Tribuna/Футбол/Блоги/Трибуна-Л/Если. Альтернативная история украинского футбола. Часть 4

Если. Альтернативная история украинского футбола. Часть 4

Блог — Трибуна-Л
2 августа 2015, 19:00
5
Если. Альтернативная история украинского футбола. Часть 4

В долгожданном возвращении саги от Дмитрия Литвинова – «Шахтер», ушедший в чемпионат России, иностранец во главе сборной Украины и Шевченко, уехавший в Англию на 8 лет раньше, чем в реальности.

Мы снова здесь. Краткое содержание предыдущих серий.

15. А что, если бы «Шахтер» ушел из чемпионата Украины в 1994 году

«Серебряный» «Шахтер» 1994-го.

«Настало время удивительных историй» – эту фразу можно применить практически к любому периоду истории украинского футбола, но к лихим 90-м – особенно уместно. Хотите владельца клуба, криминального авторитета, который увольняет тренера, бывшего чемпионом страны, и сам становится главным, да так, что команда проигрывает лишь раз в семи матчах? Пожалуйста, Рувим Аронов, «Таврия», сезон 1995/96. Хотите  тренера команды, который после неудачного матча врывается с несколькими качками в судейскую комнату, и принимается избивать арбитра? Да легко, Юрий Погребняк, мариупольский «Металлург», сезон 1997/98. Хотите вице-чемпионов страны, которые после первого поражения в сезоне заявляют, что из-за судейского беспредела снимаются с чемпионата Украины и перебираются в российское первенство? Стоп, вот об этом и пойдет речь.

В сезон 1994/95 годов «Шахтер» вступал, преисполненный оптимизма. Новый хозяинг клуба, известный в Донецке бизнесмен Ахать Брагин, сумел обеспечить достойное финансирование, денег хватало и на удержание молодых лидеров Шуткова, Орбу, Кривенцова, и на возвращение домой «людей из 80-х» Виктора Грачева и Игоря Петрова. И приход будущего эксперта канала «Футбол» уже больше выглядел красивым жестом – легенда заканчивает дома, то будущий глава футбола ДНР сразу стал лидером команды, по итогам сезона забив 14 мячей. Под стать Петрову начала тот год и вся команда: 7 побед и ничья с «Кривбассом» в стартовых 8 турах, даже всемогущее «Динамо» отставало на 2 очка, а среди поверженных был неслабый «Черноморец».

Гром грянул в 9-м туре, когда в Тернополе «Шахтер» уступил местной «Ниве» 1:2. По игре у донецкой команды перевеса не было, но в одном из эпизодов Валерий Авдыш отменил забитый гостями гол. Позже Валерий Яремченко будет вспоминать, что мяч пересек линию ворот на два метра. Увы, но история не сохранила ни видео взятия ворот, ни воспоминаний о том, вышел ли Авдыш на поле без собаки-поводыря. Зато дошло письмо Брагина, отправленное уже на следующий день к президенту ФФУ Виктору Банникову, министру спорта Борзову и главе профильного комитета Верховной Рады Александру Яковенко. «Шахтер» жаловался на судейский произвол, утверждая, что команду лишили очков и в Тернополе, и в Кривом Роге, а она могли (и должна была) идти вообще без потерь. В случае, если не будут приняты действенные меры клуб готов сняться с роызыгрыша и заявиться для участия в российском первенстве.

ФФУ ошибку Авдыша признала, отстранила судью и его помощника до конца года, но предвзятости не обнаружила. Оперативно отреагировал и законодательный орган, рекомендовав переиграть матч. Вмешательство государственной власти в дела футбольной? Не, не слышали. Но просто намекну, что Яковенко был избран в Енакиевском избирательном округе. «Шахтер» решение оставить результат матча в силе не принял, а затем появилось еще одно письмо от Брагина, где сообщалось, что клуб решил отказаться от участия в чемпионате Украины – и точка. Здесь начинается самое интересное, тот самый момент, описанный Брэдбери, когда и гром грянул, и бабочка уже чувствует себя не очень хорошо.

«Шахтер» как символ «русского мира» на Донбассе, который никуда не перезжает в 2014-м, интересный вариант, правда?

Представим, забыв все регламентные тонкости, что «Шахтер» действительно уходит в чемпионат России и его там действительно хотят видеть. В то время гегемония «Спартака», бравшего титул за титулом, как раз оказалась под угрозой: как раз взяла чемпионство «Алания», очень мощный футбол показывал «Ротор» Прокопенко, на ходу были московское «Динамо» и «Локомотив». «Шахтер» с его составом, при всем уважении, боролся бы у соседей в лучшем случае за 4-5 места. Захотели бы терпеть это руководители клуба? И Брагин, и сменивший его Ахметов – люди, более чем амбициозные. Мы все помним, как ждал свое первое чемпионство нынешний президент клуба, через сколько скандалов пришлось пройти его команде. Думаете, в России, где соперников было больше, было бы проще прийти к успеху? Ой, вряд ли. Но интересно было бы точно. Вот, скажем, игроки «Шахтера» – как думаете, приняли бы они российское гражданство, смогли бы играть за тамошнюю сборную? Скажем, Зубов – поборолся бы с Карпиным и Канчельскисом за место на правой бровке? А Попов – забивал бы в матче отбора ЧЕ-2000 в ворота Шовковского, а не Харина? А разбитые битой машины игроков «Шахтера» – они были бы не после матча с «Аустрией» в 2002-м, а  после, скажем, игры с «Шинником» в 1999-м? И я уже молчу про чисто политические последствия: «Шахтер» как символ «русского мира» на Донбассе, который никуда не перезжает в 2014-м, интересный вариант, правда?

ТМ

Правила нарушать плохо, но иногда просто необходимо. К счастью, в ФФУ решили, что даже хотя донецкий клуб не заявлял никакого официального протеста на результат игры сразу после матча, как предписывал регламент, проявив себя исключительно в эпистолярном жанре, нужно пойти на уступки. Помогло и обращение Григория Суркиса, чьи отношения с тогдашним руководством федерации тоже были далеки от идеальных. Президент «Динамо», который пытался использовать ситуацию для создания альтернативного центра власти в виде ПФЛ (о необходимости появления которой говорилось и в письме Брагина), поддержал соперников. Результат тернопольской встречи был аннулирован, а 1 декабря должна была быть проведена переигровка.

До второго матча «Шахтер» успел «устроиться» дома «Динамо» (1:3), в гостях проиграть «Днепру» (0:2), потерять победу с «Волынью» (Федецкий-старший постарался, как знал, что его сыну в Донецке лавку полировать). В завершающей игре года «Нива» победила «Шахтер» 2:0. «Без шансов, без вариантов, безотносительно именно вас», – как прокомментировала бы игру популярная певица из страны, в чей чемпионат так рвался «Шахтер». От судьбы не уйдешь – будь ты хоть бабочкой, хоть мудрецом.

14. А что, если бы Мирослав Блажевич стал тренером сборной Украины

Блажевич с дипломом призера чемпионата мира.

Осень 2001-го – вероятно, самое грустное время в истории украинской сборной. Хотите поспорить? Да, у нас были более неудачные отборы, но от команды Буряка (Евро-2004) ничего не ждали, от команды Блохина (Евро-2008) требовать опередить финалистов того ЧМ (да, мы сами были четвертьфиналистами, но вы же помните, кого обошли на пути к тому четвертьфиналу) могли только утописты в розовых очках, а неудачи в плей-офф отбора на ЧМ-2010 и 2014 все воспринимали уже стоически: karma is a bitch.

В то время, как успеха и попадания на чемпионат мира в Японии и Южной Корее ждали все. Тут и эффект прихода Лобановского в сборную, и ощущение жутчайшей несправедливости от матчей с Хорватией и Словенией, и откровенно слабая группа, попавшаяся в отборе. Беларусь, Уэльс, Польша – да кто это вообще все такие, что они могут противопоставить нашим звездам, героям Лиги чемпионов, возглавляемым уже всемирно признанным «бронзовомяченосцем» (богатое слово, согласитесь?) Шевченко. Норвегия – ну, ладно, с этими надо быть осторожными, но в целом надо выходить дальше, наша мета – 2002.

Столкновение с реальностью было болезненным. В потрясающей экранизации «Пены дней» Виана мир вокруг главных героев превращается по ходу фильма с накоплением все большего числа негативных событий из ярко-красочного в черно-белый. Вот примерно такое же погружение в оттенки серого случилось со сборной Украины по ходу того отбора. Поражение от Польши имени Олисадебе, лишившее Вячеслава Кернозенко каких-либо перспектив в «Динамо» и сборной, 4 (четыре, Карл!) подряд ничьи с белорусами, валлийцами (дважды, Карл!) и норвежцами – все плохо. Вышли в плей-офф благодаря дублю Шевченко в Минске, после чего Малофеев обвинит Хацкевича и Белькевича в сдаче матча, да очочку в Варшаве, кинутому с барского плеча поляками, которые к тому моменту уже все себе обеспечили. Домашняя ничья с немцами отсрочила крушение, но 1:4 в Дортмунде окончательно убили все и всех. В том числе, боюсь, и буквально – здоровья Лобановскому выступления той команды не прибавили.

Растерянный вид выдающегося тренера мог служить иллюстрацией к определению слова «бідося»

Стало понятно, что так жить нельзя, мы же за все хорошее и против всего плохого, а значит ФФУ надо выбирать нового тренера. В 2012-м бы конечно назначили главным человека, который возглавлял тренерский комитет всех сборных, но в 2001-м были чуть другие времена (а главное – Лобановский же сборные до того и курировал, хоть и без официальной должности). В духе обновления решили провести демократические выборы, на которых кандидаты могли выставить свои программы. И за несколько дней до выборов прошелестело: «Чиро» едет в Киев.

«Чиро», он же Мирослав Блажевич, тренер тех самых хорватов, что оставили нас без ЧМ во Франции, а затем стали там бронзовыми призерами, был настроен оптимистично. За ним была поддержка уже ставшего всесильным в украинском футболе Суркиса-старшего, за ним были опыт и авторитет в футбольном мире, а конкуренты, прямо скажем, не впечатляли. Фоменко чуть ли не выдвинули против его воли, сам Михаил Иванович заявлял, что пока хочет поработать в клубе, а насчет сборной «подумает, когда станет постарше» (и подумал, ну вы поняли). Блохин, по словам Суркиса, повел себя несерьезно, не удосужившись поговорить с представителями ФФУ лично. Наконец, оставался Леонид Буряк – авторитетный клубный тренер, хорошо себя проявивший в «Черноморце», но уже давненько не показавший новых личных успехов, наоборот неся ответственность за результаты сборной, в чей тренерский штаб он входил. Буряк как раз в отличие от старого друга в месте тренера был заинтересован и отклонил предложение от московского «Динамо», но итог выборов все равно казался предрешенным.

Десять лет спустя хорват будет вспоминать, что хотя уже согласовал и условия проживания, и зарплату, и все-все-все, но в последний момент, как объяснил ему работодатель, вмешалась политика. Мы можем лишь догадываться, кто выступил против назначения иностранца на пост главного тренера сборной, но, по сути, это мог сделать лишь один человек. Назовем его Леонид Данилович К. – в таком кафкианском стиле, знаете ли. Я вступаю на хрупкую почву предположений: связано ли это, например, с дружбой Леонида Буряка с Юрием Кравченко, какими-то патриотическими соображениями или неизвестным фактором. Зато точно можно сказать, что приход Блажевича сделал бы наш футбол интереснее. А так – в памяти остался несколько растерянный вид выдающегося тренера, который мог служить иллюстрацией к словарному определению прекрасного украинского слова «бідося». Интересно, в хорватском языке есть аналог?

Приди Блажевич в сборную Украины – и у Евро-2004 мог быть другой чемпион

Неназначение Блажевича – плохо по ряду важных причин. Во-первых, мы наконец получили бы практический ответ на вопрос: «Что будет, если человек со стороны возглавит сборную Украины?» Во-вторых, разорвали бы круг «носителей конспектов», которым надо дать проявить себя в сборной. При том, что и тренеры-то все неплохие, но нельзя же все время выбирать людей из википедийной категории «игроки Динамо Киев». В-третьих, посмотрели бы на непредвзятого в отборе игроков в сборную человека. Здесь можно ухмыльнуться и напомнить, кто приглашал Блажевича в Украину. Ок, вот только вся его карьера показывает, что этот человек не потерпел бы вмешательства в свою работу. И наконец, чисто спортивный аспект – думаю, мы более успешно поборолись бы в отборе к Евро-2004. Команды Блажевича никогда не играли в скучный футбол, а именно эмоций Украине в той квалификации не хватало больше всего. Отсюда и безвольная гостевая ничья с армянами, и позорище с североирландцами, и апатичное выездное поражение от Греции.

Просто представьте, что мы удержали бы победу в Ереване, дважды обыграли бы айришей и сыграли бы вничью в Афинах. Никакой фантастики вроде двух побед над испанцами, все крайне реалистично (ладно, тут про Кафку забыли). + 7 очков, -2 у греков – и в итоговой таблице у Украины, как и у Испании 17 очков, у греков – 16. Мы все равно отправляемся в плей-офф отбора (Испания там попала на Норвегию, если что), а там будь что будет. Думаю, никакого Блохина в сборной в отборе на ЧМ-2006 не возникло бы (а значит не было бы его и в «Динамо»). Приди Блажевич в сборную Украины – и у Евро-2004 мог быть другой чемпион: Франция ли (реванш Зидана), Чехия (Недвед получает второй «Золотой мяч» подряд, лишая его Шевченко) или Португалия (разговоры о несостоятельности Роналду в сборной даже не возникают, а Фигу и золотое поколение получают то, что заслужили).

Но всего этого не было. Украинская футбольная политика – штука почище и Кафки, и «Фауста» Гете. Ой, простите, я хотел сказать «грязнее».

13. А что, если бы Шевченко продали в 1998-м

В 1998-м против итальянцев Шевченко не впечатлил.

Из всех гипотетических трансферов той поры меня больше прочих занимает ситуация с отъездом Шевченко. Уход, скажем, Головко в «Ливерпуль», Лужного в «Бенфику» или Реброва в «Милан», а не «Тоттенхэм» – интересно, но узловыми событиями для украинского и европейского футбола они не стали бы. Отъезд Шевченко – из другой категории, один из важнейших поворотов истории футбольной Европы конца 90-х, а-ля несостояшийся трансфер Гуллита в «Арсенал» полутора десятилетиями ранее или переезд Марадоны в «Тоттенхэм».

Для начала надо понять: Шевченко уже летом 1998-го котировался как самый одаренный форвард Восточной Европы. Звание хорошее, хет-трик «Барселоне», голы «Ньюкаслу» и ПСВ в прошедшей Лиге чемпионов помнили все. Но помнили и беспомощность Андрея в четвертьфинальных матчах с «Ювентусом», после которых казалось, что ему если и уходить куда-то, то только не в Италию, съедят и не поморщатся. Вот Испания, где Роналдо мог обыгрывать по шесть игроков на пути к голу, или разудалая Англия – совсем другое дело.

И предложения появились. Писали об интересе «Ливерпуля», обиженной «Барселоны», чаще других упоминался «Манчестер Юнайтед», где еще не сэр Фергюсон, поняв, что Шерингем уже не тянет, а Солскьяер хорош как джокер, искал напарника для Энди Коула. Называли суммы в диапазоне от 15 до 20 миллионов долларов. Но нервы братьев Суркисов выдержали и Андрей остался. А теперь представьте, что он уходит в тот же «Манчестер».

Зачах бы Шевченко, не выдержав конкуренции, как это было позже с Форланом?

«Динамо» остается без равноценной замены и, вполне вероятно, даже не попадает в Лигу чемпионов (автогол в матче со «Спартой» Габриэль забил в борьбе с Шевой). А если и попадает, то голов в играх группового этапа с «Лансом» и «Арсеналом» нет. Нет и мячей с «Реалом» и «Баварией», как почти наверняка нет самих этих встреч. Получил бы свой шанс Венглинский? Купили бы Шацких на год раньше, чем это произошло в реальности? Выложили бы все деньги за кого-то из других клубов (Гецко? Паляница? совсем юный неоперившийся Воробей?) Вопросов явно больше, чем ответов.

А ведь есть еще и другая сторона медали: как Шевченко проявил бы себя в Англии, попади туда не в 30 лет, а в 22? Стал бы он движущей силой «Юнайтед» на пути к треблу-1999? Получил бы «Золотой мяч» на несколько лет раньше? Или зачах бы, не выдержав конкуренции, как это было позже, скажем, с Форланом – столько работоспособным и разносторонним форвардов, так и не сумевшим вписаться в систему Фергюсона.

Ясно одно: вышло, как должно было выйти. Лобановский, по легенде, летом 1998-го сказал, что Шевченко будет готов к отъезду через год. И был прав, Андрей после успехов в плей-офф Лиги чемпионов был морально готов бороться с абсолютно любым защитником в мире, добавил себе статусности, в общем, заматерел. Да, возможно, с «Манчестером» или «Барселоной» он выиграл бы больше трофеев, чем в реальности добился с «Миланом». Но жалеть о неслучившемся при такой блестящей карьере – гневить Бога.

Нельзя так. Даже если ты атеист.

Лучшее в блогахБольше интересных постов

Другие посты блога

Все посты