Tribuna/Футбол/Блоги/Апельсинова кава/Убийство Брагина, Канчельскис – в «МЮ», Ребров – в «Динамо». 5 историй о «Шахтере» до Ахметова

Убийство Брагина, Канчельскис – в «МЮ», Ребров – в «Динамо». 5 историй о «Шахтере» до Ахметова

25 лет назад он стал президентом клуба.

Автор — Ірина Козюпа
11 октября 2021, 15:51
149
Убийство Брагина, Канчельскис – в «МЮ», Ребров – в «Динамо». 5 историй о «Шахтере» до Ахметова

25 лет назад он стал президентом клуба. 

Впервые этот текст был опубликован 27 января 2020-го

«Шахтер» – обладатель Кубка Украины-1995

Донецкий профессиональный клуб был образован в феврале 1989 года, но серьезной финансовой базы не имел. Привыкли жить по схеме: первый секретарь обкома скажет, что нужны деньги для команды – директора шахт и заводов скинутся.

Кроме того, футболисты были приписаны к каким-то предприятиям, где они получали зарплаты. Эта схема работала при Союзе. При позднем Горбачеве прежний футбольный мир рухнул. Теперь надо было учиться, как свести большие деньги и большой спорт. Предпринимались попытки привязать команду к какому-то мощному предприятию. Было несколько кандидатов, но ни один потянуть это дело не смог.

В 1989 году донецкая команда с трудом удержалась в вышке чемпионата СССР. В Кубке также дела не ладились – на 1/16 или 1/8 финала уже все заканчивалось.

В последнем советском чемпионате «Шахтер» провел на хорошем уровне первый круг (не проиграл ни одного матча и только на промежуточном финише уступил «Днепру»), но провалил второй. Как результат – 12 место среди 16 участников.

Первые три чемпионата независимой Украины и половину четвертого «Шахтер» провел под руководством тренера Валерия Яремченко. 

Валерий Яремченко – в центре

Совтав команды тогда выглядел так: Сергей Ателькин, Александр Барабаш, Юрий Биличенко, Евгений Драгунов, Вадим Красников, Василий Мазур, Евгений Манько, Александр Мартюк, Сергей Погодин, Сергей Попов, Сергей Ребров, Виктор Смигунов, Игорь Столовицкий, Юрий Фокин, Дмитрий Шутков, Сергей Щербаков и Сергей Ященко.

В первом чемпионате Украины команды были разделены на две группы. «Динамо» свою группу выиграло, а вот горняки отдали лидерство «Таврии». В результате, боролись лишь за 3-е место, которое уступили «Днепру». В следующим году «Шахтер» вновь остался 4-м, уступив бронзовому «Черноморцу» 4 очка.

Команда переживала непростые времена. Интерес к футболу в городе упал, сам клуб не имел настоящего хозяина – его передавали из рук в руки, но никто из очередных владельцев не мог обеспечить приличного финансирования.

«Зарплату давали холодильниками и телевизорамии. И вопреки всему команда играла, – говорил Яремченко. – Я нарушал все педагогические принципы. Навлекал на себя отрицательную реакцию человека. Заставлял влезать в серьезный конфликт со мной». Этот тренер всегда пользовался репутацией жесткого руководителя, порой даже диктатора. Но большинство игроков считали его родным отцом и стояли за него горой.

«Моя самая первая зарплата в «Шахтере» в 1992-м составляла порядка 100 долларов. Она постоянно росла и в 1995-м после матча Кубка УЕФА с «Линфилдом», когда я забил два мяча, составила уже 300 долларов. Сейчас такие суммы и озвучивать стыдно», – говорил в одном из интервью бывший полузащитник Геннадий Орбу. 

Первые медали, серебро, «Шахтеру» принес сезон-1993/94. Но тогда команда Яремченко оспаривала их в большей степени с идущим третьим «Черноморцем», чем с первым «Динамо», от которого отстала на семь очков. А в следующем сезоне выиграла Кубок Украины. 

Футболисты «Шахтера» вспоминали премиальный расклад перед финальным матчем. Соперником дончан был «Днепр», команда финансово обеспеченная, с немецким тренером Штанге. Игроки узнали, что соперникам за победу обещали по машине. А им самим – всего по несколько сотен баксов.

Один из ветеранов «Шахтера» говорил позже: «Если бы они догадались отдать нам половину своих премий – Кубок был бы у них. Но они не догадались. Пришлось выигрывать». Трофей достался горнякам после победы в серии пенальти. Тогда команда получила первые серьезные премиальные – по 2000 долларов. 

Отпустили Реброва в «Динамо»

Сергей начинал заниматься футболом в родной Горловке. Он также успевал посещать волейбольную и баскетбольную секции, показывал хорошие результаты в школьных легкоатлетических соревнованиях, а вместе с отцом занимался в радиокружке.

Талант юного футболиста был настолько очевиден, что его даже называли «Блохин». Ребров выделялся скоростью, мобильностью, ударом и самым главным – интуитивным пониманием футбола. Уже в 1990 году он успел провести несколько матчей за макеевскую команду, а через пару месяцев 16-летнего парня пригласили в дубль «Шахтера».

Яремченко стал наигрывать Реброва в основном составе: «Когда Ребров окончил школу, взял его в команду. В это время я уже работал главным тренером. Сергей любил тренироваться, анализировать свои действия и действия партнеров. У нас он начал играть, когда ему еще не было 18 лет. Не хватал с неба звезд, много трудился, очень хорошо тренировался. Было видно, что Сергей станет великим футболистом», – говорил Яремченко.

Дебют Реброва пришелся на матч с «Араратом», который проходил без зрителей. На 63-й минуте горняки проигрывали в два мяча и Яремченко выпустил 17-летнего дебютанта. Через 15 минут после выхода на замену он забил свой первый взрослый гол. Правда, спастись от поражения дончане не смогли.

Через две недели Ребров вышел уже в стартовом составе против «Локомотива», а 27 октября впервые сыграл против киевского «Динамо». Гости выигрывали в Донецке благодаря голу Саленко, однако на 62-й минуте Сергей ударом головой замкнул подачу с левого фланга. «Когда я забил киевскому «Динамо», радовался больше жизни. Стадион весь в восторге, я убежал уже, образно говоря, на базар за стадион». «Динамо» все же вырвало тогда победу.

В стартовых трех турах высшей лиги первого чемпионата Украины Ребров забил три мяча. Затем отгрузил дубль «Темпу» в Шепетовке и хет-трик в Николаеве «Эвису». Ребровым интересовались многие клубы. Но Яремченко сказал Серегею: «Жди, скоро за тобой приедут из «Динамо». Вскоре в Донецк прибыла делегация из столицы – лично президент клуба Безверхий с многолетним менеджером «Динамо» Ошемковым.

«Если бы в те времена «Динамо» и «Шахтер» были такими принципиальными соперниками, как сейчас, вряд ли я перебрался бы в Киев, – признался недавно Ребров. – Но на тот момент мой рост возможен был только в «Динамо» – конкурентоспособной европейской команде с квалифицированным тренером.

Валерий Яремченко благословил меня на переход. Да, в первые годы после перехода меня в Донецке освистывали. Там люди не признают предателей, а я как бы предал. В целом, мое сердце было и есть с «Динамо» – это мой родной клуб».

По неофициальной информации, за Реброва «Динамо» заплатило «Шахтеру» 150 тысяч долларов. Также частью трудных переговоров стал Олег Матвеев, который отлично заиграл в Донецке.

Продали Канчельскиса в «МЮ», а Щербакова в «Спортинг»

Мы уже привыкли, что «Шахтер» продает своих игроков в топ-клубы за большие деньги. Но трансфер Канчельскиса в Англию в самом начале 90-х был сенсацией. Ппереговоры о переходе полузащитника в английский клуб прошли 19 марта 1991-го.

В этот день горняки на родном стадионе принимали ереванский «Арарат». Погодные условия заставили хозяев прибегнуть к помощи двох вертолетов, чтобы матч состоялся. Они чуть ли не до самого начала поединка кружили над полем, суша газон. «Шахтер» победил, забив в ворота соперника два мяча. Героем матча стал полузащитник хозяев Андрей Канчельскис – забил первый гол, а второй с его помощью на свой счет записал Сергей Щербаков.

В тот же день решилась судьба трансфера Андрея. Горняки получили за 22-летнего футболиста 650 тысяч фунтов. Смешные для современного футбола деньги, однако тогда это была гигантская сумма, которая очень помогла клубу. Также «Шахтер» обзавелся новым автобусом для команды, микроавтобусом, комплектами формы и стал получать приглашения на коммерческие турниры.

Кроме того, у контракта была и бонусная часть. Если игрок проведет в составе «МЮ» 40 матчей, «Шахтер» получал еще 150 тысяч фунтов, если 80 – 250 тысяч фунтов. А в случае перепродажи футболиста горнякам полагалось 30% от сделки. Именно вокруг этого пункта в середине 90-х и разгорелся грандиозный скандал. Канчельскис стал к тому времени заметной фигурой в европейском футболе. «Эвертон» предложил за него «МЮ» 5 миллионов фунтов. Естественно, англичане отдавать часть денег не хотели. Разбирались долго и в различных инстанциях, и лишь в 1996 году на счет дончан поступило еще 770 тысяч фунтов бонусов.

«Я не знал, в какой именно из манчестерских клубов переходил. Когда вылетал в Англию, никто не говорил мне об этом. Я спросил у своего агента, но он просто сказал: «В Манчестер». Я спросил: «В какой именно клуб?», он ответил: «Не знаю».

Мы прилетели, и нас повезли на «Олд Траффорд». Только тогда я осознал, что перехожу в «МЮ», – вспоминал позже Канчельскис, который дважды стал чемпионом Англии с командой. 

Сергей Щербаков и Золотая бутса чемпионата мира U-20

Еще одним громким трансфером в Европу стал переход Сергея Щербакова в «Спортинг» летом 1992 года. Он считался одним из самых одаренных футболистов СССР начала 90-х.

«В 1991 году в Португалии проводился молодежный чемпионат мира по футболу. Сборная СССР завоевала бронзовые медали, а я стал лучшим бомбардиром первенства, забив пять мячей. Вот тогда на меня, видимо, и в «Спортинге» обратили внимание. «Шахтеру» заплатили 200 тысяч долларов. По нынешним временам – не ахти какие деньги, но тогда суммы трансферов были на порядок меньшими, а уж для Украины того времени это было очень много.

Я получал 7 тысяч долларов. Как я потом узнал, это была самая маленькая зарплата среди всех иностранцев в клубе. Но после 600 рублей на родине, эти деньги казались мне огромными. Ну и плюс квартиру четырехкомнатную дали, «Рено» последней модели – что еще нужно молодому холостому парню?», – рассказал Щербаков в интервью.

Контракт был подписан на 4 года. После перехода клуб помог Щербакову заключить фиктивный брак с внучкой одного из работников «Спортинга», что дало ему возможность получить португальский паспорт и не числиться в команде легионером.

Играл в полузащите и в нападении. В чемпионате Португалии сыграл 25 матчей, забив 5 голов, провел два матча за национальную сборную Украины. В «Спортинге» его тренировал Бобби Робсон, а партнерами были Луиш Фигу, Красимир Балаков, Ивайло Йорданов. Но Сергей был вынужден завершить карьеру футболиста после аварии, в которую попал в декабре 1993 года.

Уволенный из «Спортинга» Бобби Робсон устроил прощальный банкет. Как позже признался Щербаков, он выпивал, но, садясь за руль, чувствовал себя уверенно. Однако 4 раза проехал на красный свет светофора. Возвращаясь домой на своем «Рено», Щербаков на большой скорости столкнулся с машиной местного радиожурналиста. Чтобы извлечь футболиста из покореженного автомобиля, понадобился автоген. Итог – травма позвоночника и паралич обеих ног. Он так и не стал на ноги – прикован к инвалидной коляске.

Хотели заявиться в чемпионат России

Это случилось в сезоне 1994 года. «Шахтер» удачно начал чемпионат, добыв 7 побед в 8 матчах и лидируя вплоть до августовских игр Кубка УЕФА с «Лиллестремом». Но обидный вылет из еврокубка подкосил команду, которая в 9 туре уступила в Тернополе «Ниве» – 1:2.

Уже на следующий день руководство клуба направило обращение на имя главы ФФУ Виктора Банникова и министра спорта Валерия Борзова – жаловались на судейский произвол. Горняки требовали восстановить справедливость, грозились сняться с чемпионата и заявиться в первенство России.

Исполком ФФУ признал ошибки судей, но переигрывать матч отказался. Тогда президент донецкого клуба Ахать Брагин сообщил, что «Шахтер» прекращает участие в чемпионате. Что интересно, его поддержало руководство киевского «Динамо». ФФУ сдалась и аннулировала результат игры. А «Нива» взяла и победила в переигровке еще увереннее – 2:0.

Брагин погиб на стадионе во время матча

Ахать Брагин

Подъем «Шахтера» начался с Ахатя Брагина. С 1994 года и до своей смерти он был президентом клуба. В криминальных кругах его знали, как Алика Грека, главного авторитета в Донецке. Брагин был большим фанатом команды, которая находилась тогда в плачевном положении.

«Шахтер» будет участвовать в самых престижных соревнованиях в Европе. Перед тренером и игроками ставлю самые серьезные задания. Увидите, через короткое время в нашем городе будут проходить матчи УЕФА», – обещал Брагин.

Он даже дал задание пресс-службе, чтобы все матчи «Шахтера» показывали по телевидению. Ближайшие планы он сформулировал оригинально, мол, мечтает сделать так, чтобы команда смогла выкупить назад у «Манчестер Юнайтед» Канчельскиса. Но больших денег в команду пока не спешил вкладывать.

А 15 октября 1995 года Брагина взорвали на стадине «Шахтер» в начале матче против «Таврии». Ему было 42 года, и это было не первое покушение на его жизнь.

Взрыв на стадионе организовали профессионалы. В радиоуправляемом взрывном устройстве было около 5 кг пластида. Брагин приехал на стадион с опозданием. Когда он заходил в VIP-ложу, матч уже шел около двух минут. В этот момент и прогремел взрыв. Погиб президент и 6 его охранников, тяжелое ранение получила буфетчица.

Брагин был опознан только по часам Rollex. Очевидцы взрыва утверждают, что из-за шума, который обычен на спортивных аренах, многие вообще подумали, что фанаты взорвали мощную петарду. Благодаря этому удалось избежать паники и вывести народ с трибун.

«Мы принимали «Таврию», но я в тот день не играл. Сидел на трибуне, отбывая дисквалификацию за перебор желтых карточек, – вспоминал бывший полузащитник «Шахтера» Геннадий Орбу. – Только сели, арбитр дал свисток, сыграли 2-3 минуты – и взрыв. Мы сразу не почувствовали – только увидели дым. Болельщиков, к счастью, было маловато.

Матч не останавливался до того момента, пока люди не выбежали на поле. Когда арбитр остановил игру, мы собрались в раздевалке и не знали, что случилось. Не знали, пока к нам не зашел Равиль Сафиуллин, первый вице-президент «Шахтера». В руках Сафиуллин держал часы Брагина. Мы поняли: случилось что-то страшное. «Президент погиб» – сказал он».

Равиль Сафиуллин

Игру переиграли спустя 16 дней – 31 октября. Деморализованный «Шахтер», который и без того неудачно выступал в чемпионате, не смог обыграть крымчан, все закончилось безголевой ничьей. «Шахтер» провалил тот сезон, финишировав лишь десятым.

«Брагин обожал футбол, «Шахтер» был его детищем, – говорит бывший грузинский футболист «Шахтера» Юрий Габискирия. – Ребятам часто говорил, что боюсь находиться с ним рядом. Было такое ощущение, что взорвут его.

Он приезжал на базу в окружении огромных ребят на четырех-пяти 600-х «Мерседесах». Даже тогдашний президент Украины Леонид Кучма с таким шиком не ездил. На шее у них – огромные золотые цепочки. Брагин приезжал на тренировки, наблюдал за процессом и ехал по делам. Позже я стал игроком «Кривбасса», и именно тогда пришло известие о том, что владелец «Шахтера» трагически погиб».

Бывший форвард «Шахтера» Сергей Шищенко приехал в Донецк в 1994 году. Брагина видел всего лишь один раз на базе.

«Там была куча убийств. Я только и слышал: того расстреляли в центре города, того убили, там что-то еще. Думал, куда я попал вообще, что происходит.

Но футболистов «Шахтера» определенное время вообще никто не трогал. Даже машины не воровали и в квартиры не лезли. Потому что понимали, кто занимается «Шахтером», кто президент и так далее».

Впоследствии были найдены исполнители – люди из группировки Евгения Кушнира (у которых Брагин, как утверждалось, отобрал прибыльный бизнес) и специально приглашенный московский киллер Вадим Болотских. А вот заказчиков убийства так и не установили.

Через год после смерти Брагина президентом «Шахтера» стал Ринат Ахметов. С 11 октября 1996 года началась новая история клуба.

Фото: «Шахтер», FootBoom

Лучшее в блогах
Больше интересных постов
Показать еще 149

Другие посты блога

Все посты