Tribuna/Баскетбол/Блоги/Sports Clinic Stories/Дмитрий Забирченко: «В Украине не готовят игрока к завершению карьеры. Потом они идут работать таксистами и риелторами»

Дмитрий Забирченко: «В Украине не готовят игрока к завершению карьеры. Потом они идут работать таксистами и риелторами»

Тренер БК «Тернополь» - о спортивной медицине, проблемах баскетбола и Олимпиаде.

Блог — Sports Clinic Stories
31 июля 2021, 04:03
2
Дмитрий Забирченко: «В Украине не готовят игрока к завершению карьеры. Потом они идут работать таксистами и риелторами»

«Украинская спортивная клиника» представляет специальный проект о силе духа и преодоления - Sports Clinic Stories. Бесконечной любви к спорту и мужестве спортсменов. О борьбе с обстоятельствами, генетикой, ленью и главной победе - над собой.

Очередным героем нашего блога стал известный экс-баскетболист ряда клубов украинской Суперлиги и сборной Украины, а ныне тренер БК «Тернополь» и юношеской сборной Украины (U-18) Дмитрий Забирченко.

Мы поговорили с ним о том, как пробиться в большой спорт из провинции, чего не хватает нынешней молодежи, об олимпийских перспективах баскетбольной сборной, а также много времени уделили медицине – как предотвращать травмы и как доверить свое здоровье профессионалу.

- Следите сейчас за Олимпиадой?

- Да, но в основном за баскетбольным турниром. Пока что для меня главная неожиданность – французы. Они обыграли США, уверенно разобрались с Чехией. Думаю, Австралия еще будет бороться. Есть 8-9 команд, которые могут выиграть. Одного фаворита определить тяжело. Я симпатизирую сборной Словении.

- Как думаете, когда мы увидим сборную Украины на Олимпийском турнире?

- Это очень тяжелый вопрос. Если бы у нас всегда играли лучшие игроки, то все могло бы быть. Но всегда есть лидеры, которых не отпускают из НБА и Евролиги. Это все затрудняет попадание Украины на чемпионаты мира и Олимпиаду. Тем более, квалификация на Олимпиаду очень жесткая.

- Вы работаете с юношеской сборной Украины (U-18). В нашем баскетболе есть талантливые ребята?

- Сейчас молодежь более обучена, но у них меньше характера. Талантов не стало меньше, просто сейчас ребята меньше бьются за место под солнцем, выгрызают свой шанс.

- Вы родом из Дружковки. Насколько сложно было вам пробиться в большой баскетбол из маленького городка на Донбассе?

- Изначально я не рассматривал баскетбол как работу. Где-то до 16-17 лет занимался, не думая о том, что стану профессиональным игроком. Я любил баскетбол, любил тренироваться, в баскетболе были мои друзья. Тогда я рассматривал баскетбол как средство для поступления в ВУЗ на бесплатную форму обучения. Моя семья не была богатой, родители не могли потянуть мое обучение по контракту. Я неплохо учился, но все же хотелось использовать баскетбол, как гарантию поступления в ВУЗ и получить профессию.

Но когда я пришел в «Азовмаш», все поменялось. В 18 лет я понял, что отдам предпочтение баскетболу, а не учебе.

Пробиться в профессионалы было крайне тяжело. Мне помог мой первый тренер – Морозов Леонид Николаевич. Он попросил, чтобы меня хотя бы посмотрели. Также Валентин Романец, который взял меня и дал шанс в «Азовмаше».

- Сейчас попадаются вам истории, похожие на вашу? Когда ребята пробиваются в профессионалы из маленьких городков.

- У нас много ребят в сборной, кто пришел в баскетбол из регионов. Есть игроки из Мариуполя, Торецка, Макеевки, кто-то из Кременчуга и Черкасс. Есть баскетболисты из Днепра. А вот из Киева только один человек. Не понимаю, почему так. Город – миллионник, но в юношеской сборной только один киевлянин.

Поэтому в основном так и происходит, что дети из маленьких городков стараются пробиться в баскетбол, чтобы уехать куда-то и добиваться успеха. Для этого тоже нужен характер.

- Слава Медведенко считает, что для развития спорта в Украине нужно развивать массовый спорт. Что вы думаете на этот счет? Как поднять уровень баскетбола в нашей стране?

- Во-первых, баскетбола должно быть больше на экранах телевизоров. При этом я считаю, что баскетбол – это вид спорта, который нужно смотреть вживую. Это совсем другие эмоции. В футболе ты почти не чувствуешь разницу – эмоции почти те же, что у экрана, что на стадионе. В баскетболе все иначе.

У меня был случай, когда мои друзья говорят: «Нам не интересно». Я говорю им, придите на игру, посмотрите, у вас будут другие эмоции. И действительно, сходили на матч и мне звонят: «Это было очень классно! Мы придем еще».

Мне кажется, что наши лучшие игроки должны быть более медийными. Почему в Украине все знают Ярмоленко, Зинченко, Малиновского и Пятова, но в баскетболе мы не можем добиться того, чтобы все знали Леня, Михайлюка, Пустозвонова, Геруна, Лищука, других ребят. У нас много качественных баскетболистов – талантов и звезд европейского уровня! Мне кажется, в этом проблема. Футбол – спорт номер один, но там мы ничего не выигрываем. Но все равно баскетбол не может тягаться по популярности с футболом. Все дело в слабой медийности.

- Кто из нынешних игроков Суперлиги мог бы заиграть в НБА?

- Иссуф Санон – он уже задрафтован «Вашингтон Уизардз». У нас много талантливых игроков высокого уровня, но я думаю, что если бы у нас в Суперлиге были бы баскетболисты уровня НБА, то они туда поехали бы. Скауты из НБА работают настолько хорошо, что мы уже знали бы об интересе к кому-то из ребят. Значит, пока что таких нет.

- Вы – один из самых молодых тренеров в Суперлиге. Почему решили остаться в баскетболе и стать тренером?

- Моей изначальной целью было развитие молодежи. Хотелось попасть в структуру какого-то клуба и заниматься с юными баскетболистами. Мне это было интересно. Хотелось им многое дать, передать свои знания и опыт.

Предложений работать с детьми было масса. Можно было спокойно уехать в Китай и получать там как тренер Суперлиги. Но деньги не были для меня в приоритете, хотелось развивать молодежь.

Вскоре поступило предложение поработать с Дружковкой, где было много молодых игроков и ветеранов, а через год меня позвали в БК «Тернополь». Тут амбициозный президент, который ставит высокие задачи. Мне это интересно.

- В НБА есть целая программа для баскетболистов, которые заканчивают карьеру. Им помогают найти себя в новой жизни, обучают, трудоустраивают. В Украине – это проблема?

- Огромная проблема, просто катастрофа. Никто не готовит игрока к завершению карьеры, на него просто не обращают внимания. Пока ты игрок – ты кому-то нужен, из тебя выжимают максимум. А как завершил карьеру, всем на тебя наплевать. У меня была такая же ситуация в «Будивельнике». Я получил травму, чувствовал, что могу продолжить играть, но мне говорили, что мне уже 30 лет. Все начинают о тебе забывать.

У нас вообще никто не занимается подготовкой спортсменов к завершению карьеры. Нет специалистов, которые помогли бы спортсмену. Сами игроки этим не занимаются. В баскетболе многие играют до 40 лет, потому что не понимают, что делать дальше. Это очень тяжело психологически.

Я после «Будивельника» поехал в «Кривбасс», потом в Грузию. Да, пускай это более низкий уровень. Далее была «Дружковка», где я был играющим тренером. В моей жизни остался баскетбол, я стал тренером. Не представляю, что чувствуют ребята, которые просто закончили карьеру и оказались без любимой работы. Особенно если нет финансовой подушки.

- Кем может стать баскетболист после завершения карьеры?

- Многие идут работать торговыми агентами, в такси. У меня есть знакомые айтишники – выучились, получили знания и навыки. Многие идут работать риелторами. Спорт – это коммуникация, в этой сфере спортсмены себя хорошо чувствуют.

- Вы поиграли в золотое время украинского баскетбола в разных топовых клубах Суперлиги. Давайте я вам буду называть клуб, а вы мне быстро приведете первые ассоциации, связанные с ним.

- Да, хорошо.

- «Азовмаш».

- Стабильность во всем – в результатах, составе, финансовых выплатах. Команда, которая регулярно участвовала в еврокубках.

- «Будивельник».

- Чемпионство. С этим клубом я выиграл и чемпионат, и кубок, да и вообще, больше всего трофеев.

 - БК «Донецк».

- Старт чего-то нового. Я пришел туда игроком ниже среднего уровня, но эта команда дала мне толчок в карьере.

- БК «Киев».

- Супер воспоминания (смеется, - прим.). Молодая команда, мы обыгрывали всех – «Будивельник», «Ферро», «Киев».

- Что из себя представляет медслужба баскетбольного клуба? Расскажите на примере БК «Тернополь».

- У нас есть доктор-массажист, который работает в клубе. Также есть у нас договор между клубом и спортивной клиникой, где есть квалифицированные специалисты и все оборудование, которое нам необходимо – МРТ, КТ и другое. Мы в любое время можем приехать, сделать то, что нужно. Нас всегда консультируют высококлассные специалисты. Первое, что необходимо при травме – поставить правильный диагноз.

- Этого достаточно?

- Всегда есть куда развиваться. Должен быть доктор, который специализируется на спортивной травматологии. Должно быть два массажиста. Но построить такую систему сложно, есть финансовые ограничения. Но даже помимо финансов, у нас в стране недостаточно качественных специалистов, которые сфокусированы на спортивной медицине.

- За время вашей карьеры где была самая топовая медслужба?

- Везде уровень был примерно равным. Хорошие доктора были в «Азовмаше», они разбираются в своем деле.

- У вас, как тренера, есть медицинский регламент?

- В первую очередь, я доверяю медработникам. Мы проводим тренировки, которые направленны на предотвращение травм. Иногда сам их провожу, иногда – второй тренер. Это важная работа. Благодаря этому мы избегаем серьезных травм.

- В вашей карьере были случаи, когда что-то болело, а тренер все равно настаивал выходить на площадку?

- Конечно, как у всех. Я был из тех игроков, кто тренируется и играет даже через боль. Все должно быть до какого-то предела. Нужно либо сбавить нагрузки, либо провести обследование и определить травму. В сборной Украины Майк Фрателло говорил: если есть боль – это одно, если есть травма – это другое.

- Какая травма в вашей карьере была самой тяжелой?

- Слава Богу, мне удалось избежать тяжелых травм. Самое худшее – подворот голеностопа. Уже на закате карьеры я получил травму, которую, к сожалению, вовремя не диагностировали. У меня была дырка в хряще надколенника, почти весь чемпионат я отыграл на уколах. Было два варианта: либо операция, либо за счет гиалуроновой кислоты исправить ситуацию. Я выбрал второй вариант, потому что операция в таком возрасте забрала бы большое время.

- Кто помогал вам справиться с травмой?

- Я благодарен доктору сборной Украины – Владимиру Валерьяновичу Павленко. Я под его чутким руководством проходил реабилитацию – сам оплачивал МРТ, уколы, восстановление. Все приходилось делать самому, ездить в Киев, консультироваться. До сих пор приезжаю к доктору раз в полгода и колю гиалуроновую кислоту.

- Какой совет себе молодому вы бы сейчас дали?

- Ничего не менять. Я бы ничего не изменил в своей жизни. Возможно, есть какие-то высшие силы, но каждый выбор, который я делал, мне помогал. Где-то удача улыбнулась, где-то добился за счет своей работоспособности.

- Как выбрать врача, которому вы будете доверять?

- Наверно, все-же благодаря рекомендациям коллег. Мне повезло работать с хорошим докторами, доверяю профессионалам. Если ты идешь к стоматологу, то знаешь, что он специалист в вопросе лечения зубов. Так и с травмами или любой другой сферой жизни. Доверие – основа всего. На самом деле, даже у самого опытного доктора могут быть неудачные операции. 

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты