Tribuna/Футбол/Блоги/Апельсинова кава/«Веерные отключения – это не самое страшное. Лучше потерпим, но уменьшим нагрузку на энергосистему Украины». Фотограф «Металлиста 1925» работает в энергетике

«Веерные отключения – это не самое страшное. Лучше потерпим, но уменьшим нагрузку на энергосистему Украины». Фотограф «Металлиста 1925» работает в энергетике

Иван Родителев - инженер по ремонту электрооборудования.

Автор — Ірина Козюпа
5 декабря 2022, 16:50
5
«Веерные отключения – это не самое страшное. Лучше потерпим, но уменьшим нагрузку на энергосистему Украины». Фотограф «Металлиста 1925» работает в энергетике

В сентябре страна-террорист Россия начала намеренно и цинично сбрасывать ракеты на нашу гражданскую критическую инфраструктуру. Там откровенно говорят, что хотят оставить украинцев без света и тепла, чтобы склонить к переговорам.

Без газа или без вас? Без вас. Без света или без вас? Без вас. Без воды или без вас? Без вас. Без еды или без вас? Без вас. Холод, голод, тьма и жажда – для нас не так страшно и смертельно, как ваши «дружба и братство», – Зеленский очень точно выразил чувство всей страны.

Почти половина энергосистемы Украины выведена из строя российскими атаками. Украинцы адаптируются к жизни в режиме блэкаутов, а наши энергетики на своем фронте делают все, чтобы возвращать людям свет и тепло.

Это история Ивана Родителева – фотографа «Металлиста 1925» и инженера по ремонту электрооборудования на одном из энергопредприятий Украины. 

«Мы бегаем в убежище по 5 раз за рабочий день»

23 ноября террористы в очередной раз нанесли массированный ракетный удар по объектам критической инфраструктуры Украины. Из 67 крылатых ракет 51 уничтожена (также 5 дронов) силами и средствами нашей ППО.

Пока идет война Иван не все может рассказать из-за вопросов безопасности. Но в общих чертах вспоминает один из прилетов по своему предприятию.

«Это было ночью - где-то месяц назад. Я как раз ехал из Ужгорода, где мы играли против «Днепра-1». Благо, нанесенный удар не привел к значительным повреждениям и человеческим жертвам.

Мы бегаем в убежище по 5 раз за рабочий день. По-другому и быть не может. Как только тревога – сразу в укрытие. Вот сегодня (в день нашего разговора) было 4 тревоги. Человеческие жизни – это самое главное. Остальное уже второстепенно.

Если брать ситуацию кадров в энергетике - очень много людей уволились, выехали, или не возвращаются. Сейчас очень большая нехватка квалифицированных специалистов.

Вчера были прилеты (15 ноября оккупанты выпустили по Украине 100 ракет), и в моем цехе несколько человек не вышли на работу. Люди реально боятся».

Иван объясняет, как все работает после таких массированных ударов и насколько быстро удается исправить повреждения.

«Сейчас русаки своими обстрелами бьют именно по критической инфраструктуре: по подстанциям, ТЭЦ, ТЭС, ГЭС. Мы не работаем каждый сам по себе, а находимся в единой энергосистеме. Все энергопредприятия, как генерирующие так и распределительные станции и подстанции связаны между собой.

Если по распределительной подстанции был прилет и повредили, условно, высоковольтные провода, то их ремонт при круглосуточной работе квалифицированного персонала устраняется за часы. Это те вещи, которые есть в наличии, запасе.

А что касается более сложного оборудования, то в случае попадания туда, оно практически не подлежит восстановлению. А если подлежит, то сроки там от 1-2 месяца до полугода, года. Это все очень емкий процесс».

«Повреждено очень большое количество генерирующих предприятий. И непонятно, когда они будут восстановлены»

В офисе президента ситуацию в энергетике называют сложной, но говорят, что все под контролем. В любом случае все понимают, что нас ждет сложная зима.

«Повреждено очень большое количество именно генерирующих предприятий. И непонятно, когда они будут восстановлены. Если в результате прилета повреждено крупное или дорогостоящее оборудование, то у него, как правило, срок изготовления, доставки занимает очень длительное время. Это не предохранитель или батарейки, которые можно взять и поменять.

А зиму, я думаю, переживем. Было бы идеально, если бы она была теплой. Пусть в батареях будет не 105 и не 95 градусов, а, условно, 70, чтобы создать минимально комфортную температуру в квартире.

Поверьте мне, веерные отключения – это не самое страшное. Лучше мы где-то потерпим 3-5 часов в день, но уменьшим нагрузку на энергосистему Украины».

Кстати, пишу этот текст как раз во время блэкаута при свечах пока есть заряд на ноутбуке.

«Все потребители делятся на определенные категории. Есть, допустим, госучреждения: больницы, родильные дома и так далее. Они относятся к одной категории. Заводы, частные предприятия относятся к другой категории. Есть обычные потребители – это третья категория.

Самая большая нагрузка на энергосистему происходит в часы утреннего и вечернего максимума».

«Потребление электроэнергии на стадионе действительно колоссальное»

Также сейчас важно экономить электроэнергию при ее наличии, это снизит нагрузку на электрические сети. Иван рассказывает, как это можно сделать. 

«Не использовать мощные потребители электроэнергии. Это касается микроволновых печей, стиральных машин, электрочайников, электронагревателей. Проще погреть еду на газе. Если речь идет о стирке вещей, то мелкую можно вообще вручную, а крупную оставлять на одну большую загрузку и по возможности стирать ночью.

Думаю, многие уже перешли на светодиодные лампы малой мощности. Не транжирить свет по комнатам. Это тот минимум, который может сделать каждый житель нашей страны».

В последних турах матчи УПЛ начали ставить на раннее время и тоже экономить электричество. До этого это был какой-то пир во время чумы, когда играли вечером со светом.

«Для меня это тоже был своего рода парадокс, но со временем я узнал, что это связано с телетрансляцией матчей. Потребление электроэнергии на стадионе действительно колоссальное».

«В 1998 году выпустился с «Металлиста» - играл на областном уровне»

У Ивана есть и другая жизнь – Родителев клубный фотограф «Металлиста 1925». Спортивной фотографией увлекся несколько лет назад. Хотя в футболе – с детства.

«В 1998 году я выпустился с «Металлиста» - дальше играл на областном уровне, окончил Политехнический университет и ушел работать в энергетику.

В фотографию я пришел 5 лет назад. Тогда Саша Осипов снимал областные матчи команды «Волчанск». Я увидел его фотографии. На тот момент мне было уже 37 лет, и я не мог угнаться за 20-летними. Решил не уходить из футбола, но больше заниматься фотографией.

Саша на тот момент был для меня эталоном спортивного фотографа. Потом через год-два, когда я собрал арсенал фототехники для приличной спортивной фотографии, познакомился с Виталиком Клюевым (Виталий Витлео также фотографировал для Tribuna.com). Это мой идейный вдохновитель».

Иван вместе с Виталиком снимали вдвоем более 120-130 событий за год.

«Матчи сборной Украины, Лиги чемпионов, когда «Шахтер» играл с «Реалом» и «Интером», пресслужбе горняков за эти матчи отдельная благодарность. Всегда тепло нас принимали в Запорожье, когда «Заря» играла свои домашние еврокубковые матчи.

Тогда это было на честном слове, больше из энтузиазма, набраться опыта. И мне, как футбольному человеку, было интересно. Когда ты на пресс-конференции, а в двух метрах от тебя сидит Жозе Моуринью или Карло Анчелотти, и ты его фотографируешь - это супер.

Немаловажную роль сыграл «Металлист 1925». Это одна из первых команд, которая дала мне аккредитацию. Мне позвонили из клуба в мае – сказали, что нужен фотограф, и я могу приезжать на сборы. Посмотрел рабочий график – все совпадает. Без раздумий беру отпуск и уезжаю на месяц.

Честно скажу – я потом еще за свой счет дней 15 взял. Эти сборы – это были лучшие дни не только во время войны, но и вообще за последние лет 5 моей работы спортивным фотографом. Бессценный опыт».

«Спортивный фотограф должен в футболе видеть поле. Знать, кто куда побежит, куда пойдет передача, навес, кто будет бить»

Для Ивана фотография - это хобби, которое уже переросло в профессию. И вообще, история Родителева – еще один пример большой любви к футболу и своей работе. Парни и девушки, которые снимают украинский спорт – вам респект и благодарность.

«Мы популяризуем футбол. А что касается того, что не ценят нашу работу - мне кажется, что фотографы, особенно спортивные, обесценены. Такое отношение… Не все понимают специфику, сколько труда уходит на это и сколько стоит техника чтобы получить достойный результат.

Это довольно непростая работа. Вроде сидишь и нажимаешь на спусковую кнопку фотоаппарата, но на самом деле именно в этой работе нужна реакция. Она очень важна, чтобы словить момент, начиная от празднований и заканчивая эмоциями тренера, который находится совсем в другой стороне.

Это такие вещи, их надо чувствовать, готовиться к ним. Спортивный фотограф должен в футболе видеть поле. Знать, кто куда побежит, куда пойдет передача, навес, кто будет бить.

Я был в Киеве и знал, что «Динамо» и «Шахтер» играют во Львове. Для меня была не проблема сесть на поезд и поехать. Я очень люблю это дело.

Была мысль поработать на выездных матчах «Шахтера» в Лиге чемпионов, но жизнь внесла свои коррективы. Все пока недоступно. Были варианты выехать за границу, но, если честно, у меня не поднялась рука.

Есть еще и реальная жизнь, и каждый должен работать на своем фронте. Что я и делаю на своем предприятии. Если все побегут, то кто тогда будет работать».

«Когда ты себя нашел в хобби или в каком-то деле, то все финансовые вопросы отступают на второй план»

Родителев научился совмещать свою роботу в энергетике с футболом. Только послушайте, какой у него график.  

«До войны были такие ситуации - Лига чемпионов вечером, в 16:00 отработал, сажусь в машину, еду в Киев, снимаю матч, в час ночи сажусь и обрабатываю фотографии, в два часа возвращаюсь обратно в Харьков и в 7 утра я уже на работе. Вот такие сумасшедшие темпы были.

Запорожье – та же история. Сутками не спал, но я возвращался на работу. В последнее время было несколько дней, когда приходилось брать за свой счет, особенно когда игра через три дня на четвертый, и возвращаться просто нет смысла. О финансах я вообще не задумывался. Когда ты себя нашел в хобби или в каком-то деле, то все финансовые вопросы отступают на второй план. Здесь больше присутствует эмоциональная составляющая.

А работу очень часто приходится делать наперед. У меня это связано с отчетной документацией, со всевозможными планами. Если у меня есть какая-то переработка, то беру отгул. Если нет, то беру за свой счет. Вариантов много, но стараюсь этим не злоупотреблять.

Если сложилась такая ситуация, что мне, к примеру, нужно в понедельник быть на игре, то я выйду и в выходные поработаю. Я знаю, что мне нужно делать наперед, чтобы компенсировать мое отсутствие на работе. Поэтому при большом желании и правильном распределении времени все возможно».

«Арбитр поставил стопроцентный пенальти. А у меня еще такой ракурс получился, что по фотографии чистая «точка»

У каждого фотографа есть история, как по нему попали мячом или врезался кто-то из футболистов. Иван рассказал свою.

«Я снимал, когда «Заря» в Запорожье принимала «Динамо». Виталик Буяльский забил гол и побежал праздновать в мой угол. Я снимал на длиннофокусный объектив, и я уже не могу никуда отойти. А потом понимаю, что со всех сторон бегут футболисты, чтобы отпраздновать этот гол. Они стоят в полуметре от меня.

Это с учетом того, что я взял все свои вещи: рюкзак, чемодан, стул и откинул все это, потому что они чуть не затоптали меня. Смотрел на видео обзор матча. Это было реально смешно. Я тогда уже ничего не фотографировал, потому что было не до этого. С мячом пока ничего такого не было.

А недавно снимал матч «Динамо» - «Александрия» (3:1). И был момент, когда Витя Цыганков бил по мячу, и его в штрафной потянули за футболку. Судил, кстати, Панчишин – наш, харьковский арбитр. И он не поставил стопроцентный пенальти. А у меня еще такой ракурс получился, что по фотографии чистая «точка».

Рядом стоит Вадим Адаменко из FootballHub. Он спрашивает: «Вань, ну что там, был пенальти?» Я говорю: «Да вот, видишь». Он сфотографировал мою фотку. Я потом ему переслал ее в оригинале. И они ее вставили в свой сюжет».

А еще фотографии Ивана можно увидеть на стадионе «Металлист» - в холле, где команды выходят на поле.

«Там висят большие фотографии – 2,5 на 3 или на 3,5 метра. У меня пресс-служба «Металлиста» попросила фотографии и повесила. Для меня это, конечно, было суперсобытие. Руководство клуба выбирало эти фотографии, и я выиграл такую номинацию. Это было круто.

Часто снимал Фареса Балули - он харизматичный, у него необычная прическа, борода, манера игры, колоритный футболист. Его было интересно фотографировать. Он реагировал на мои публикации.

Очень импонировало работать с Исмаили. Это один из немногих бразильцев, который реагировал на посты и давал обратную связь мне, не смотря на свою популярность. Тарас Степаненко довольно приятный в общении. Виталик Буяльский тоже реагировал и нормально относился».

Фото: из личного архива Ивана Родителева

Другие посты блога

Все посты