Tribuna/Биатлон/Блоги/Пхенчхан-Онлайн/Почему Верняев – гордость Украины, и сомневаться в этом стыдно

Почему Верняев – гордость Украины, и сомневаться в этом стыдно

Александр Ткач уверен – олимпийское золото донецкого гимнаста не тускнеет от того, что он фотографируется с россиянами и подписан на Путина.

Автор — Tribuna.com
17 августа 2016, 18:16
63
Почему Верняев – гордость Украины, и сомневаться в этом стыдно

Александр Ткач уверен – олимпийское золото донецкого гимнаста не тускнеет от того, что он фотографируется с россиянами и подписан на Путина.

Мы так заждались золотой медали: ее до обидного долго не было, мы несколько раз были к ней так близки, но каждый раз что-то мешало.

А теперь, когда дождались, выяснилось, что победа дончанина не всех радует. Оказывается, Верняев подписан в инстаграме на два аккаунта про Путина. Плюс что-то еще политически несознательное шейрил у себя папа. До остальных родственников пока не добрались, но это поправимо.

Кроме того, украинец сфотографировался с российским коллегой Никитой Нагорным – и не просто так, а подчеркнуто: мол, смотрите все, даже если хейтеры недовольны, мы дружить не перестанем. Что именно хейтят хейтеры – личную дружбу спортсменов или дружбу «братских народов» – парни не уточнили, поэтому дальше каждый интерпретировал месседж в меру собственной испорченности.

...На самом деле, уже в этом месте я чувствую себя вполне по-дурацки. Логический ряд таких претензий должны были бы продолжить рингтон из песни Кобзона, подслушанный на телефоне Верняева, и трусы расцветки, подозрительно похожей на «георгиевскую ленточку». Этого хватило бы, чтобы довести подобную охоту на ведьм и желание ковыряться в говне совсем уж до абсурда – мне бы тогда не пришлось объяснять очевидные вещи.

Нет украинцев первого, второго и какого-то еще сорта. Государство Украина в реальном, а не выдуманном мире населяют патриоты и ватники, сторонники Европы и любители России, но по большей части люди, которые находятся где-то посередине, в разных точках между этими полюсами. Место на этом графике не влияет на их «украинскость» (кроме как если они сами от нее отказываются).

Никакой другой Украины, кроме вышеописанной, не существует. То сферическое в вакууме государство, в котором все жители прониклись одинаковым национально-патриотическим нарративом и мечтают поскорее достроить стену на востоке – это, возможно, Хоббитания, Лориэн или Ривенделл. Если вас этот грустный расклад не устраивает, вы можете (на самом деле, нет) объявить об отделении Истинной Украины от Презренной Хохляндии по Збручу, Днепру или Ворскле.

Именно поэтому в сборной Украины (как олимпийской, так и любой другой) не может быть спортсменов, не представляющих ее – или представляющих не вполне, а как-то частично, с оговорками. «Украинскость» спортсмена не может определяться его политическими взглядами, пением гимна, фотографиями в инстаграме, лайками в папином фейсбуке, цветом маминой юбки, поездками в Крым и чем-либо еще.

И да, Яна Клочкова – величайший олимпиец в нашей истории вне зависимости от того, была ли она членом «Партии регионов» по любви, по залету или по расчету. И да, Александр Усик – гордость украинского бокса, каких бы взглядов по вопросу «славянского единства» ни придерживался и сколько потных чиновничьих ручонок ему ни приходилось пожимать, чтобы безопасно жить в аннексированном Крыму.

Пытаясь разделить спортсменов на «правильных» и «неправильных», мы никогда ничего не поймем – ни про них самих, ни про их вид спорта, ни про патриотизм вообще. То, что Верняев отказался давать интервью российским журналистам – прекрасное тому подтверждение. С точки зрения «комсомольского собрания» такой поступок абсурден – ломается вся логика, по которой Верняев должен быть расклассифицирован в одну из двух категорий – свои или чужие, настоящие или не настоящие украинцы.

Это не спортсмены дурачки, ничего кроме мышц на тренировках не отрастившие. Это болельщикам пора стать взрослее – и понять, что мир не черно-белый, а люди в нем живут разные. И это прекрасно, хоть и болезненно в наших реалиях.

Спортсмен может любить Украину, но видеть ее сильно иначе и хотеть для нее совсем другого будущего, нежели вы. Это нормально – более того, встречается куда чаще, чем вам кажется.

Спортсмен может не любить Украину, быть индифферентным к ее настоящему, прошлому и будущему, но быть при этом крутым профессионалом и завоевывать медали под ее флагом. Это не очень романтично, но тоже нормально.

(В принципе, если отсечь эти две категории, может оказаться, что «настоящих» олимпийских медалей от Украины в Рио-де-Жанейро можно уже и не ждать).

Спортсмен может любить Украину, но устать и уехать выступать за другую страну. Это еще более грустно, но случается все чаще.

Обо всем этом с Верняевым (и Бубкой, и Ракицким, и Селезневым, и Усиком) поговорить бы по душам – но при нынешнем климате шансов на это минимум: есть мантры, которые обязательно нужно произнести, и есть вещи, которые произносить вслух чревато, даже если ты олимпийский чемпион. Даже если останешься единственным на всю страну.

Другие посты блога

Все посты