здоровье.  Я спортсменка, пережила травму, чувствую боль спортсмена и нахожу моменты, которые помогают развернуть пациента в правильную сторону.

- Какая модель медицины нужна Украине?

Р.Л. - Мы однозначно придем к страховой медицине, но этот путь возможно будет длинным. Мне нравится система, которая существует в Великобритании – микст частной и страховой медицины. Но пока ментально мы к ней не готовы. Это дорогое партнерство, в котором большой процент от зарплаты покрывает медицинские риски. Однако и уровень услуг высок. Мы должны принять тот факт, что здоровье — это большая инвестиция и быть готовыми инвестировать ресурсы в собственное здоровье.

- Родители молодых спортсменов приходят к вам на консультацию?

Я.Т. – Обязательно, ведь мы ведем диалог именно с родителями. Что советуем? В первую очередь, всесторонне развивать детей, не замыкаться на одном виде спорта, а пробовать разные. Риски для здоровья увеличиваются, если ребенок не будет заниматься спортом вообще. В современном мире уже никому не надо доказывать, что спорт полезен для здоровья.

Необходимо учитывать интересы ребенка к занятиям каким-либо видом спорта. Например, плавание дает определенный набор качеств. Но если плавание не нравится, а хочется играть в футбол — это нормально, это здорово! Пусть ребенок занимается разными видами спорта, это снизит риски травматизма в будущем.

Р.Л. – Каждый седьмой пациент Украинской спортивной клиники - ребенок. Зачастую в выборе вида спорта родители играют главную роль, дети редко делают этот выбор. Мы всегда на стороне ребенка. Мы настаиваем на том, что перед занятиями любым видом спорта необходимо пройти чекап, убедиться в отсутствии угрожающих жизни состояний, а также оценить риски для здоровья.

- Что нужно знать любителям, которые занимаются в спортзале бесконтрольно?

Р.Л. - Знать, бэкграунд своего организма. Необходимо пройти специальное комплексное обследование. Для принятия решения можно ли заниматься тем или иным видом физической активности, врач должен получить полную развернутую информацию о состоянии здоровья спортсмена.

Я.Т. – Отсутствие контроля состояния здоровья – это не только безответственно, но и сказывается на спортивном результате. Сам спортсмен должен понимать, занятия спортом – это всегда риски. Нужно следить за своим здоровьем и консультироваться у профильных специалистов.

- Если я переболел ковидом, когда мне можно возвращаться к физической деятельности?

Р.Л. - Дата возвращения в спорт зависит от того в какой форме перенесли заболевание, наличия осложнений, результатов объективных исследований. Физическая активность очень важна в постковидный период и для восстановления организма, и для профилактики последующего заражения.

- В футболе целые команды вакцинируют. Как вакцина влияет на спортсмена?

Я.Т. - Все индивидуально, все зависит от организма спортсмена. Важно, чтобы спортсмен вакцинировался здоровым, без признаков заболевания. Мы с Русланом не почувствовали никаких побочных эффектов от вакцинации и тренировались уже на следующий день. 

Р.Л. - Зачастую спортсмены лучше переносят вакцинацию. Мы не можем полностью исключить заражение, но, если вы вакцинированы, то заболевание будет протекать в легкой форме и с минимальными осложнениями. В любом случае, вакцина – единственный метод борьбы с инфицированием и осложнением от ковида и единственный единственный способ побороть пандемию. Не прививаться - позиция безответственного и безграмотного человека.

- Вы переехали из Харькова в Киев. Где комфортнее?

 Я.Т. - Харьков всегда будет для меня любимым городом, самым уютным для жизни. Харьков изменился: стал моложе, современнее, комфортнее и ярче. Работа в Киеве для меня – новый вызов и новая возможность вырасти профессиональною.

Р.Л. - Киев удивляет киевлянами. Они очень дружелюбны, добры и приветливы.  Мы не успели отметить новоселье, как с нами здороваются, как со старыми соседями. Это очень приятно.

Киевляне ценят время, здоровье и главное, профессионализм. Если ты специалист, ты всегда будешь востребованным, что бы ты ни делал. Киевляне искренне любят Киев, восхищаются им, знают историю и заботятся о столице. Я часто встречаю знаменитостей просто на улице, тут часто снимают клипы и рекламные ролики. Недавно возле нашей клиники на Подоле снимали фильм, например.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты