Tribuna/Фигурное катание/Блоги/Трезвый взгляд/Наша мета – 2022? Нужна ли Украине Олимпиада во Львове

Наша мета – 2022? Нужна ли Украине Олимпиада во Львове

Преимущества и недостатки, цена вопроса, конкуренты и шансы проведения Олимпиады во Львове – в материале Tribuna.com.

Автор — Илья Новиков
2 декабря 2013, 17:00
13

Преимущества и недостатки, конкуренты и шансы проведения Олимпиады во Львове – в материале Tribuna.com

14 ноября 2013 года Львов на проведение зимней Олимпиады в 2022 году. Столица Игр будет объявлена 31 июля 2015 года в Куала-Лумпур, а это значит, что, как минимум до этого времени мы будем слышать от чиновников разного уровня о том, насколько это важный и необходимый для Украины проект.

4 мифа об Олимпиаде

«Еще со времен СССР создаются проекты по развитию на современном уровне рекреационных зон Карпат. Но этот проект – самый реальный. Олимпиада привлекательна для инвесторов, а благодаря их средствам проект вполне может воплотиться в жизнь», – член МОК от Украины Валерий Борзов.

Строительство горнолыжных курортов и привлечение новых туристов станут основным аргументом организаторов Игр-2022. Мэр Андрей Садовой сообщил, что за последний год количество людей, посетивших Львов, увеличилось почти вдвое – настолько хорошую рекламу сделал себе город во время Евро.

Западная Украина отлично подходит для развития туристической отрасли – и из-за своей близости к европейским странам, и из-за сочетания прекрасной природы с городской архитектурой, свободной от индустриального советского наследия. Однако если у государства есть подобные планы, то так ли необходимо для этого проведение Олимпиады в регионе?

Пока что неизвестно, какая доля частных инвестиций будет в этом грандиозном проекте, но удивляет, что за столько лет никто не заинтересовался подобными перспективами и не создал в Карпатах украинский Санкт-Мориц или хотя бы Закопане.

«Все планирующееся сегодня строительство может быть в предстоящие десятилетия трансформировано для нужд Львова», – заместитель мэра Львова по гуманитарным вопросам Василий Косив.

Вопрос, что делать с олимпийским наследством после Игр, кажется еще актуальнее, глядя на историю «Арены Львов» после Евро-2012. В городе есть команда, которая хочет играть на этом стадионе, и есть болельщики, готовые туда приходить, но новостройка постепенно превращается в памятник бессмысленно потраченным деньгам.

Львовские градоначальники уже делятся планами того, как будут использованы будущие объекты после игр, в частности возле «Арены Львов». Одна небольшая ремарка: строительство такого поселка в Ванкувере принесло городу убыток в 300 миллионов долларов – квартиры в этих домах продавались намного тяжелее, чем ожидалось.

И совсем непонятно, что после игр делать с ледовыми дворцами, санно-бобслейной трассой, биатлонным стадионом, трамплинами. Расстояние между Львовом и будущим горнолыжным комплексом в Закарпатье – почти 200 км, от столицы Олимпиады до места, где будут соревноваться лыжники и биатлонисты – 130 км, а затраты на улучшение транспортной инфраструктуры будут составлять огромную часть бюджета Игр.

Сараево пережило зимнюю Олимпиаду в 1984 году и войну в 1990-х. Хочется верить, что объекты для соревнований возле Львова будут выглядеть спустя годы чуть лучше, чем в бывшей Югославии.

«Если мы будем вместе, то победим. Проанализируйте последнюю зимнюю Олимпиаду в Канаде. Она была в плюсах, потому что вовремя начали делать инвестиции», – мэр Львова Андрей Садовой.

Перед тем, как принимать решение о проведении Олимпиады, нужно четко понимать одну вещь: подобный праздник всегда убыточен для страны, так же, как и проведение крупного футбольного турнира. Организаторам Олимпиады в Канаде удалось выйти в ноль – но это если не считать затраты в 1 млрд долларов на безопасность и 2,5 млрд долларов, потраченных на улучшение транспортной инфраструктуры.

Рассчитывать на то, что Украина сможет провести Игры так же экономно, как Канада, не приходится – строить все объекты придется с нуля, ни у кого в стране нет подобного опыта, а по уровню коррупции мы соседствуем с Камеруном и Бангладеш. У Украины нет возможности тушить «горящие» по срокам объекты нефтедолларами, как это происходит в российском Сочи. Олимпиада – удовольствие гораздо более дорогое, чем чемпионат Европы по футболу, и за праздник длиной в месяц потом будет платить несколько поколений украинцев.

Сами организаторы пока не представляют ни точного бюджета Олимпиады, ни доли частных инвестиций. В августе вице-премьер Александр Вилкул о сумме в 5 млрд евро, в ноябре председатель бюджетной комиссии львовского облсовета Ярослав Качмарик сообщил о том, что бюджет будет сопоставим с Ванкувером-2010 (около 10 млрд долларов). До грандиозных сочинских сумм (около 50 млрд долларов) далеко, но стоит отметить, что в среднем стоимость подобных проектов вырастает практически в три раза (если точнее, на 179%) по сравнению с первичными оценками.

«Наши спортсмены должны тренироваться в Украине, а не за границей, как и украинцы, увлекающиеся зимним спортом», – вице-премьер министр Украины Александр Вилкул.

Пока что единственными, кто гарантированно выиграет от проведения Олимпиады во Львове, кажутся украинские спортсмены, которые получат прекрасную базу для подготовки. С другой стороны, непонятно, кто еще, кроме биатлонной сборной, будет тренироваться на олимпийских объектах. У нас нет ни горнолыжников, ни саночников, ни прыгунов с трамплина, а национальная сборная по хоккею скоро будет полностью состоять из натурализованных россиян.

Конечно, им неоткуда взяться, если в стране нет условий для тренировок, но если в нашей богатой и благополучной стране все настолько хорошо, что главной проблемой кажется слабое развитие зимних видов спорта, то, возможно, стоит попробовать с малого – строительства биатлонной базы, хоккейных школ и идти к Олимпиаде постепенно? Зимними видами спорта занимается минимум украинцев – хотя бы из-за погоды зимой на большей части страны, и создание баз подготовки для профессиональных спортсменов не имеет отношения к здоровью нации, о котором говорит львовский мэр. Проще говоря, если где-то будет построено несколько объектов мирового уровня, то у нас не начнут появляться лыжники, как в Норвегии, и хоккеисты, как в Канаде – это дело традиций, привычек, в конце концов, климата.

Конкуренты и шансы

Шесть заявок-претендентов можно виртуально разделить на три пары: настолько некоторые похожи друг на друга по своей философии. Львову ближе всего совместная заявка Кракова и Ясны, причем не только географически. Страны, переживающие серьезный экономический кризис, надеются таким образом привлечь иностранные инвестиции и заявить о себе в мире. Но больше всего это напоминает покупку дорогой машины в кредит, когда зарплаты едва хватает на еду.

Азиатские заявки Пекина и Алматы – это вариации на тему межпланетного шахматного турнира. Это будет дорого, масштабно и бессмысленно. Впрочем, подобные заявки в последнее время побеждали как при выборе мест проведения чемпионатов мира по футболу, так и Олимпиад.

Осло и Стокгольм будут соревноваться между собой в практичности и экономичности. Организаторы заявляют о философии лоу-кост, и действительно – у них есть готовая инфраструктура и огромный опыт проведения таких соревнований. Возможно, что на этот раз МОК откажется от поиска самого экзотического и дорогого варианта проведения Игр.

Фаворитами на проведение Игр сейчас считаются обе скандинавские заявки. Львов – абсолютный аутсайдер

Примечательно, что сразу несколько европейских стран отказались от идеи проведения Олимпиады после референдума среди населения. Жители, Вены, а также Давоса и Санкт-Морица посчитали траты на зимнюю Олимпиаду нерациональными и не поддержали организаторов. Вероятно, они не знают об исследовании, которое проводил экономист Стефан Шимански – после того, как в стране проходит крупное спортивное соревнование, в стране становится гораздо больше счастливых людей, и этот эффект сохраняется, согласно соцопросам, на протяжении нескольких лет. А возможно, скучные немцы и швейцарцы просто оставляют за собой право распоряжаться государственными деньгами. В восточной Европе и Азии демократия работает немного по-другому.

Фаворитами на проведение Игр сейчас считаются обе скандинавские заявки. Львов – абсолютный аутсайдер с коэффициентом 8. У Украины мало шансов получить Олимпиаду в 2022 году и из-за Сочи (МОК соблюдает принцип ротации регионов), и из-за отсутствия инфраструктуры.

Евро-2012 показало, что проведение соревнований такого уровня открывает Украину миру и улучшает ее имидж лучше, чем любой договор между политиками или многотысячный митинг на майдане. Европейцы получили возможность приехать лично и убедиться, что это больше не заповедник за железным занавесом, и отсюда не уезжают в гробах. Но рекламная кампания ценой в миллиарды долларов и строительство объектов, которые с большой долей вероятности окажутся невостребованными после 2022 года – это не главное, что нужно сейчас Украине.

Фото: REUTERS/Gleb Garanich; /Lestath; Fotobank/Getty Images/Xavier Laine

Другие посты блога

Что происходит с Коваленко
2 сентября 2017, 14:33
120
Все посты