Tribuna/Теннис/Блоги/Теннисный дайджест/Эшли Барти – лучшее, что могло случиться с женским теннисом

Эшли Барти – лучшее, что могло случиться с женским теннисом

Автор — Валерия Ли
12 июня 2019, 18:18
Эшли Барти – лучшее, что могло случиться с женским теннисом

Трибьют новой чемпионке «Ролан Гаррос».

Отклики теннисистов на успех кого-то из коллег – лучший индикатор отношения к человеку в туре. Элитный теннис – замкнутый и тесный мир единоличников, где невозможно казаться лучше, чем ты есть. Поэтому когда Эшли Барти выиграла «Ролан Гаррос», ее бросились поздравлять примерно все: женщины и мужчины, одиночники и парники, тренеры и ветераны, соперницы, которых она обыграла по дороге к титулу, и те, которых она сегодня подвинула в рейтинге, те, кто комментирует все подряд, и те, кто говорит, только когда их спрашивают.

«Эта девочка на этом турнире надрала задницу мне и всем остальным», – подписала теперь знаменитую фотографию пятилетней Барти Андреа Петкович, взявшая у нее четыре гейма в третьем круге.

«Подтверждаю про надранную задницу😂», – откликнулась Мэдисон Киз, справившаяся чуть лучше в четвертьфинале (3:6, 5:7).

«Два года назад она вынесла меня 6:1, 6:0, хотя я не играла плохо. Я даже не расстроилась – просто сказала, что с таким уровнем она будет в топ-10 и чемпионкой «Шлема», – вспомнила позапрошлое лето Кирстен Флипкенс.

«Обожаю, когда прекрасные вещи случаются с прекрасными людьми», – резюмировала реакцию мирового тенниса сентиментальная Шелби Роджерс.

Это не значит, что в теннисе мало хороших людей. Конечно же, их много. Это значит, что, когда теннис – сущностно жесткий и очень эгоистичный – принимает кого-то с такой безоговорочной нежностью, к этому человеку стоит присмотреться.

Еще стоит присмотреться к тому, кто крупнейший успех в профессии считает меньшим достижением, чем возможность работать со своей командой. Или который в разговорах о теннисе – спорте страшных индивидуалистов – почти всегда говорит «мы» (с командой), а не «я». Для которого главный профессиональный кайф – придумывать что-то новое. Который, наконец, в момент самой большой победы поворачивается к своим и говорит прекрасное: «Херасе». А когда все это делает один человек, присматриваться нечего. И с верха Олимпийского стадиона Баку видно, что это кто-то особенный.

***

История Эшли Барти уже хорошо известна: еще ребенком показав себя большим талантом, она оказалась не готова к одиночеству теннисной жизни и решила, что хочет быть счастливой, даже если это значит не быть теннисисткой. Она на полтора года ушла из тенниса и почти нашла себя в крикете (во многом потому, что ей нравилось быть частью команды), но потом все же вернулась. Три года спустя она чемпионка «Ролан Гаррос» и вторая ракетка мира. Последний год она работает с психологом и говорит, что без того перерыва никогда бы всем этим не стала.

Талантливые теннисисты часто с детства живут под давлением. Кому-то, как Анне Курниковой, нужно содержать семью, кому-то, как Ришару Гаске, оправдывать звание хедлайнера поколения. Справляются не все. Эшли Барти справилась благодаря умению мыслить свободно и ценить процесс, а не только результат: 

«У меня был очень необычный путь, – говорила она в начале весны после того, как в Майами выиграла крупнейший на тот момент титул. – У каждого игрока он свой, и про себя я могу сказать, что меня к нынешнему успеху привел как личностный рост, так и игровое развитие за последние два-три года».

Барти в принципе очень открытая и почти не дает дежурных ответов (поэтому, например, когда в чемпионском интервью на корте «Ролан Гаррос» она проигнорировала упоминание Маргарет Корт, это было очевидное выражение позиции), но ее рассуждения о теннисе – вообще отдельный уровень дискуссии (проявляется даже в том, что она не говорит «мой теннис» или «моя игра», – только «моя марка тенниса»):

«Есть очень много игроков, удивительных и преисполненных достоинства, у которых есть свой стиль и класс и которым я в детстве старалась подражать. Но мой тренер всегда одергивал меня и говорил: «Мы сами творим свой стиль». И это примерно лучшее, что со мной в жизни случалось».

***

В результате этого творчества в 23 года Барти, чье абсолютно лучшее покрытие – трава, выиграла «Шлем» на грунте и «пятый «Шлем» на харде. По точному замечанию Tennis Accent, ее игровое превосходство над соперницами не в отдельных коронных ударах или любимых комбинациях, а именно в их отсутствии: «Она подавляет соперниц тотальностью своей игры, владением руками и ракеткой, что позволяет ей эффективно пробивать из любой позиции».

«Мне очень приятно слышать комплименты своей игре, – сказала Барти в субботу. – Но это еще и комплимент моей команде. Мы вместе прошли удивительный путь, работая, развиваясь, совершенствуясь, и только поэтому у меня теперь есть этот, скажем так, теннис Эшли Барти».

Это очень характерно для Барти – не стремиться на первый план и ощущать себя частью чего-то большего (вот она снова – любовь быть в коллективе). Через пару минут после победы на «Ролан Гаррос» она говорила о подруге Сэм Стосур, первой из современных австралиек добившейся успеха в Париже (финал-2010, три полуфинала). В чемпионской речи – как рада разделить последние три года со своей командой. Чуть позже – о том, как много для нее значит быть лицом коренного населения Австралии (отец Барти Роберт – австралийский абориген из племени нгариго).

«Мне невероятно повезло, что у меня такая прекрасная, удивительная семья, которой все равно, выиграла я, проиграла или сыграла вничью, – сообщения и фейстайм никогда не кончаются. Меня окружают очень, очень хорошие люди, поэтому и в теннис мне играется так приятно».

***

По итогам «Ролан Гаррос» от вершины рейтинга Барти отделяет меньше 150 очков, и у нее неплохой шанс уже этим летом стать №1. Для женского тенниса как спорта, в котором десять последних «Шлемов» выиграли девять разных теннисисток, это будет нормально. Но для тенниса как мирового флагмана женского спорта будет очень жизнеутверждающе, если его лицом станет домоседка из 200-тысячного города на краю Земли, которая играет, потому что любит созидать, и показала: большие победы приходят не только к тем, кто не принимает поражения, но и к тем, кто знает, что в них нет ничего страшного.

«Будут дни, когда все будет по-твоему, а будут и такие, когда наоборот. Но я считаю, что суть и красота этой профессии в том, чтобы ставить одну ногу перед другой и уметь получать удовольствие от пути, по которому идешь», – Эшли Барти, с которой произошли прекрасные вещи, потому что она их заслужила.

Другие посты блога

Все посты