Tribuna/Велоспорт/Блоги/History Channel/«Набожный Джино» и его убеждения

«Набожный Джино» и его убеждения

О религии, дружбе, соперничестве, убеждениях и Холокосте. Предупреждаю - много букв! :)

Блог — History Channel
23 сентября 2015, 16:59

Джино Бартали считался не только величайшим итальянским велогонщиком довоенной эпохи, но и неофициальным символом страны - в частности, за свою, вошедшую в легенды религиозность. Говорили, что Бартали, получивший от соотечественников прозвище "Набожный Джино", порой даже читает молитвы во время гонок - а ещё он, будучи уже ветераном и капитаном своей команды, заставлял более молодых партнёров - в том числе другую легенду, Фаусто Коппи, молиться перед каждым приёмом пищи, а также извиняться за любое сказанное ругательство.

Коппи, в отличие от своего главного соперника, был классическим прожигателем жизни, волокитой и любителем заложить не только за воротник, но и в ноздрю (поговаривали, что ранняя смерть Фаусто в сорокалетнем возрасте была связана не столько с малярией, которую он похватил на сафари в Африке, сколько с передозировкой кокаина). На пике своей славы Коппи ушёл от жены, публично сойдясь с другой замужней женщиной. Дошло до того, что даже Папа Римский публично потребовал от гонщика вернуться в семью, а когда тот наотрез отказался, даже не стал благословлять очередную "Джиро д'Италия".

Так вот, несмотря на явную неприязнь к Фаусто, его старший коллега всегда ценил талант раздолбая-соотечественника - и даже помог ему выиграть "Тур де Франс" 1949 года (та гонка вообще стала настоящим праздником джентльменства - Коппи и Бартали, на голову превосходившие всех соперников, ждали друг друга после проколов колёс или падений, а Фаусто вообще подарил сопернику победу на одном из этапов, пришедшемся на день рождения Джино). И всё же, во всех интервью Бартали неизменно осуждал плейбойский стиль жизни Коппи, утверждая, что тот гробит свой колоссальный талант (и, в принципе, был не так уж и неправ).

Бартали надолго пережил своего великого соперника, скончавшись в 2000 году в почтеннейшем возрасте восьмидесяти пяти лет. Казалось бы, конец истории - но нет, всё только начинается. В 2013 году мемориал Холокоста Яд ва-Шем посмертно признал Джино Праведником мира. Оказалось, что с 1943 года, когда Италия попала под немецкую оккупацию, флорентийский раввин Кассуто и кардинал Далла Коста организовали сеть по спасению евреев, переправляя их в Швейцарию.

Важнейшую роль в этой сети играл как раз Бартали. На своём велосипеде он разъезжал по дорогам Тосканы, перевозя внутри руля и сиденья фальшивые документы для евреев, по которым те позже уезжали из страны. Благодаря своей скорости Джино был просто незаменим в этом деле. Когда гонщика останавливали патрули, он, широко улыбаясь, рассказывал, что старается поддерживать форму каждый день - и вот прямо сейчас тоже едет с очередной тренировки.

Джино обыскивали - но при этом, разумеется, ничего не находили. Когда солдаты требовали предъявить для досмотра велосипед, он громко возмущался, призывая в свидетели Мадонну и всех святых. Например, так: "Нет, ну вы посмотрите только, какое невежество! Я полдня трудился, настраивал положения руля и седла, регулировал мельчайшие механизмы - а вы собираетесь сбить мне все настройки! Неужели вы хотите, чтобы в ближайшей гонке я вчистую проиграл этому негодяю и безбожнику Коппи? Если да, то вот, пожалуйста - потрошите мой велосипед!.."

Кончалась эта комедия одного актёра всегда неизменным образом - патрульные извинялись, желали удачи, а иногда просили автограф. Вежливый Джино никогда не отказывал - а потом садился и ехал дальше, чтобы передать раввину Кассуто новую партию документов...

Интересно, что после войны Бартали не собирался распространяться о своих подвигах. Лишь много лет спустя журналистка Сара Чоркош, исследовавшая Холокост, встретилась с дочерью Кассуто, которая и рассказала, что за роль играл Джино в деятельности подпольщиков. Характерно, что Бартали первоначально отказывался встретиться с Чоркош, разговорившись лишь после упоминания о его знакомом-раввине.

"Я никогда не отличался веротерпимостью", - признавался Бартали за несколько лет до смерти. "Уверен, что католицизм - единственная истинная вера". Но религиозные убеждения - это одно, а гуманность - совсем иное, и они не должны мешать друг другу. Я всегда старался помогать людям - даже если считал, что они искренне заблуждаются".