Tribuna/Прочие/Блоги/Магия спорта/Как журналист из Украины стал заробитчанином в Польше

Как журналист из Украины стал заробитчанином в Польше

В мирное время много писалось в прессе о том, как украинцы массово покидают родную страну и уезжают на заработки в другие государства. Мне из-за войны пришлось вместе с семьей выехать в Польшу, и там я на личном опыте убедился насколько сложен труд так называемых заробитчан.

4 июля 2022, 15:03
5
Как журналист из Украины стал заробитчанином в Польше

По оценкам некоторых экспертов количество трудовых украинских эмигрантов составляет 4,5 миллиона человек. Это явление связано с тем, что заграницей оплата труда намного выше, чем в Украине. За 2021 год трудовые мигранты перевели в Украину рекордные 15 млрд. долларов, из которых 14,98 млрд. долларов – в качестве оплаты труда. Больше всего, 4,3 млрд. долларов, поступило из Польши. В Украине появился термин для обозначения подобных мигрантов – «заработчане», обозначающий многочисленных украиноязычных экономических мигрантов (гастарбайтеров), работающих в Восточной и Западной Европе.

В очень далёком 1974 году, когда мне было 16 лет, я смотрел телетрансляции с чемпионата мира по футболу, который проходил в ФРГ. Там очень классно выступала сборная Польши, в составе которой выделялось своей игрой атакующее трио Гадоха - Лято - Шармах. Так вот, я был в восторге от игры той польской сборной. На чемпионате мира сборная Польши завоевала бронзу, а до этого в 1972 году стала Олимпийским чемпионом по футболу, выиграв Олимпиаду в Мюнхене. Лято звали Гжегош. Если бы кто-то сказал мне тогда, 16-летнему юноше, что через 48 лет, я буду находиться в Польше, и не просто находиться, а жить там и работать, а руководить мною, моим бригадиром на польском заводе будет поляк по имени Гжегош, то я бы покрутил указательным пальцем у виска – «Ты, мол, с ума что ли сошел, дорогой товарищ». Для меня такое было чем-то архи нереальным, чем-то похлеще любой фантазии писателя-фантаста Александра Беляева, книгами которого я тогда зачитывался. Но судьба именно так распорядилась... Эвакуация в Польшу была вынужденной. Когда орки бомбили родной Харьков и после недельного сидения в подвале моя семья приняла решение покинуть Харьков, никто не думал, что в мае 2022 года я буду работать на польском заводе. В начале думали отсидеться, переждать весь этот кошмар на Западной Украине. Так - я, моя дочь, супруга и трехлетний внук оказались в Ивано-Франковске. В голове было много мыслей. О том, что начнётся одна из самых кровавых войн за всю историю Украины в 21-ом веке, когда я буду на пенсии и наступит период тихой старости, мне даже не представлялось в самом жутком сне. Находясь в западной части Украины, сильно переживал за тех близких, кто остался в Харькове, за каждого харьковчанина, оставшегося под бомбежками переживал. Сердце болело. Ибо невозможно было видеть в Интернете, во что превращает город дикая российская орда выродков. Немного успокаивало то обстоятельство, что единственный родной внук уже перестал заикаться и плакать, ибо в подвале харьковской многоэтажки, он не оставался обычным харьковским ребёнком, а превращался в охваченного страхом человечка, становился нервным и не понимал, почему взрослые затащили его в этот грязный пылкий подвал, и почему так громко что-то бахает на улице. В начале нам было неплохо в прикарпатском тихом городке. Неплохо в плане бытовом, ибо в душе было такое, что хуже не придумаешь. В Харькове осталась тёплая, уютная квартира с сделанным недавно ремонтом, а новости поступали тревожные одна за другой. 

Наше пребывание в Ивано-Франковске закончилось тем, что каждую ночь, стали объявлять воздушную тревогу. А потом эти тревоги уже объявлялись и днём. Неужели война и здесь нас настигает? В конце концов решили двигаться в Европу. Когда добрались до приграничного поселка Шегини, что во Львовской области, я был поражен увиденным. Тысячи молодых мам с колясками, с детьми на руках... Некоторые плакали. И у всех был растерянный вид... Многие не осознавали, что происходит, почему они здесь. Страха, в  чистом виде страха, я в глазах украинских беженцев не увидел. Многие разговаривали по мобильному телефону, рассказывали, какая обстановка на границе, кто-то с удивлением рассматривал аниматоров, стоящих у пункта пропуска и раздающих детям сладости. Когда пересекли границу, то на польской стороне увидели более 20 палаток волонтёров из разных стран мира. Точно видел палатки из Израиля, Франции, Великобритании, Канады, США, Италии, Испании. Много было журналистов с телекамерами. Волонтёры раздавали еду, одежду. Предлагали волонтеры поехать в Данию, Германию, Францию.

Мы, отстояв большую очередь, сначала на бесплатном автобусе доехали до Пшемыслава, а оттуда уже до Варшавы. У дочки в Варшаве находилась подруга, которая там работала и могла бы помочь дочери устроиться на работу туда, где сама трудилась. Сначала за свои деньги поселились в варшавском хостеле. Потом бесплатно две недели пожили в квартире, которую сняли для нас волонтеры. Но затем, когда дочь официально трудоустроились, надо было уже арендовать жильё за свои деньги. 

Польское государство даёт одноразово 300 злотых на человека и 500 ежемесячно, если есть ребенок. И вот постепенно пришло осознание - ты на чужбине и начался этап жизни на чужбине... И получается, что ты вынужденно оказался в "шкуре" эмигранта. Быстро пришло понимание того, что, живя в другой стране, нельзя постоянно жаловаться на судьбу.

Прежде всего, подумал о том, чем и как я могу быть полезен родной Украине, находясь здесь в Польше. Тут знакомый из Харькова, ныне служащий ВСУ, обратился за помощью, ему была необходимо кое-что из военной амуниции. Конечно, помог ему. Главное, не чувствовать себя  оторванным от страны, тогда тоска по родине будет не такой острой. После этого начал поиски работы и быстро выяснилось, что люди с возрастом 60+ не нужны польским государственным предприятиям и польским бизнесменам, занимающимся различной предпринимательской деятельностью. Друзья посоветовали обратиться к посредникам, фирмам помогающим, естественно, не бесплатно трудоустроиться украинцам  в Польше. Так я вышел на одну так называемых «Агенций праці». 

Выяснилось, что 99% агенств по трудоустройству работает по следующей схеме: они подписывают договора на поставку рабочих на большие фабрики и заводы и за это получают проценты с зарплат заробитчан. Выглядит это следующим образом, час работы на каком-то рабочем месте стоит, допустим,  19 злотых, а рабочий, которого агентство пришлет на это предприятие будет получать 15. В основном они подписывают контракты на поставку 50 рабочих, а теперь простая математика - 4 злотых умножаем на 50 работников и умножаем на 8 часов работы, и получаем 1600 злотых, а это только дневной заработок с одного контракта. К сожалению, ситуация зашла слишком далеко и на данном этапе никто реально не в состоянии помочь этим людям, которые устроились через «Агенции» получать то, что они зарабатывают.

Нужно быть очень внимательным выбирая агентство, которому доверяете поиск работы, потому что в любой момент хорошее отношение к вам может превратиться в принуждение к работе. Там в контракте есть пункт, что если контракт подписан на три месяца, а вы хотите покинуть предприятие, на которое вас устроило агентство, раньше, чем три месяца, то с вас возьмут штраф (сумма штрафа колеблется от 500 до 1500 злотых), а ещё могут вычесть деньги за комплект рабочей формы, получаемой от работодателя. Если отработать весь контракт, то штрафа не будет и вычета за рабочую одежду тоже не будет. Также необходимо предупредить о желании уволиться не позднее, чем за 14 дней до увольнения (не оповещение агентства об этом и не отработка двух недель, снова грозит наложением штрафов). То есть надо очень тщательно подходит к выбору места работы, на которое вас направляет агентство. Часто-густо менеджеры агентств описывают одни условия на предприятии, а на деле условия там совершенно другие.

Итак, попал я через агентство по трудоустройству на завод железобетонных конструкций в польском городе Быдгощ. Работает предприятие в одну смену. Начало рабочего дня с 7 утра, окончание в 17:00. То есть 10 часовой рабочий день. Суббота короткий вдвое рабочий день. Воскресенье - выходной. Перерыв всего 30 минут. И поставлен он вне всякой логики. Согласитесь, что перерыв должен быть посредине рабочего времени. А тут, проработал три часа, отдохнул, вернее, принял пищу и далее шесть с половиной часов без перерыва до конца смены работаешь. Причём, перекуры так называемые априори не возможны. Во-первых, идёт постоянный процесс подвоза бетона, а наша задача подготавливать  конструкции для заливки и бетон надо использовать   пока он не застыл. Конструкций надо сделать достаточно много. Всего, включая  меня, на изготовлении конструкций работало 8 человек, ещё 6 человек работало на бетоне, то есть на заливке бетоном приготовленных конструкций. Во-вторых, поляки, коих было 5, постоянно кричат на нас, заробитчан, подгоняя работать быстрее и не стесняясь при этом в выражениях, называя нас «курвами» (популярное в Польше матерное слово) и употребляя другие «матюки» на ломанном русском. Даже сходить во время работы в туалет по малой нужде проблема. Нужно найти редкий момент небольшого затишья и быстро сбегать по нужде. Водой, спасибо, снабжают нормально. Минеральной воды много и баклажки с ней рядом с рабочим местом в большом количестве имелись. Ещё стоит упомянуть о входе на работу. Надо заходить в цех с выданным тебе «ключом-магнитиком» и отмечаться на специальном устройстве. То есть хозяин завода на компьютере хорошо видит, кто опоздал на работу и на сколько. И уйти раньше нельзя, опять же устройство четко фиксирует время твоего ухода. Хозяин завода, честное слово, впечатления бизнесмена не производит. В первый день работы вижу ходит по цеху средних лет мужчина. Одет в спецовку, и частично в обычную одежду... Подходит ко мне и просит на польском языке, чтобы я не забыл по окончанию работы убрать рабочее место... Ну, думаю, это какой-то уборщик. А ребята мне говорят – «ты, только что разговаривал с владельцем завода». Пешком на работу - 55 минут и пешком с работы 55 минут. Труд адский и всего 30 минут перерыв. То есть 9 часов 30 минут адского физического труда в непростых условиях. Станки в цехе дряхлые и опасные. Есть опасность получить увечье, физическую травму на всю жизнь. Хорошо, что выдали обувь с металлическим носком. Ибо арматура тяжёлая и бывает падает на ноги.

Хотя 10 часов отходить в неудобной обуви, конечно, тяжко. Кто со мной работал... Из 9 человек заробитчан так называемых - 2 грузина, двое из Молдавии (одна из них женщина), один белорус и 4 украинцев. Все трое украинцев, что работали со мной приехали в Польшу ещё до войны. Грузины Гога и Ираклий – отличные ребята, вернее мужчины средних лет, неплохо говорят по-русски. Рассказывают, что в Грузии сейчас трудно найти работу. То есть работа есть, но платят там по их словам «копейки», вот и подались в Польшу на заработки.

С молдаванами особо не общался. Молдаванин и молдаванка любят шутки, всегда приятно было наблюдать их улыбающимися, и даже в конце трудового дня у них хватало сил на то, чтобы пошутить. Евгений – белорус из Минска. Люто ненавидит Лукашенко. Ему 22 года. Участвовал в митингах против Лукашенко. Говорит ему омоновцы сломали в августе два ребра. Теперь немного информации об украинских заробитчанах. Влад из Запорожья, в Польшу приехал из Запорожья осенью прошлого года. Александр - бывший бизнесмен. Из Славянска. Приехал в Польшу в 2014 году. Уже успел сменить порядка 10 мест работы. В принципе неплохо живётся ему тут, снимают с женой приличную квартиру в Быдгоще с арендной платой 1200 злотых, уже купил автомобиль. Максим молодой парень. Здесь в Быдгоще работает его отец, только на другом предприятии. О хостеле теперь. Похож на обычную студенческую общагу советских времён. Длинный коридор с комнатами. Общий душ, туалет и кухня с двумя электрическими плитами и холодильником. В комнатах двухярусные кровати, стол и два-три стула. Живут в комнатах по 4-5-6 человек.

Самое неприятно то, что в комнатах нет шкафов для одежды. И всю одежду надо размещать на быльцах кроватей, а сумки и чемоданы хранить под кроватями. Магазин, который рядом с хостелом, всё продает по завышенным ценам. Ближайший нормальный магазин с приемлемыми ценами  находится очень далеко от хостела, минут 45 ехать на трамвае. Что касается того, что может стоит избегать посредников при устройстве на работу и самому идти к польскому предпринимателю и самому трудоустраиваться. Тут нет у меня четкого ответа - как лучше. 

Вот что мне поведал Влад из Запорожья. Он до этого работал на строительстве мостов, куда устроился работать самостоятельно. Так вот поляк, хозяин строительной фирмы при увольнении и окончательном расчёте с ним сильно его обсчитал. Влад на строительстве мостов заработал 1200, хотя обещали 3800. Польский работодатель высчитал у него с зарплаты деньги за спецовку, за подвоз на работу, наложил на него штраф за брак на работе и за то, что Влад попался на несоблюдении правил техники безопасности. Хозяин фирмы Владу сказал, мол, помнишь, инспектор по качеству приходил измерял наклон бетонной плиты, вы ее положили неправильно. С меня штраф, я его высчитываю с тех, кто клал эту плиту. А помнишь, инспектор по охране труда приходил, и ты был без каски. Снова штраф и снова вычет из зарплаты. И за Влада вступиться было некому. А тут есть как бы некая защита, агентство по трудоустройству, защищая свои заработки на Владе, не позвонить польскому работодателю так нагло обсчитать его.  Как говорится, неизвестно, где потеряешь больше.

И в конце о том, сколько мне платят и сколько же я могу заработать. По контракту мне платят 17 злотых на руки чистыми за один час работы. Рабочая неделя - 55 отработанных часов. Умножаем на 17, получаем 935 злотых за неделю. Если посчитать заработок за месяц, то где-то получится около 3900 злотых. Чтобы перевести в гривны надо умножить на 7 (курс: 1 злотый –  это 7 гривен). Получаем цифру около 27 тысяч гривен в месяц. Хостел бесплатный, но надо вычесть на питание. Это около 4 тысяч гривен в месяц. Значит, реально можно заработать 22-23 тысячи. Понятно, что на разных предприятиях разная оплата, где-то платят по 13 злотых за час, а где-то по 21 золотому в час. Есть предприятия, где рабочих бесплатно кормят. По-разному бывает... Но пока на данном этапе заработать в Польше можно больше, чем в Украине.

Вот такое мое наблюдение и изучение ситуации по заробитчанам на собственном опыте.