Tribuna/Бокс/Блоги/Бокс и ничего лишнего/«Не считаю россиян братьями». Шатерникова – о Ломаченко и Усике, благотворительности для украинской армии

«Не считаю россиян братьями». Шатерникова – о Ломаченко и Усике, благотворительности для украинской армии

Алина стала гостьей нашего прямого эфира.

Автор — Oleksandr Pasichnyk
12 мая 2020, 17:03
20
«Не считаю россиян братьями». Шатерникова – о Ломаченко и Усике, благотворительности для украинской армии

Вице-президент Лиги профессионального бокса Украины и бывшая чемпионка мира Алина Шатерникова стала гостьей прямого эфира паблика Ukraine Boxing в инстаграме. Украинка вспомнила самые яркие эпизоды своей карьеры, рассказала о помощи украинской армии и создании «Атаманов».

«Находимся в ожидании того, чтобы нам разрешили проводить национальные соревнования без зрителей»

- С сегодняшнего дня (разговор состоялся 11 мая – прим. Tribuna.com) в Украине ослабили карантин. Правильно ли это делать в нынешней ситуации? Как пандемия отразиться на боксе?

– То, что мы частично выходим из карантина – это само собой разумеющееся действо. Я считаю, что такой жесткий карантин был оправдан. Благодаря этому мы сохранили нашу систему здравоохранения, жизни и здоровье многих людей. Судить о том, правильно ли сейчас делать карантин мягче, я бы не стала. Для этого есть специальная группа людей – специалистов в своей сфере.

Коронавирус отразится на любой сфере деятельности, в том числе и на боксе. Количество спортивных ивентов в этом году существенно уменьшится. Мы знаем, что была перенесена Олимпиада, а вчера я слышала разговоры о том, что Токио уже сомневается в том, будут ли они принимать Игры в следующем году.

Если говорить о боксе, то во многих странах мира до осени ничего не будет проводиться. Мы увидим гораздо меньше топовых поединков. Аналогично и в Украине. Сегодня мы находимся в ожидании того, чтобы нам разрешили проводить национальные соревнования без зрителей.

Я регулярно на связи с министром. Когда на правительственном уровне скажут, что, условно говоря, с июля или июня можно проводить чемпионаты без зрителей, тогда мы начнем проводить малобюджетные боксерские ивенты на маленьких площадках. Сейчас много работаем над планированием. Как только пандемия завершится – будем работать над реализацией.

- Вы – вице-президент Лиги профессионального бокса. Что это за организация?

– Функций у Лиги много. Во-первых, это лицензирование боксеров, судей, тренеров, менеджеров. Особо важно – лицензирование боксеров. Они проходят определенные процедуры, чтобы получить возможность выступать на профи-ринге. Основные – медицинские тесты. Судьи проходят семинары, потом тест на знание правил профи-бокса. Только после этого они получают лицензию.

Во-вторых, мы занимаемся разработкой правил и регламентирующих документов для проведения боксерских ивентов в Украине. За основу мы берем международные правила, но не забываем, что есть законы и в Украине. Мы адаптируем их к нашим регламентирующим документам.

В-третьих, мы обслуживаем все эти ивенты: назначаем судей, устанавливаем время, занимаемся распространением результатов боев. К примеру, сайт BoxRec (крупнейший боксерский портал, который ведет учет и статистику боев по всему миру – прим. Tribuna.com) получает данные только от Лиги профессионального бокса.

В-четвертых, мы плотно сотрудничаем с государственными учреждениями, на международной арене представляем украинский профессиональный бокс. Посещаем конгрессы, где продвигаем своих боксеров в рейтингах. Все топовые организации: WBC, WBO, WBA, IBF сотрудничают с Украиной через Лигу профессионального бокса.

- Недавно у Лиги был конфликт с Федерацией Бокса Украины. Они хотели ликвидировать профессиональный бокс как вид спорта. Как сейчас обстоит ситуация?

– Да, была попытка объединить бокс в одну федерацию, убрать профессиональный бокс из списка видов спорта. Мы очень однозначно все разложили, отстояли свою позицию. Олимпийский бокс и профессиональный бокс – два разных вида спорта. Поэтому и две разные федерации.

На сегодняшний день новых попыток у Федерации нет. Я слышала на одном из последних исполкомов о том, чтобы мы заключили меморандум о сотрудничестве. Мы ждем предложений от Федерации Бокса.

- В России есть модель единственной Федерации бокса. Такое же пытались провернуть в Украине, но не получилось. Этот меморандум – всего лишь примирение, не идет речь об объединении?

– Наша позиция состоит в том, что это два разных вида спорта. Нынешняя модель бокса показала эффективный результат, поэтому мы не видим смысла что-то ломать, навязывать ту модель бокса, которая есть в России.

- Недавно у Федерации Бокса был конфликт с Виктором Выхристом из-за его перехода в профи. Лига профессионального бокса была осведомлена о переходе Виктора?

– Мы узнали об этом, когда один из сотрудников Федерации спрашивал у нас о переходе Выхриста в профи. Тогда он еще не подписал ни с кем контракт. Мы ничего не слышали, не ожидали такого поворота событий, ведь Виктор считался первым номером сборной в своем весе. Но Федерация не могла связаться ни с ним, ни с его тренером.

О подписании контракта мы узнали через СМИ. Естественно, мы хотим, чтобы профессиональный бокс развивался. Чтобы на смену ярким поколениями одних боксеров приходили другие. Поэтому мы просто пожелали Вите удачи.

«Название «Украинские атаманы» придумал Ломаченко»

- Мы помним турнир World Series Boxing и команду «Украинские атаманы». Они не проводят свои турниры с 2017 года. Если гипотетически представить, что они возрождают деятельность – есть ли возможность создать команду в Украине?

– Если говорить о возрождении, то Украина делала шоу, которые не уступали событиям в Германии, Англии. Все происходило на высоком уровне – ТВ-продакшн, организация боев, прием команды соперника, количество зрителей. Но все это можно делать, если есть финансирование. Такой проект – это очень дорогая игрушка.

Если кто-то из крупных спонсоров готов был взяться за это, то было бы супер. В качестве состава бойцов можно не сомневаться. Мы бы были конкурентным клубом.

- Как вообще создавались «Украинские атаманы»?

– Это незабываемые годы работы. Инициатором создания был глава Федерации Бокса Владимир Продивус. Он договорился с руководством WBS о создании и участии клуба.

После Олимпийских игр у нас был тур с нашими чемпионами: Усиком, Ломаченко, Гвоздиком, Беринчиком. Это был тур для популяризации этих боксеров. По сути, мы все придумывали в автобусе.

Активное участие принимали Вася Ломаченко и Саша Усик. Они были креативщиками. Мы предлагали название команд, а Вася что-то отбрасывал, что-то принимал. Название «Украинские атаманы» – полностью придуманное Василием.

Когда разрабатывали форму, наш дизайнер нарисовал проект, а Вася с ребятами уже корректировали. Много внимания было уделено деталям: где какая полосочка должна быть, какой длинны боксерские трусы.

- Можно ли сказать, что во времена золотого состава «Атаманов» полупрофессиональный бокс был популярнее профессионального?

– Думаю, да. Особенно в четвертьфиналах и полуфиналах. У нас был аншлаг во «Дворце Спорта», очень много внимания уделяли СМИ. Мы могли об этом только мечтать. Но не могу сказать, что бои братьев Кличко проигрывали. Их бои всегда оставались в топе.

- Вы – самый известный представитель украинского женского бокса. Никого популярнее и успешнее вас еще не было. Почему так? Неужели наши девушки слабее иностранных?

– Я не соглашусь с этим. Есть та же Татьяна Коб – первая украинская девушка, которая представляла Украину на Олимпиаде. Она же чемпионка Европы 2009 года. Есть Маша Бова, которая была чемпионкой мира. Иванна Крупеня – харизматичная, интересная, эрудированная. Не только как женщина-боксер, но и как тренер.

У нас хорошая женская сборная. Да, сейчас у нас нет олимпийской чемпионки, но олимпийский женский бокс развивается не так много лет. Девушек, которые приезжают в боксерские залы и на соревнования, становится все больше. Интерес растет. Уверена, что в стране, в которой бокс – один из популярнейших видов спорта, появится призерка ОИ.

Поэтому не считаю, что я – наиболее яркий представитель женского бокса. Нет. Здесь дело в том, что спортивные СМИ не уделяют внимания женскому боксу в Украине. Проблема в коммуникации. Для того, чтобы статья была рейтинговая, нужно обязательно упомянуть Кличко, Усика или Ломаченко. А когда говорится о Крупене, рейтинга нет. Я бы просила наших журналистов больше освещать женский бокс.

- В Украине есть уникальный проект, который чем-то похож на «Атаманов», – «Украинские львицы». Есть ли перспективы у такого женского проекта?

– В Украине спортивные проекты держатся на энтузиазме и фанатах. В большинстве случаев. Это очень тяжелый проект, сложно затащить зрителей в залы. Но это эволюционный процесс.

Если не бросать идею, работать с такими же горящими глазами, какие есть у главного тренера «Львиц» и Мирославы Пегановой (создатель команды – прим. Tribuna.com), в скором времени зрители будут приходить.

Если судить по статистике, у нас с каждым годом все больше и больше людей, которые приходят посмотреть на бокс вживую. Верю в то, что «Львицы» будут развиваться и дальше.

- Александр Усик недавно заявил, что против девушек в боксе. Что скажете по этому поводу? Говорили ли вам когда-нибудь, что девушкам не место в боксе?

– Естественно, этот стереотип по-прежнему существует. Но людей, которые его поддерживают, все меньше. Что же касается цитаты Саши, он сказал, что женщина – цветочек, который нужно лелеять.

Да, женщина – это цветок. Этому цветочку нужно давать развиваться. Но развиваться не в той парадигме, которую придумывают мужчины. Цветок будет развиваться еще лучше, когда будет идти в том направлении, которое ему нравится.

Если наблюдать за женщинами в единоборствах – посмотрите на прекрасную Дашу Белодед. Это красивая девушка, несмотря на то, что является уникальным атлетом. Александр так видит, но я его в этом не поддержу.

«Парни никогда не отказывались от спаррингов со мной»

- Как вы вообще попали в бокс?

– Я мечтала быть фигуристкой, но на секцию попала в 10 лет. Это поздно, чтобы начинать заниматься. Поэтому я пошла в дзюдо. Я просто искала клуб рядом с домом, случайно увидела объявление в школе.

Хорошо показывала себя на тренировках, попадала в сборную Киева. Потом появился кикбоксинг. К нам в зал приезжала сборная по кикбоксингу, я перешла к ним. Некоторое время была первым номером в своей весовой, а потом плавненько перекатилась в бокс.

На тот момент любительского женского бокса не было. Первый чемпионат Европы среди женщин проходил в Афинах, в 97-м году. Я заняла там первое место и получила приз за лучшую технику. После этого поступило предложение перейти в профессиональный бокс от промоутера из Швейцарии.

- Во время тренировок были спарринги с парнями?

– Чаще всего готовилась именно с парнями. Тогда в Киеве не было так много девушек, которые занимались боксом. Было пару девчонок, но они были из разных залов, мы редко пересекались.

Отрабатывали все с парнями, я им безумно благодарна. Спаррингуя с ними, мой уровень повышался. Когда ты работаешь с быстрым и нестандартным боксером, твое мастерство увеличивается .

Мы все были одной командой, у которой не было разделения. Был авторитет тренера. Ребята никогда не отказывались от спаррингов со мной. Может и были те, кто фыркал, не хотел спарринговать с девушкой. Но авторитет тренера все это подавливал.

- Какое самое яркое воспоминание из карьеры?

– Здесь нужно отметить два события. Первое – когда я впервые дралась за титул чемпионки мира против Регины Хальмич. Это был ко-мейн ивент большого боксерского вечера, масштаб поражал. Было много журналистов из разных стран, яркая пресс-конференция, выход на полностью заполненную современную арену.

Перед глазами была картинка, будто смотришь трансляцию на HBO, но сам участвуешь во всем этом. Непередаваемые эмоции, когда ты боксируешь, понимая, что у тебя все получается. Когда после боя поднимают руку соперницы – зрители освистывают. Когда я подымаю руку – все аплодируют (Алина проиграла бой раздельным решением судей – прим. Tribuna.com). Эмоции большого ивента очень запомнились. Второе яркое событие – победа в Англии в поединке за пояс чемпионки мира.

- В какой момент поняли, что нужно заканчивать карьеру?

– В последний год моих выступлений. Кроме того, что я тренировалась, начала работать менеджером. Сотрудничала с украинской промоутерской компанией National Boxing Promotion. Начала познавать бокс из-за кулис. Я изучала всю эту «кухню», меня захватило. После этого поняла, что хочу остаться в боксе менеджером.

Когда приезжала на турниры, тосковала по рингу, но это было не критично. Это не была какая-то острая тоска, чтобы объявлять о возвращении.

«Усик и Ломаченко не достойны того, чтобы их забрасывали камнями»

- Из-за карантина многие наши боксеры идут не в свою сферу деятельности. В последнюю неделю активно обсуждается российский фильм о церкви с участием Василия Ломаченко и Александра Усика. Вы написали об этом пост на своей фейсбук-странице, который потом разобрали на цитаты. Проясните свою позицию.

– Много лет, наблюдая за всем, что происходит вокруг, ощущаешь накал страха и определенной ненависти. Иногда мне даже приходили в голову мысли, что внешних врагов не нужно, так как у людей высокий градус нетерпимости друг к другу. Они могут скушать друг друга и без врагов.

И в одно прекрасное утро я решила написать этот пост. Это был крик души. Два тезиса, которые я выделила. Первое – стоп ненависти в целом и ненависти к людям, которых еще вчера носили на руках. Которые до сих пор являются визитной карточкой Украины в мире. Я не понимаю, как можно «травить» людей, мнение которых не совпадает с общим видением или идеологией.

Второй посыл – несправедливая методика отбора в список «Миротворца». Это в контексте происходящего вокруг действа и бездействия многих чиновников. Их действия выглядят преступно, их можно оценивать как несоблюдение национальной безопасности, признаки против украинского народа.

Я не готова давать оценки того пути, по которому идут ребята. Каждый выбирает свой путь. Путь, по которому идут они – сложный. Я бы не хотела их оправдывать. Осуждение – плохая штука, из-за которой происходят нехорошие вещи. Я просто написала о том, чтобы ребят не «травили». Они не достойны того, чтобы их забрасывали камнями.

99% людей, которые писали кучу гадостей, этот фильм не смотрели. Они прочитали вырванные заголовки – и все. В этом фильме есть хорошие посылы – о вечном, добром и правильном. Почему они приняли участие? Я лишь предполагаю, что они, как очень верующие люди, хотели озвучить именно это. Посыл их участия был в добром ключе, если бы не была затронута тема братьев.

Если для Василия мы братья – это его выбор. Я не считаю россиян братьями. Но я не могу осуждать тех, кто чувствует братское единство с россиянами. Это их выбор.

- После окончания карьеры вы выставили свой пояс чемпионки мира GBU на аукцион. Эти деньги пошли на пользу украинской армии. Расскажите об этом подробнее.

– Примером я взяла поступок нашей прославленной гимнастки Натальи Годунько. Она продала свою золотую медаль чемпионата мира. Деньги, вырученные из этого аукциона, она, по-моему, потратила на закупку оборудования для армии.

Я подумала, почему бы мне так не сделать. Через Наташу вышла на парней, которые занимались этими аукционами. Продала свой пояс за 20 тысяч гривен. Сразу же решила, что хочу отдать эти деньги адресно кому-то из воинов, которые находились в Киевском военном госпитале.

Приехала в госпиталь, главврач мне показала парней, которые нуждались в средствах. Один мальчик был ранен снайпером в область шеи, ему нужна была замена трахеи. 10 тысяч гривен я отдала ему. Второй мальчик получил ранение под Луганском. Ему отдала деньги на реабилитацию.

Моя цель очень проста. Если я могу финансово или морально поддержать воинов, которые защищают нашу землю, я это делаю. Это не для галочки, это естественное желание. Стараюсь регулярно адресно заниматься благотворительностью. К примеру, мы с моей семьей ездим в Каменец-Подольский в дом малютки, помогаем. Стараемся хоть как-то скрасить жизнь детям без родителей или из неблагополучных семей.

Фото: фейсбук-страница Алины Шатерниковой

Другие посты блога

Все посты