Tribuna/Теннис/Блоги/Теннисный дайджест/Почему теннисисты такие высокие? Почему постоянно становятся выше? И что делать низким?

Почему теннисисты такие высокие? Почему постоянно становятся выше? И что делать низким?

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы.

Автор — Tribuna.com
4 августа 2020, 11:53
2
Почему теннисисты такие высокие? Почему постоянно становятся выше? И что делать низким?

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы.

Если вводить в гугле «почему теннисисты», то самым популярным запросом будет «почему теннисисты кричат», вторым – «почему теннисисты высокие». По-английски результат примерно тот же – запрос про рост входит в десятку.

Теннисисты на самом деле выше среднестатистических людей. В женском туре средний рост составляет 170 см, в мужском – 185. Ребята в ATP в среднем выше не только простых мужчин, но и многих спортсменов – например, футболистов АПЛ (182 см).

Банально, но они высокие, потому что рост дает игровые преимущества

Большой рост – это длинные руки, которые помогают легче дотягиваться до мяча на задней линии и особенно у сетки.

Длинные руки – это длинные рычаги, которые позволяют сильнее разгонять ракетку и делать удары более мощными.

Но главное преимущество рост дает на подаче. Кроме уже упомянутой мощи, за рослых играет угол полета мяча. Во-первых, чем выше игрок, тем выше точка контакта во время подачи – а чем выше точка контакта, тем больше вероятность перекинуть сетку. Теннисисты ростом больше двух метров, например, направляют мяч строго сверху вниз – а все остальные сначала чуть-чуть наверх, чтобы он перелетел сетку. Поэтому у высоких подача сильнее – им помогают не только рычаги, но и гравитация.

Во-вторых, чем выше точка контакта во время подачи, тем острее угол отскока от корта. Поэтому самые высокие игроки подают так, что мяч взлетает выше комфортной для удара высоты. А если добавить вращение, то получаются вообще чудеса – Джон Изнер (208 см) иногда так вкручивает мяч, что он отскакивает на два метра. Посмотрите, как Джоковичу приходилось принимать выше головы.

Поэтому подача дает высоким больше очков. Статистика показывает, что ребята выше 195 см выигрывают на ней в среднем на 4,5% больше розыгрышей, чем 183-сантиметровые. И все это благодаря природным данным, которые ничем не компенсировать. Кевин Андерсон (203 см), например, говорил: «Я всегда повторяю, что мне будет легче двигаться, как Джокович, чем Джоковичу – подавать, как я».

А какие минусы у большого роста?

Все они – обратная сторона плюсов, которые дают длинные конечности. Ведь чем они длиннее, тем сложнее ими быстро двигать.

Длинными руками легче закрыть сетку, но они медленно складываются, когда, например, идет удар в корпус. И есть прямая корреляция – чем выше игрок, тем хуже он принимает, потому что под прием нужно быстро сложиться. Поэтому та же статистика, которая выявила у высоких преимущество на подаче, показывает, что из-за проблем с приемом рост не особо влияет на общий процент выигрываемых очков.

Длинные ноги дают длинный шаг, что в теории поможет на задней линии. Но если ноги слишком длинные, то их тяжелее разгонять. А теннис – это постоянное торможение и ускорение, взрывные движения, для которых требуется резкость. Длинноногий может набрать нереальную скорость к десятому шагу, но в этот момент он уже убежит на соседний корт. Теннисисту нужна нереальная скорость с первого же рывка.

Кроме того, в теннисе нужно постоянно подсаживаться под низкие мячи – и у сетки, и на задней линии. Длинноногим это сделать сложнее, поэтому им труднее выполнять относительно безопасные удары с верхним вращением. В итоге против них много подрезают, и в результате они скатываются к плоским и очень рисковым атакам – и много-много ошибаются.

А еще очень высокие игроки больше подвержены травмам суставов – локтей, коленей, запястий. Потому что длинные рычаги позволяют создать большую мощь, но эта мощь проходит через слабые места и их ломает. Классический пример – 198-сантиметровый Хуан Мартин дель Потро, которому запястья оперировали четыре раза.

Из-за всего этого в теннисе лучше быть высоким, но не слишком. Оптимальный рост – примерно 180-190 сантиметров. Самые титулованные игроки в истории входят в этот промежуток: у Федерера и Надаля – 185 см, у Джоковича – 188 см.

В мужском туре много более рослых ребят, а вот у женщин много лидеров из числа самых-самых высоких – Шарапова, Азаренко, Квитова, Мугуруса, Осака, Винус Уильямс. Все они выше 180 см. Но еще много побеждают Серена (175 см), Андрееску и Кенин (обе по 170), Халеп (168) и Барти (166).  

Заметьте, даже самые маленькие из топ-теннисисток выше среднестатистической женщины.

Теннисисты всегда были такими высокими?

Нет, за последние годы они выросли. Двукратная чемпионка US Open Трэйси Остин рассказывала, что в конце 70-х Мартина Навратилова считалась высокой – а у нее рост составляет совсем не впечатляющие по нынешним меркам 172 см.

188-сантиметровый Иван Лендл, пришедший в профессиональный тур в 1978-м, тоже зафиксировал эволюцию: «Про меня говорили, что я слишком высокий и не смогу нормально двигаться. А сейчас есть 190-сантиметровые ребята вроде Энди [Маррея], и они двигаются просто отлично».

Наблюдение насчет движения очень меткое – потому что эволюция в этом аспекте стала главной причиной вырастания туров. Особенно это заметно в мужском, где рост, при котором игрок считается по умолчанию громоздким и неповоротливым, постоянно растет. Раньше такое говорили про Лендла, а сейчас в топ-10 стоят лидеры нового поколения – Циципас (193), Зверев и Медведев (по 198). Все они двигаются отменно.

Эксперты пишут, что сейчас появился вообще невиданный раньше тип игроков – высокие и очень тонкие. Обычно для двухметровых проблема в том, что они слишком много весят, но Зверев с первых дней в туре наоборот очень много работал, чтобы нарастить мышечную массу и стать помощнее.

Из-за этой эволюции в мужском туре сейчас появляются методы тренировок, направленные на то, чтобы подчеркнуть плюсы большого роста и нивелировать минусы. А еще сложилась ситуация, давно ставшая привычной для женского – элита там значительно выше всех остальных. Средний рост игрока топ-10 ATP сейчас – 190,1 см. Средний рост игрока топ-100 – 186,6.

Совсем маленьким в туре делать нечего?

Им на самом деле тяжело. Успехи 170-сантиметрового Диего Шварцмана так шокируют, что его небольшой рост стал основой его образа в медиа: комментаторы во время матчей по 150 раз повторяют, какой аргентинец низкий, а статьи про него почти исключительно посвящены тому, как он преодолевает ограничения своего роста.

Лаура Зигемунд, в 2018-м вернувшаяся в WTA через мелкие турниры, рассказывала о них: «Там было намного больше маленьких игроков. Чем выше поднимаешься в туре, тем выше становятся соперницы. У высоких игроков есть преимущество».

Конечно, недостаток роста можно компенсировать. Нехватку мощи на подаче заменяет точность и разнообразие – поэтому в женском туре 166-сантиметровая Барти становится одним из лидеров по эйсам. Важность точности показывает и пример Федерера с Джоковичем – они хоть и высокие, но берут не километрами в час, а умением постоянно класть мяч близко к линии.

В розыгрышах компактные игроки имеют преимущество в скорости (оно позволяет не только тащить, но и лишать соперников времени за счет игры по восходящему мячу) и выносливости. А поскольку они постоянно думают, как бороться с мощью, обычно они чуть более изобретательные и разнообразные.

Но рост все равно решает очень многое. В мужской топ-100 сейчас всего 10 игроков ниже 180 см, но при этом 27 – выше 190.

Фото: Gettyimages.ru/Clive Brunskill, Cameron Spencer; globallookpress.com/Li Muzi/Xinhua, Daniel Bartel/Icon Sportswire, Zhu Wei/Xinhua

Другие посты блога

Все посты