Tribuna/Футбол/Блоги/Просто про футбол/Увы, политика

Увы, политика

Вкратце вспоминаем вмешательство политики в футбол.

18 февраля 2017, 22:28
Увы, политика

"В политике, как в любви, не бывает мирных догово­ров, бывают только перемирия". Г.Левис.

Бытует популярное мнение, что футбол вне политики. Но как бы футбольные чиновники, прикрываясь красивыми, откровенно популистскими лозунгами, не пытались нас в этом в очередной раз убедить, на практике происходит множество случаев, когда игра миллионов соприкасается, или тесно переплетается с политикой. Этот тезис лишний раз, к сожалению, своим примером подтвердил Роман Зозуля, "поплатившийся" за, как это расценили в Испании, собственные политические взгляды – украинец, так и не взыскавший карьерного счастья на Пиренеях, сейчас, как это говорится, вне игры. 

Хотя ФИФА, манипулируя подобными заголовками, сама же должна благодарить политику – невзирая на то, что уругвайская сборная образца 20-х годов прошлого века была победителем на парижских и амстердамских Олимпийских играх, именно эта страна посредством содействия Жюля Риме получила и провела первый чемпионат мира. Южноамериканцы, стремясь таким образом устроить праздник в честь столетия независимости и освобождения от испанцев, пообещали взять все необходимые расходы на себя и построить стадион Сентарио. Впрочем, если задуматься, то вполне вероятно, что без финансирования Уругвая турнир такого масштаба мог бы никогда и не состояться – влияние федерации и французского функционера было так скудно, что перспектива грядущего состязания находилась на грани срыва.   

         

Но на всю катушку политика вторглась в спорт со становлением тоталитарных режимов в Европе и мире – лишь благодаря содействию или вмешательству диктатуры в свое время на первый план выходили такие команды как будапештский Гонвед или румынский Стяуа. Лояльность режима имел и мадридский Реал эпохи Франко, и Болонья, горячо поддерживаемая Бенито Муссолини. А вот касательно Гитлера не все так просто – фюреру приписывают любовь к Шальке, но документированных сводок, подтверждающих или окончательно опровергающих этот факт, пока что не найдено. Известно, что господин Шикльгрубер посетил несколько игр – большего о болельщицких симпатиях Адольфа Гитлера представители Кобальтовых в архивах попросту не нашли. Тем не менее, после аншлюса Австрии глава НСДАП стал инициатором объединения двух сборных – немецкой и австрийской – в целях удачного выступления на французском мундиале. Этот акт не удивителен – знаменитая Вундертим являлась топовой на континенте и, на минуточку, полуфиналистом ЧМ-1934; в конечном итоге в обновленной Бундестим играло восемь австрийцев.

Между прочим, напомним о скандальном 1934-м – Муссолини, как минимум дважды, давил на бригаду шведского арбитра Ивана Эклинда, что поспособствовало выигрышу Скуадры Адзурры в родных стенах. Схожий разговор имел место быть и у Франсиско Франко, требовавшего победы на домашнем Евро-1964. К слову, каудильо не допустил Фурию Роха к четвертьфиналу континентального первенства четырьмя годами ранее, когда коллективу предстояла встреча с СССР – Хосе Вильялонгу и его подопечных буквально сняли с самолета перед вылетом в Москву.  

          

Советский Союз практически ничем не отличался – единственным примечательным пунктом была борьба двух ведущих центров номенклатуры. Противостояние Спартака и киевского Динамо отражалось и в соответствующем негласном противостоянии Кремля и Киева. Пика она достигла во времена пребывания на посту секретаря УССР Владимира Щербицкого, лично болеющего за Динамо и пытающегося активно вмешиваться в жизнь киевлян – Валерий Васильевич Лобановский неоднократно бывал на так называемом коврике, но, если верить источникам, все равно всеми доступными возможностями отстаивал интересы клуба. Кстати, это ярко иллюстрирует продажа Александра Заварова в туринский Ювентус – после оформления сделки креативного полузащитника в Италию Бело-синим из пяти миллионов долларов перевели на счет только два, поскольку остальные три ушли на "распил" госслужащим. Зато мы увидели, пожалуй, самое крутое и легендарное Динамо – Владимир Васильевич сделал все, чтобы его любимцы жили в комфорте и пользовались материально-жилищными благами.      

"Сказать, что В.В. Щербицкий любил футбол, был искренним почитателем этого замечательного вида спорта, означало бы не сказать ничего. Будучи человеком основательным, он досконально знал футбол, его организацию, кадровое обеспечение, создание суперкоманд, знал внутреннюю кухню, тончайшие нюансы самой игры, судейство. Знал многие другие параметры футбола на уровне профессионала. Сам он, непосредственно, не общался, скажем, с коллективом киевского Динамо, которое занимало особое место в его жизни, но он постоянно держал в поле зрения всю околофутбольную ситуацию.

На стадионе В.В. не щелкал, как некоторые, семечки или не пил пиво. Он сидел с ручкой и блокнотом, делал свои пометки, после чего мог сделать профессиональный разбор игры секретарям ЦК – одним из кураторов команды. Им-то приходилось непосредственно вникать во все стороны жизни коллектива и каждой игры в отдельности", – вспоминал помощник Щербицкого Константин Продан. 

"Спорт – это политика, а футбол, благодаря его воздействию на настроения миллионов, заслуживает постоянного внимания первых руководителей республики", – твердил сам Щербицкий.

Думаете, ситуация изменилась в условиях современности? Ничуточки. В «шкуре» Зозули побывал еврейский полузащитник Хаим Ревиво, когда в 2003 году решился на переход из Фенербахче в Галатасарай, где наткнулся на весьма «теплый» прием. Самые дотошные болельщики принципиальных соперников взбунтовались и подняли антисемитский бунт – мол, меркантильный еврей теперь обогатится за счет Желто-красных (и это еще не учитывая прохладные отношения Израиля и Турции). В результате Ревиво отыграл больше десятка матчей, забил пять мячей и, подстрекаемый толпой, уехал на родину.         

В 2013-м полузащитник Джавад Некунам мог переехать из иранского Эстегляля в клуб ОАЭ, но трансфер заблокировали иранские власти,  которым не понравилось то, что Эмираты переименовали свой чемпионат в Лигу Арабского залива. Вся соль проблемы состоит в том, что иранцы, как потомки персов, считают его исключительно Персидским – так Некунам и еще восемь исполнителей по этой причине не сумели совершить переходы.  

Талантливейший Серхи Гвардиола, подписавший трудовое соглашение с Барселоной зимой 2015-го, долго в Каталонии не поиграл –  его разоблачили в нелюбви к региону. Твиты "Puta Barca" и "Hala Madrid" предрешили быстрый закат паренька в форме Блаугранас – сейчас неудачливого любителя социальных сетей можно найти аж за океаном, в Аделаиде Юнайтед. Вот такие дела! 

Напряженная ситуация между Россией и Украиной стала камнем преткновения для переезда ряда игроков в ближайшее зарубежье, а УЕФА уже не первый сезон вынужденно разводит клубы обеих стран в еврокубках. Однако все относительно и зависит от личных убеждений – вон, повторяющим, словно мантру, "футбол вне политики", Евгению Селезневу и Алексею Гаю факт агрессии со стороны России не помешал обустроиться в РФПЛ, а тому же Руслану Ротаню стоил прописки в казанском Рубине.   

А столько в мире матчей с явным политическим подтекстом – Англия-Шотландия, Сербия-Албания, КНДР-Китай, Сербия-Хорватия…  От знаменитого удара Звонимира Бобана к беспилотнику с изображением Исмаила Кемали прошло двадцать четыре года, а проблемы остались все те же. Увы, политика.

Другие посты блога

Шиза по-київськи
28 апреля 2017, 15:22
12
Футбольний батальйон
4 апреля 2017, 09:49
Волшебники Уэмбли
1 апреля 2017, 10:11
4
Все посты