Tribuna/Футбол/Блоги/Записки одессита/Записки стюарда

Записки стюарда

Прочитав статью о работе стюардов, решил написать о своих воспоминаниях в бытность стюардом Донбасс Арены

Автор — Михаил Конев
21 января 2014, 23:22
4

 

 Работал на Донбасс Арене (дальше ДА) с открытия стадиона и до Евро-2012. Изначальный отбор работников, еще до открытия, не был таким «жестким», как ближе к Евро. Поясню. Поначалу проводилось собеседование, потом психологические тесты, и теория. Практики минимум, до открытия ведь на стадионе никаких событий не проводилось. Было обычное ознакомление со стадионом, чтоб потом не теряться при вопросах от  посетителей.

 Опыта работы стюарда до Донбасс Арены у меня было ноль целых ноль десятых, поэтому все те установки и правила чуть ли не заучивались, как «Отче Наш». Доходило до казусов  и абсурдных ситуаций. Само собой, на поле находятся футболисты, тренеры и прочие участники. Кроме них – лишь работники стадиона, да и то, не все. И за этим следовало следить. Во время нашего ознакомления со стадионом на поле проводилась репетиция, выходили ветераны «Шахтера», им показывали, откуда и куда они будут идти.  Я же стоял спиной к полю и ничего этого не видел (строго-настрого запретили оборачиваться). Облажаться в первый же день? Ну, уж нет! Так вот. Ко мне подходит мужчина лет 55-60 и спрашивает «а вы не подскажете, где тут сектор 125?». А я ему выпалил «извините, но вам на поле нельзя находиться». Он немного удивился и отвечает мне «почему нельзя? Я ветеран «Шахтера». Потом уже, пока стоял, я вспомнил, кто передо мной был. Валерий Рудаков. Стыдно до сих пор.

 Абсурдная ситуация случилась с одним из стюардов. Болельщики привыкли, что на РСК «Олимпийском», на котором до этого играл «Шахтер», личный досмотр проводили работники милиции, а тут – стюарды. Многие удивлялись, не соглашались, но, таковы правила стадиона. Нам дали установку на этот случай. На входной стороне гейтов, где проходила проверка билетов и личный досмотр, были прикреплены стенды с информацией о правилах стадиона. Один из стюардов останавливающим жестом руки, повторяя, словно робот, одну и ту же фразу, говорил «Остановитесь. Здравствуйте, мы приветствуем вас на Донбасс Арене, пожалуйста,  прежде чем войти на стадион, ознакомьтесь с правилами стадиона».  Занимало это уйму времени, и скоро возле его калитки образовалась очередь.

 Поначалу болельщиков очень удивляло, что они не могут зайти именно здесь, а нужно обходить вокруг стадиона на другую сторону. Но таковы правила, поэтому первым делом стюард всегда должен проверить соответствие билета Зоне, в которую хочет зайти болельщик. ДА разделена на 4 зоны: A,B,C,D. Затем досмотр. Обычно, на это дело уходило минимум времени, стандарт точно не помню, 30 секунд на человека, что ли. Дольше, если человек с сумками. Однако, как мы все знаем, одна из отличительных черт нашего болельщика – прийти на матч за 10-15 минут и надеяться еще, успеть купить на стадионе пиво, перекусить. Собирается очередь, народ нервничает, а стюарды работают в поте лица. Иногда, некоторые нервные просто прорывались и шли своей дороге, не всегда удавалось их вернуть, потому что свое рабочее место покидать нельзя. Это к вопросу о безопасности. В должном объеме, в часы пик и на матчах, которые собирают биток – досмотреть всех нереально. Как бы этого ни хотело руководство. Неоднократно болельщиков возмущало, что «вот они пронесли, а нам не разрешили». И с этим ничего нельзя было сделать, а стюард, работающий у поля, вынужден был выслушивать все, что о нем и его коллегах думают недовольные посетители.

 Возвращаясь к безопасности. Тщательный досмотр тщательным досмотром, а мне рассказали такую историю. Муж преподавателя английского языка в институте, где я в то время учился, на то время работал сапером в МВД. И они, скрытно от руководства стадиона, проводили операцию – один из сотрудников проносил на стадион взрывное устройство. Уж точно не скажу что. Но факт в том, что он пронес. Выводы делайте сами. 

 Иногда стремление безопасности ради безопасности доходило до абсурда. Матч «Шахтер-Металлист». Трое парней подходят к гейтам, показывают билеты. А в это время старшему стюарду по рации сообщают о том, что у них видели флаги харьковской команды. Старший стюард дает команду не пропускать их, им предлагают пройти на гостевой сектор. Они, вполне резонно, отвечают: «мы купили билеты на этот сектор, давайте, мы сдадим в камеру хранения атрибутику, и пойдем смотреть футбол». Но ни в какую. Так их и не впустили. Нечто подобное было и на товарищеском матче Украина-Франция. Взрослые люди, лет 50, две женщины и мужчина, как в разговоре выяснилось – француз, пришли поболеть «за своих» с флагом Франции. Им предложили сдать флаг и войти территорию стадиона. Они сослались на то, что по всей Европе их пускают, а тут вдруг нет. Флаг им пришлось сдать.

 Отдельно стоит вспомнить форму одежды. Поначалу особых требований не было. Со временем, потребовали от всех стюардов  обязательно черный низ. У меня были кроссовки с белыми полосками и черепками. Потребовали заменить или закрасить черепки. Не подходили даже темно-синие джинсы  - только черные. Если кто-то приходил в светлых джинсах – это фиксировалось и потом лишали премии. Кстати, о зарплате. Поначалу платили 16 грн. за час работы + 50 грн. премии. Премии могли лишить в случае, если серьезно «накосячил», опоздал, или, как указывалось выше, пришел не по форме одетым. Да, еще одним требованием было – черные шапки. Если у тебя на шапке эмблема «абибас» или какая-нибудь яркая полоса – снимай и надевай ту, что выдали. Если тебе не хочется её надевать – твои проблемы, и возмущайся, сколько хочешь. А возмущаться было из-за чего. Шапка не закреплялась за тобой, а выдавалась случайно. То есть, неделю назад шапку могла носить длинноволосая девушка, а сегодня ее носишь ты. Про перхоть вообще молчу.

 Сбор на стадион – за 4 часа до начала события. Все эти 4 часа оплачивались. К тому же еще и кормили. Поначалу впечатление одно: «вау, еще и покормят». Но реальность отрезвляла. Выдавали холодный бутерброд, фрукты (яблоки или бананы) и воду. Иногда печенье. В теплое время года – холодный бутерброд съедобен, а прохладная вода – то, что надо. В ноябре или марте – жевать холодный бутерброд  не так приятно. И здесь вспоминались слова руководства о том, что все структуры стадиона (кейтеринг, клиннинг,  служба безопасности) – одна большая семья. Когда мы подходили к работникам фаст-фуда с просьбой подогреть несчастный бутерброд, слышали «печку не включили» или «идите в другое окошко».

После Евро, когда я уже не работал, а просто подходил пообщаться с бывшими напарниками, с которыми сложились великолепные отношения, они мне рассказывали следующее. Система оплаты изменилась. Если раньше собирались за 4 часа до начала, теперь – за 3. Каждый матч получил свою «цену». Если на матч против «Динамо» платят больше, то за матч с «Зарей» уже поменьше. Интересно, а если бы и футболистам так?

 Отдельная тема – курение на стадионе. Поначалу урны стояли в подтрибунных помещениях. Там же ходили дети, женщины, люди ели еду, купленную в фаст-фудах. На событиях, вроде концерта звезд эстрады 80-х этот вопрос решался просто. Людей выпускали за турникеты, где было больше пространства. Во время матча так не сделаешь, потому что турникет  пропускает по билету один раз. И это могло стать проблемой. Как её решили? Запретили курить вообще. Стали курить в туалетах. С этим постоянно борются, стюарды группами заходят в туалеты. Иногда, с работниками службы безопасности, а то и вовсе просят «Беркут».  Кстати, о милиции. Ее на стадионе – минимум. В основном они сконцентрированы на гостевых секторах и на секторе ультрас. По периметру стадиона стоят бойцы службы «Титан».

 

 Вернусь к «рабочему дню» стюарда. Как я уже писал выше, сбор – за 4 часа до начала. За это время успеваем получить рабочую одежду – шапку или кепку, перчатки (личный досмотр проводится только в перчатках), манишку. После вышеупомянутого приема пищи происходит общее собрание, на котором старший стюард зоны (супервайзер) зачитывает отчет о проделанной работе на прошлом матче. Кто провинился, кто отличился. В этих отчетах постоянно назывались проценты выполнения задачи, так называемый уровень качества выполненной работы. Наверняка не помню, но если он опускался до уровня 93-94% - говорили, что плохо работали. Так же нас информировали о грядущем матче. Иногда и тут доходило до абсурда. Постоянно звучала фраза «матч очень важный». Могли сказать, что сегодня, на матче «Шахтер-Заря» или «Шахтер-Севастополь» могут быть столкновения болельщиков, агрессивные действия со стороны крымских болельщиков. Зная, в каких отношениях находятся эти клубы – было наивным ждать какой-либо агрессии.

За 2,5 часа до начала матча или другого мероприятия – все должны быть на позициях. Те, кто работают на секторах – до начала матча должны проверить сектор на наличие  посторонних предметов и неисправности сидений. После матча – проверить, не потерял ли кто ценных вещей. Для тех, кто работает на досмотре, время до начала матча и где-то полчаса самого матча – самое горячее. Потом некоторых в добровольно-принудительном порядке могут забрать на «усиление» сидеть возле поля, или, как это называлось среди стюардов «гонять курильщиков».

Всё заканчивается для стюарда спустя час, максимум полтора после окончания матча.

Пока на этом прервусь, если заинтересует, напишу вторую часть, где подробнее расскажу о работе во время Евро.

P.S. Своего отдельного блога нету, и заводить ради одного-двух постов не стал. Спасибо Владу за выделенную платформу :) 

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Почему так?
4 марта 2014, 01:44
17
Записки стюарда-2
27 января 2014, 17:49
4
Записки стюарда
21 января 2014, 23:22
4
Все посты