Tribuna/Футбол/Блоги/Апельсинова кава/Украинец провел три года в «Ювентусе»: работал с Гасперини, тренировался с Дель Пьеро, фотографировался с Зиданом

Украинец провел три года в «Ювентусе»: работал с Гасперини, тренировался с Дель Пьеро, фотографировался с Зиданом

Но вообще не играл в официальных матчах.

Автор — Ірина Козюпа
22 апреля 2020, 18:03
18
Украинец провел три года в «Ювентусе»: работал с Гасперини, тренировался с Дель Пьеро, фотографировался с Зиданом

Но вообще не играл в официальных матчах. Грустная история Сергея Коваленко.

Чернигов – Москва – «Ювентус» – Бельгия – Беларусь – первая лига Украины.

Футбольная карьера украинского нападающего Сергея Коваленко похожа на американские горки. Он родился в Чернигове, сумел попасть в систему «Ювентуса», но упустил свой шанс и закончил играть в чемпионате Черниговской области. Как так получилось?

Коваленко звали в «Динамо» и «Шахтер», он выбрал Москву

Маленький Сергей начал заниматься футболом в 6 лет в родном Чернигове. В школу «Юность» (позже там засверкает Андрей Ярмоленко) мальчика привел отец. Он тоже играл в футбол, а в детской команде был вместе с Олегом Кузнецовым. Уже в 10 лет талантливого парня пригласили в академию «Динамо». Не каждый сможет отказать Киеву, но родители Сергея решили, что сын пока слишком маленький, чтобы покидать родной дом.

Уже в 15 лет Коваленко получил два предложения – звали московское «Динамо» и донецкий «Шахтер». По совету отца Сергей отправился в Москву, но поиграл там всего четыре месяца. Украинец оказался в частной футбольной школе «Академика». Это был бизнес-проект агента Константина Сарсании. Талантливых футболистов собирали со всего СНГ и пытались продать их за границу.

«Мы постоянно играли на различных турнирах во Франции, Италии. Команда была сильная, мы демонстрировали неплохие результаты. За нами наблюдали скауты из ведущих европейских клубов, – вспоминает Сергей в интервью сайту «Sport Arena». – Проживали в Новогорске на Олимпийской базе, куда приезжали на сборы олимпийские чемпионы. Зимой ехали тренироваться в Турцию или на Кипр. Условия были неплохие. С нами занимались английским языком, выдавали экипировку и деньги на карманные расходы».

У Коваленко стали появляться варианты от иностранных клубов. Первый серьезный просмотр был в дубле «Бордо». Украинец находился там две недели, но не подошел клубу. Потом был «Сент-Этьен», но там не сошлись в цене с «Академикой».

«Инфраструктура в «Бордо» шикарная, питались в замке, полей – миллион. Тренером дубля был Патрик Баттистон. Когда шли после тренировки, то смотрим на другое поле, а там Жан-Пьер Папен в дыр-дыр играет. Поразило», – рассказал Коваленко «Матч ТВ».

Сергею пришлось вернуться в Москву. А потом был Турин.

«Ювентус» заплатил за украинца 450 тысяч долларов, в Турине он работал с Гасперини, агентом был брат Конте

После неудач с французами, Коваленко отправился на просмотр в «Ювентус». Интересно, что тогда игроки «Академики» не сами выбирали клубы. За них это делало руководство команды. В Италию Сергей отправился не один, а с еще двумя футболистами – Виктором Будянским, который родился на Харьковщине, и узбеком Ильясом Зейтулаевым. За всех троих в 2001 году отдали миллион долларов, а Коваленко оценили в 450 тысяч долларов.

Важный момент. Игрокам было по 16 лет, и контракты с ними подписали незаконно, ведь тогда они еще не достигли совершеннолетия. Позже это сыграет свою роль в карьере футболиста.

«Вообще просмотр длится неделю. А в «Юве» нас просматривали целый месяц. Оставляли после тренировок, заставляли отрабатывать удары «щечкой», длинные передачи. Такое впечатление, что нас «дрессировали», словно диких обезьян, и мы ничего не умели делать. После просмотра попали в третью команду, а когда адаптировались, то перевели уже во вторую», – говорит Сергей.

Во второй команде «Ювентуса» украинец получал фиксированную минимальную заработную плату – 1500 евро. За полгода уже выучил итальянский язык и мог свободно разговаривать.

«Как-то пришли на тренировку, ждем остальных ребят. И тут Зидан мимо проходит. Мы чуть с ума не сошли. Раздевалки второй команды и главной рядом находились, буквально в десяти метрах друг от друга. К Зидану мы подходить не решались. Попросили шофера, который нас возил на тренировки. В «Ювентусе» тогда такая семейная атмосфера была – игроки и персонал общались друг с другом. В первые несколько дней мы прилично нафоткались: с Дель Пьеро, Давидсом, Саласом».

В молодежке «Юве» Сергей работал с Джан Пьеро Гасперини, который создал прекрасную «Аталанту» и сейчас тренирует Руслана Малиновского.

«Наш тренер Джан Пьеро Гасперини, которого мы прозвали «собака», был сильнейшим тактиком. А мы многое поначалу не понимали. Я, например, в одном из матчей начал бежать открываться на угловой, как нас учили в России, Гасперини за голову схватился: «Откуда вы вообще такие? Кто вас взял?».

Это самое тяжелое было, когда требовалось смотреть на своих, чужих, чтобы у человека, владевшего мячом, минимум три предложения было. Потом постепенно начинал привыкать, с мячом быстрее работать. И такая работа очень помогла. Помню, меня пригласили в молодежную сборную Украины на какой-то товарищеский матч. Я принимаю мяч спиной к чужим воротам, поворачиваюсь и думаю: «А где все? Кто-то вообще будет атаковать?» Вот какая разница! В Италии ты только принимаешь мяч, тебя сзади по ахиллам стукают – давай, мол, быстрее».

Когда игроки первой команды «Ювентуса» получали травмы или дисквалификацию, то на тренировки звали молодых.

«Впечатление производили абсолютно все футболисты. Это были профессионалы с большой буквы. Особенно поражало то, что игроки оставались после тренировок и отрабатывали удары, стандарты. Хотя они и были звездами на поле, но оставались простыми в общении. К молодым футболистам они очень хорошо относились и всегда помогали.

Самой веселой была уругвайская парочка – Паоло Монтеро и Марсело Салайета. Они любили шутить над всеми. А наиболее серьезным был Недвед. Павел – настоящий профессионал, который полностью отдавался работе. Возможно, из-за этого ему и была присуща некая замкнутость.

Эдгар Давидс и Алессио Таккинарди – люди настроения. Они не очень любили общаться с молодыми игроками. Такое впечатление, что эти футболисты находились на своей волне и им не было дела до других. Давидс еще запомнился тем, что иногда высокомерным выглядел – автографы после тренировки болельщикам почти никогда не давал. Когда заходил в магазин покупать вещи, всех просили оттуда выйти. Купит, что ему нужно, выйдет из магазина, тогда только остальных впускали».

Попасть в молодежку «Юве» – это полдела. Большинство игроков так и не сумели пробиться в Серию А и сделать хорошую карьеру.

«Самыми большими звездами из моих сверстников стали Палладино, Миранте, Маркизио и Джовинко. Им даже удалось поиграть за «Ювентус», сборную. А с Абдулаем Конко мы очень хорошо дружили. Он единственный из молодежной команды, у кого был собственный автомобиль. Мы часто собирались у него дома и играли в Play Station».

Непосредственным конкурентом Коваленко за место в основе был Палладино. В итоге, он сыграл за первую команду «Юве» 51 матч и забил 10 голов.

«Раффаэле был любимцем Гасперини, но свою приверженность заслужил хорошей игрой. На тот момент Палладино был сильнее меня. Не зря он в итоге заиграл на хорошем уровне. В заявку на официальные матчи я никогда не попадал. А вот в составе первой команды играл в товарищеских матчах, когда «Ювентус» выезжал в тур по городам. Был небольшой мандраж, но с выходом на поле он исчезал. Со звездами было очень приятно играть».

Уже во взрослом возрасте Коваленко скажет, что пробиться в первую команду того «Ювентуса» было невозможно.

«Единственный игрок на тот момент, который без аренд попал из второй в первую команду был Дель Пьеро. Это живая легенда! Тренироваться и общаться с ним было одно удовольствие – простой парень. Всегда очень хорошо к молодежи относился. Если в городе встречал, всегда останавливался, разговаривал. Просто обалденные люди тогда были в «Ювентусе». У меня дома до сих пор хранится футболка «Юве» с автографом Дель Пьеро.

Это уже после Моджигейта и вылета в Серию В тренерский штаб стал больше доверять молодежи. В основной команде дебютировали Палладино, Маркизио, Джовинко. Но я к тому времени уже был не там».

Сергея на полгода отдали в аренду в клуб Серии С из Рима «Лодиджани» набираться игровой практики. Тренировал команду бывший футболист «Торино», «Сампдории» и сборной Италии Джузеппе Доссена. Коваленко в старте не играл, а выходил преимущественно на замену.

После Рима была аренда в команду с Сицилии «Рагуза», которая тоже играла в Серии С. Этот вариант ироку предложил его агент Джанлука Конте и младший брат Антонио Конте.

«Когда я приехал на Сицилию, то меня там встретили как звезду. Не каждый день к ним в команду попадал игрок из «Ювентуса». Тренер начал мне доверять с первых дней моего пребывания в «Рагузе». Однако пробыл там недолго – всего полтора месяца. В начале чемпионата ко мне подошел президент команды и сказал, что меня зовут обратно в Турин, а там меня ждет высшая лига».

Но там Сергею сообщили, что он будет играть в Бельгии за «Стандард». Так «Ювентус» пытался избавиться от всех молодых игроков, с которыми были подписаны незаконные контракты. Коваленко попал в этот список. Этим делом даже заинтересовалась итальянская полиция.

«Стандард» играл товарищеский матч с «Ромой» в Италии. Ко мне в аэропорту подошли сотрудники полиции и забрали в участок. Там я должен был дать показания о случившемся. Расспрашивали долго, а в итоге пришли к выводу, что я подписал контракт под давлением со стороны руководства «Ювентуса» и меня отпустили».

Со многими ребятами из примаверы «Ювентуса» Коваленко продолжает общаться.

«У нас есть общий чат. Плюс мне постоянно передает посылки человек, который занимался в «Ювентусе» формой. В хороших контактах с ним. Две посылки по 15 кг передал: сувенирную продукцию, экипировку, которую списывают, например».

Стал вице-чемпионом Бельгии, конфликтовал с Муслиным, играл у Кварцяного

После Италии Коваленко начал строить карьеру в Бельгии. Нападающий подписал контракт со «Стандардом» на шесть месяцев с опцией продления на 1 год. Украинец попал в дубль, забивал там почти в каждом матче и через месяц оказался в первой команде. Тогда «Стандард» тренировал Доминик Д’Онофрио.

«Он мне был как второй отец в футболе. Всегда помогал, доверял, поддерживал как на футбольном поле, так и за его пределами. Это был хороший человек во всех смыслах этого слова».

В 2004 году «Стандард» был крепкой командой. В составе играли Ведран Рунье, Огучи Оньеву, Жорже Кошта, Момо Сарр, Эссуа-Экото, Сержиу Консейсау, Феллаини, Камарго, Йованович, Са Пинту.

«Сразу со всеми подружился и привык. Звездами тогда их еще не считал. Разве что поглядывал на Сержиу Консейсау, потому что это был титулованный футболист, поигравший за «Порту», «Лацио», «Интер» и сборную Португалии.

Из молодых выделялся Витсель. Феллаини был очень тягучим. Мне даже как-то по нему звонили из донецкого «Шахтера», спрашивали. Я им отвечал: «Ну как, тягучий, ничего особенного. Разве что головой неплохо играет». В принципе он и сейчас такой. Два шага вперед, два назад – вся его игра. Опыта добавилось, это да. Плюс мощнее стал. Данте к нам пришел уже позже из «Шарлеруа».

Коваленко дебютировал в матче с «Брюгге», был в заявке на матч со «Стяуа» в Лиге чемпионов, играл против «Сельты» в Кубке УЕФА. 

«С «Брюгге» был сумасшедший мандраж. Хотя мы и проиграли, но Д’Онофрио меня похвалил за игру. Затем в прессе писали, что Коваленко – джокер Д’Онофрио. А вообще бельгийская пресса меня любила, я часто попадал на главную обложку спортивных изданий».

Сергей играл в «Стандарде» до 2006 года. За это время он стал вице-чемпионом Бельгии. Новый тренер Мишель Прюдомм не часто ставил украинца в стартовый состав. Коваленко решил уйти в оренду в «Локерен», но там футболист не нашел общего языка с тренером Славолюбом Муслиным (тренировал донецкий «Металлург»).

«Он и был инициатором моего появления в команде, но играть мне не давал. Ему не нравилось, как я действовал на тренировках. У меня были хорошие скоростные качества, поэтому я обычно брал мяч и на дриблинге шел в обыгрыш. Он меня каждую секунду останавливал, говорил, чтобы я отдавал пас и открывался. Ну, начал подстраиваться под требования.

Помню случай, когда во время тренировки мне дали бутылку с теплой водой. Я попросил, чтобы заменили на холодную. Муслин на меня обиделся и постоянно этим упрекал. А второй случай произошел перед игрой. Мне выдали футболку с длинными рукавами, я сказал, что хочу получить нормальную. После этого Муслин на поле меня больше и не выпускал. Я ничего такого плохого не сделал. Просто попросил холодной воды и нормальную футболку. Неужели из-за этих двух обыденных, бытовых вопросов заслужил такую немилость от Муслина? Сам не могу понять. Однако на скамейке запасных я сидеть не хотел и пошел в «Руселаре».

Там у Коваленко тоже не получилось – не сошлись характерами с тренером, а клуб разорвал контракт в одностороннем порядке.

«Причины расторжения договора настолько смешные, что в такое трудно поверить. Я приехал из отпуска с лишними пятью килограммами, а также опоздал на три минуты в клубный автобус. Такое может произойти с каждым футболистом, а виновным сделали меня одного».

После 9 лет пребывания заграницей Коваленко вернулся в Украину. Был на просмотре в «Черноморце» и запорожском «Металлурге».

«Там президентом клуба был какой-то местный авторитет. Ходил с золотым свистком, мог тренировку остановить. Подумал, что со своим характером в этом клубе точно ужиться не смогу. Ребята рассказывали, что после одного из товарищеских матчей он обещал игроку оторвать руку. Ему случайно в нее мячом попало, и пенальти дали. Его реально в команде боялись. Он сам вроде как борец. С ним постоянно вышибалы ходили. Для меня после Европы все это дико смотрелось», – говорил Коваленко о «Металлурге».

В итоге оказался в «Волыны» Виталия Кварцяного. Тренер дал Коваленко зарплату больше, чем у других игроков, и подъемные 20 тысяч долларов. Но луцкая сказка быстро закончилась. 

«На энтузиазме сыграл первые три матча в чемпионате. Даже начал втягиваться в игровой процесс, но уже в следующем поединке Кварцяный заменил меня на шестой минуте. А на следующий день он вызвал меня к себе и говорит: «Ты за «Волынь» больше играть не будешь». И разорвал контракт со мной. Как взял меня за пять минут, так и выгнал за десять.

Что было делать? Мне 24 года. Уже кое-что видел в футболе. Хотелось играть. Уехал в белорусский чемпионат, где меня звали сразу в высшую лигу».

Коваленко выступал за «Торпедо» (Жодино), «Белшину» и «Нафтан», с которым поиграл даже в Лиге Европы и забил «Црвене Звезде». Команда из Новополоцка хорошо рубилась, но дальше прошли сербы. «Нафтан» завоевал национальный Кубок, а Сергей получил звание Мастера спорта Беларуси.

Потом была первая лига Украины («Сумы», «Полтава») и даже чемпионат Черниговской области. Сейчас Коваленко 35 лет – и он мечтает стать хорошим скаутом и открывать новые таланты.

«Сожалею о том, что до конца не раскрылся. Но в этом виню только себя. Я совмещал футбол с такими вещами, с которыми он не совместим. Как оказалось, профессионализма мне не хватило. Талант и данные у меня были сумасшедшие, но я все упустил. Поэтому хочу посоветовать молодым игрокам, чтобы они полностью отдавались футболу и не думали о другом.

Все остальное обязательно будет, нужно просто подождать. Единственная моя ошибка – что не остался в Бельгии. Там я вырос как игрок. Если бы этого не сделал, возможно, моя карьера сложилась по-другому».

Фото: «Ювентус», Getty Images, из личного архива Сергея Коваленко

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты